Подтверждение полноты Качеств Всевышнего Аллаха




Путем разума

 

1) Указание разума на его Качества:

 

«Къудра» – сила.

 

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Если ты узнал, что Аллах является твоим Создателем, то всем известно, что этот Создатель должен быть «къадиран» (мощным, сильным). Ведь любой, кто делает какое-то действие, не может его совершить, кроме как будучи способным на это. Как, например, неодушевленные предметы, как камень, вода или горение огня, во всех них есть «къудра» (сила, мощь, например: у камня есть мощь, поэтому он твердый, или огонь горит потому, что способен на это, или вода течет из-за силы, которая в ней есть).

Также растения существуют из-за той силы, которая имеется у них, и также действие любого животного или человека не осуществляется, кроме как посредством силы в них.

А ведь создание является самым великим действием и на это никто не способен, кроме Аллаха. И способность сделать это выше любой способности, и ничья мощь из Его созданий не может сравниться с этой мощью».

 

«’Ильм» – знание.

 

Также такое качество, как создание требует от себя другое качество, а это знание. Так в Его создании проявляется Его совершенство и красота, от чего поражаются многие умы. И нет сомнений, что создание не может произойти, кроме как от Того, Кто обладает знанием.

 

«Ирада» – желание.

 

Также как наше знание о том, что Он создает, требует от нас принять то, что у Него есть «ирада» (желание), которая в свою очередь указывает на Его знание, ведь он не может желать, кроме как, основываясь на том, что чувствует или о том, что думал.

 

«Хайат» – жизнь.

 

И если мы подтвердили, что Он «Къадир» и «‘Алим», то это требует от нас принять то, что он «Хайи», также такое качества Аллаха как «желание» требует от себя качество «хайат».

 

«Сами’ан» – Слышащий, «Басыран» – Видящий,

«Мутакаллиман» – Говорящий.

 

Если «Аль-Хайй» не будет «Сами’ан» «Басыран» «Мутакаллиман», то получается Он описан теми качествами, которые противоречат этому, а это такие качества, как слепота, глухота, и невозможно их представить в отношении нашего Господа, и поэтому Он описан такими качествами как: «Ас-Сами’» «Аль-Басыр» «Мутакаллим».

 

«Хаким» – Мудрый.

 

А «ирада» (желание), в первую очередь, оно должно соответствовать мудрой цели, если же нет, то это будет глупостью, а Всевышний Аллах возвышен от этого и поэтому Он должен быть описан таким атрибутом, как «Хаким».

 

«Ар-Рахим» – Милостливый.

 

Либо Он стремится принести пользу Своим созданиям, либо принести вред и мучение, либо не желает ничего из этого. Второе – это зло, произвол и наш Господь выше этого. Третье же считается глупостью (которое также не подобает нашему Господу), поэтому мы скажем, что Он Свят и велик, «Рахим» Милостивый также как он «Хаким» (Мудрый)».

 

2) Указание следа на того, кто его оставил:

 

Тот, кто создал свое творение обладающим знанием, слухом, зрением более достоин того, чтобы быть самому живым, способным, слышащим и видящим.

Ведь тот, кто создал что-то идеальное или совершенное достоин того, чтобы быть самому описанным этим совершенством. Как сказал Всевышний Аллах: «И сказали: «Кто может превзойти нас силой?» Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Сура «Аль-Фуссилят», 15 аят).

Все что мы видим в созданиях из проявлений силы и мощи указывает на то, что Аллах намного мощнее и сильнее: «Ведь Он их Создатель».

Также те знания и жизнь, которые находятся у Его созданий, указывает на то, что Аллах более достоин того, чтобы быть описанным жизнью, знанием и также это касается всех других качеств полноты, совершенства и восхвалений. Этот путь подтверждают большинство разумных людей.

 

3) Путь аналогии превосходства (тем более):

 

Путь превосходства заключается в том, что если полнота какого-то качества присутствует в каком-то из Его созданий, то Всевышний Аллах более достоин этого качества полноты: «У Аллаха лучший пример». Этот аят, указывает на то, что если какое-то создание, которое было недавно созданным, может быть описанным каким-то совершенным описанием, то Аллах, Который всегда был и Который является Создателем, более достоин чтобы быть описанным каким-то качеством полноты (каждое создание Аллаха имеет срок своего сотворения. И до того, как Аллах сотворил его, это создание не было описано каким-либо качеством. А Аллах всегда был. У Него нет начала и конца существования, и поэтому Он более достоин того, чтобы быть описанным качеством полноты).

 

Сказал Шейхуль Ислам: «И Коран приводит доказательство как через этот путь, так и через другой, а также доказательство через указание следа на того, кто его оставил, является более полным…

Доказательство через аналогию превосходства заключается в том, что Он более достоин совершенства, так как Он лучше. Доказательство через указание следа на того, кто его оставил, заключается в том, что именно Он сделал Свое создание полным, дав ему описания полноценности».

 

Замечание, связанное с правилом совершенности. Относится ли это правило ко всем описаниям? Поскольку есть такие описания, которые могут быть полноценными в отношении кого-то из Его созданий, но в отношении Аллаха являются недостатком.

 

На этот вопрос ответил Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Нужно остерегаться от тех вещей, которые могут быть качеством полноценности в отношении созданий, но быть недостатком в отношении Создателя, как например, еда и питье. Ведь здоровый человек, который ест и пьет, намного лучше того, кто болеет и не желает питья и еды, так как еда и питье придает человеку сил.

И если представить, что человек лишен этих качеств (еды и питья), то это будет недостатком с одной стороны, но с другой стороны нужда в еде и питье требует от себя той вещи, куда она помещается, а это в свою очередь требует от себя нужды в испражнении этих вещей. А тот, кто не нуждается в том месте, чем он принимает еду, он более полноценный, чем тот, кто нуждается в этом. Ведь тот, чья полнота зависит от чего-то другого, более неполноценен, чем тот, кто ни в чем не нуждается. Ведь тот, кто богат и не нуждается ни в чем, выше того, кто богат посредством чего-то. И поэтому тот, кто богат сам по себе, более совершенный чем, тот, кто становится богатым, завися от чего-либо.

И поэтому есть такие вещи, которые могут быть качествами полноценности в отношении Его созданий и быть недостатком в отношении Его Создателя. И поэтому все, что подвержено исчезновению, противоречит качествам кайюмия и также то, что требует обновления, противоречит качествам постоянности или те качества, которые постоянно нуждаются в чем-либо, противоречит богатству».

 

Более правильным является то, Аллах знает лучше, что такие качества как еда, питье или нужда иметь детей не является качествами совершенности, даже в Его созданиях. Так как, Тот, кто может без этого обойтись большой промежуток времени, не причиняя себе вреда, намного лучше того, кто не способен обойтись без этого и, если бы эти качества были бы качествами полноценности, то тот, кто бы их делал, был бы более совершенен, чем тот, кто их делает меньше.

И как пришло достоверно из жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он постился несколько дней, не разговляясь вовсе, и дни шли друг за другом, количество этих дней было семь или восемь, и вот это качество считается из полноценных качеств человека.

Также это касается некоторых животных, которые способны на протяжении многих дней обходиться без еды и питья лучше и полнее, чем те, кто постоянно нуждаются и не могут обойтись без еды и питья. И именно поэтому некоторые животные считаются лучше других, как, например, верблюд или другие.

И здесь понимается, что приведенные качества не являются качествами совершенности, даже в Его созданиях, а они будут качествами совершенности только к тем, кто нуждается в этом и, поэтому, данная оговорка (обособление) выводит эти качества из качеств совершенства.

И поэтому наше правило: «каждое полноценное качество, которое есть у Его созданий, указывает на то, что Аллах более достоин того, чтобы быть описанным им», – касается только тех качеств, которые абсолютны со всех сторон. Аллах знает лучше.

 

 

Материал:
1. «Маджуму’уль фатава» Шейхуль Ислама ибн Таймии 16, 353-363

2. «‘УлуЛлах ‘ала Халкихи» Дуайши стр.18

3. «Манхаджу Саляф уаль Мутакаллимин» Джабира ибн Идриса 1, 387-389

Четырнадцатый урок

Подтверждение качеств совершенности Всевышнего Аллаха через «сам’» (путем Корана и Сунны)

Подтверждение качеств совершенности Всевышнего Аллаха наблюдается в суре «Аль-Ихляс», которая содержит в себе подтверждение Его Имен и Качеств и «танзих» (очищение), а также в Словах Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», 11 аят).

 

Подтверждение качеств совершенности Всевышнего Аллаха в свете суры «Аль-Ихляс»:

(1) Скажи: “Он – Аллах Единый (Ахад)”.

 

Смысл слова «Ахад» – Единственный, у которого нет ни равного, ни помощника и ничего остального подобного Ему. Слово «Ахад» не используется в подтверждении, кроме как на Всевышнего Аллаха, так как Он Тот, Кто достиг предела совершенства во всех Своих качествах (описаниях) и поступках.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «И именно поэтому в этой суре пришло разъяснение Имени «Самад», но не пришло разъяснение Имени «Ахад», так как словом «Ахад» не подтверждался никто, кроме Аллаха, в отличие от Его имени «Ас-Самад» ведь арабы называли своих господ «самад». Сказал Йахья бну Касир: Ангелы называются самад, также и люди, здесь же слово «самад» указывает на то, что Аллах отличается полнотой такого описания, как «ас-самадияту»».

 

(2) Аллах Самодостаточный (ас-Самад).

 

(3) Он не родил и не был рожден.

 

Шейхуль Ислам привел много мнений от саляфов в отношении смысла «Самад», сказав, что все они являются правильными. Другие же сказали, что эти смыслы противоречат друг другу, и самые известные среди них это два:

 

1. «Самад» – это тот, у кого нет внутренностей. На этом мнении большинство сподвижников, таби’инов и большой группы ученых. Это передано от ибн Мас’уда, как с его слов так и слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибн ‘Аббаса, Хасануль Басри, Муджахида, Са’ида бну Джубайра, ‘Икримы, Даххака, Садди и Катады.

Сказал Ша’би: «Он тот, кто не ест и не пьет».

Также передается от Мухаммада бну Ка’ба и ‘Икримы: «Он тот, от которого ничего не выходит».

 

2. Он тот, в ком испытывают нужду все Его создания. На этом мнении были некоторые саляфы и халяфы, а также большинство ученых по языку.

Передается от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал в отношении Имени «Самад»: “Господин, который достиг предела своего господства; святой, который достиг предела святости; великий, который достиг предела своего величия; мягкий, который достиг предела своей мягкости; знающий, который достиг предела своих знаний; мудрый, который достиг предела своей мудрости. То есть Тот, Кто достиг совершенности во всех смыслах святости, господства. Эти качества принадлежат только Ему одному, и никто не может быть подобным Ему в этих качествах, так как нет ничего подобного Ему Всевышнему Аллаха, Каххару (Всепобеждающему)”.

Сказал шейхуль Ислам: «Он, свят Он и велик, единственный «Самад», который не родил и не был рожден, и не было никого Ему равного. Единственный (Ахад) – имя, отрицающее любое соучастие или похожесть Ему, а Его имя «Самад» указывает на то, что Он заслуживает все качества совершенства, а также качества танзиха (чистоты) и более того, качеств подтверждения, которые собирают в себе эти два имени.

В итоге можно сказать, что все качества полноты собираются в этих двух смыслах, которые приводятся в этой суре, а это:

1) Отрицание всех качеств неполноценности (отрицание недостатков). Так как это требует от себя качества подтверждения Его полноценности и совершенства. Ведь тогда, когда мы подтверждаем Ему какое-то качество совершенства, этим самым мы отрицаем то качество, которое противоречит ему. И из тех имен, которые указывают на Его совершенство, это имя «Ас-Самад».

2) То, что нет никого подобного Ему в Его качествах совершенности, и это исходит из его имени «Ахад». Эти два великих Имени (Ахад, Самад) включают в себя Его качества чистоты от всех недостатков, а также чистоту в Его качествах полноты с той стороны, что никто не может соучаствовать Ему в этих качествах. Его имя «Самад» включает в себя все Его качества полноценности и совершенства и отрицание всех недостатков. То есть, эта сура включает в себя все, что обязательно подтверждать в отношении Его прекрасных качеств, а также все то, что обязательно отрицать из недостатков с двух сторон: со стороны Его имени «ас-Самад» и со стороны того, что все отрицаемое от Него как в своей основе, так и в ответвлениях (основах – не был рожден, то есть у него нет отца или кого-то выше, и ответвление – не родил, от него не исходят ответвления), и подобных ему, требует от себя подтверждение качеств полноты и совершенности. Ведь отрицание будет считаться хвалой в отношении Аллаха только тогда, когда оно будет содержать в себе подтверждение, а если нет, то простое отрицание не дает никакого смысла, кроме как небытия, то есть того, чего нет. А не бытие это ничто. И поэтому это тем более не может быть его описанием».

 

Сказал ибн аль-Кайим: «В его имени «Самад» есть подтверждение всех видов совершенства, имя «Ахад» означает отрицание подобия Ему, и то, что Он очищен от того, чтобы у Него был кто-то равный или подобный Ему, отрицание любого соучастия Всевышнему. И вот на этих трех основах держится единобожие».

 

Подтверждение качеств совершенности Всевышнего Аллаха в свете слов Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»:

Сказал ибн Аби ‘Изз: «Тогда, когда Аллах отрицает от Себя что-то, мы должны понимать в этом тот смысл, что Аллах един в своих качествах совершенности. Ведь Он, свят Он и велик, описан тем чем Он Сам Себя описал и как описал его посланник, и нет ничего подобного Ему ни в Его качествах, ни в Его именах, и ни в Его поступках».

 

Сказал шейхуль Ислам ибн Таймия: «Нет ничего подобного Ему в Его созданиях в чем бы то ни было. Ведь нет ничего подобного ни в Его сущности, ни в качествах, ни в поступках, и именно поэтому Он заслуживает того, чтобы Ему поклонялись, любили, полагались, подчинялись, просили у Него, и выполняли все остальные Его права».

 

Также Он сказал: «В Словах Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему», – опровержение тем, кто уподобляет. А в словах: «и Он Слышащий, Видящий» опровержение тем, кто отрицает. Тот, кто уподобляет слеп, и тот, кто отрицает слеп. Тот, кто уподобляет, поклоняется идолу, а тот, кто отрицает, поклоняется тому, чего нет».

 

Сказал Мухаммад Амин Шинкыты: «В этом аяте содержится великий урок, который решает все проблемы, и отвечает на все вопросы, связанные с этой темой, так как Всевышний Аллах сказал: «и Он Слышащий, Видящий» после того как сказал: «Нет ничего подобного Ему». Всем известно, что слух и зрение этими качествами описаны все создания, и Аллах указал своим созданиям, чтобы они отрицали от Него тот слух и зрения, которое подобно им, и подтвердили Ему тот слух и зрение, у которого нет ничего подобного».

 

 

Пятнадцатый урок

 

Путь священного Корана касаемо Имен и Качеств Всевышнего Аллаха заключается в их подробном подтверждении и общем отрицании, и это также считается путем посланников

 

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах:
«Всевышний Аллах послал своих посланников с подробным разъяснением и общим отрицанием. Они подтверждали качества Всевышнего Аллаха, говоря о них подробно, и отрицали от Него в общем все то, что не подобает Ему из уподобления и сходства. Далее он упомянул доводы, указывающие на общее отрицание.

 

Доводы, указывающие на общее отрицание

 

Слова Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», 11 аят).

Также Слова Всевышнего: «Так поклоняйся же Ему и терпи на поклонение Ему, разве ты знаешь кого-то равного Ему».

Сказали ученые по языку: ««Разве ты знаешь кого-то равному Ему», то есть равного Ему, достойного Его имени. Как это передается от ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Разве ты знаешь кого-то равного Ему», то есть подобного, схожего».

Слова Всевышнего: «Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему» (Сура «аль-Ихляс», 3-4 аяты).

Слова Всевышнего: «Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!» (Сура ас-Саффат, 180-182 аяты).

 

Он очистил Себя от всего того, что наговаривают на Него многобожники. Он поприветствовал посланников из-за того, что их слова в отношении Его описания далеки от возведения на Него лжи и ширка. Он восхвалил Самого Себя, так как Он достоин этого из-за Своих прекрасных Имен и Качеств, и из-за того, что Он создал в совершенстве этот мир.

 

Доводы, указывающие на подробное подтверждение

 

Всевышний Аллах подробно рассказал в Своей Книге о Своих Именах и Качествах:

Как в Словах: «Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (Сура «Аль-Бакара», 255 аят), – посвятил целый аят Своему описанию.

 

В словах: «Скажи: «Он – Аллах Единый», – также посвятил всю суру Своему описанию.

В словах: «И он Знающий, Мудрый»

В словах: «И Он Знающий, Сильный»

В словах: «И Он Слышащий, Видящий»

В словах: «И Он Мощный и Мудрый»

В словах: «И Он Прощающий и Милостивый»

В словах: «Он Первый и Последний, Высочайший и Близкий, и Он каждую вещь знает»

В словах: «Аллах доволен ими и они довольны Им»

В словах: «И поговорил Аллах с Мусой разговором»

В словах: «Поистине Его дело заключается в том, что если Он скажет чему-то «Будь!» – то оно бывает», – и тому подобное из аятов Корана и хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касающихся Имен и Качеств Всевышнего. Ведь в них приходит подробное разъяснение Его сущности, описания, подтверждение Его единственности в том, что у Него нет подобия. И этот тот правильный путь, по которому Всевышний Аллах повел своих рабов, а также это является путем посланников, да будет над всеми ними мир и благословение Всевышнего.

 

Объяснение того, что путь философов существенно отличается от пути посланников и пророков

 

Сказал Шейхуль Ислам: «А что касается всех тех, кто отошел от этого пути: как неверные, многобожники из числа обладателей Писания, или те, кто получил влияние от философов, джахмитов, карамитов, батынитов и всех подобным им, – то они полностью противоречат этому. Так как они описывают Аллаха подробно одним отрицанием, не подтверждая ничего кроме общего существования, у которого, на самом деле, нет действительности. Проблема же находится в их умах, которые никак не могут принять истину.

Их слова ведут за собой к самому крайнему таътилу (отрицанию) и уподоблению, ведь они уподобляют Аллаха несуществующим вещам или тем вещам, в которых нет души, отрицая при этом Его Имена и Качества таким отрицанием, что это приводит к отрицанию всей Его сущности.

Степени заблудившихся в этом вопросе:

1. Самые чрезмерные из них отрицают Аллаха полностью. Они говорят: «Нельзя сказать, что Он есть и нельзя сказать, что Его нет, Он ни живой и ни мертвый, ни знающий, но и ни невежественный», – они возомнили, что если подтвердят что-то из Его Имен и Качеств, то этим самым уподобят Его созданиям; а если они опишут Его просто отрицанием, то уподобят тому, чего на самом деле нет. И поэтому эти заблудшие отрицали от Аллаха эти две противоположные вещи (подтверждение и отрицание), что, само по себе, противоречит здравому разуму. Этим самым они попали в то, что сами избегали. Ведь они уподобили Его тем вещам, которых не существует на самом деле. Ведь отрицание двух противоположных вещей невозможно.
2. Недалеко от них ушла группа философов, которая описывала Аллаха одним отрицанием, не подтверждая к Его описанию ничего. Они сказали, что Он просто существует без ничего, что, в свою очередь, также противоречит здравому разуму.

3. Также не далеко от них ушли философы из числа муътазилитов и всех тех, кто последовал за ними, которые подтвердили Аллаху Его имена, отрицая при этом Те качества, которые содержатся в этих Именах. Из них те, кто сказал, что ‘Алим, Къадир, Самиъ, Басыр – это просто Его Имена собственные, которые не содержат никакого смысла, и просто является синонимами. Из них есть те, кто сказал: «Знающий, но без знания, Сильный, но без силы, Самиъ, но без слуха, Басыр, но без зрения», – подтверждая имя, и отрицая при этом Его качества».

 

Сказал ибн Аби ‘Изз критикуя путь философов в описании Аллаха отрицанием: «В их словах есть истина и заблуждение. И это поймет тот, кто знает Коран и Сунну. Так как простое отрицание качеств без подтверждения – признак плохого нрава человека. Ведь, если ты скажешь правителю: “Ты не вор и не убийца, и не несправедливый, и не рабочий, и не крестьянин, и не тот, кто делает хиджаму”, – то ему не понравятся твои слова, даже если ты и был правдив, но ему понравится, если ты в общем сделаешь отрицание, сказав: «Ты не подобен ни одному из твоих поданных, ведь ты выше их всех, почетнее их всех». И поэтому если ты в общем сделаешь отрицание, то ты проявишь свой хороший нрав».

Материал:
1) «Маджму’уль фатава» шейхуль Ислама ибн Таймии 3, 4-8
2) «Шарху Тахавия» ибн Аби ’Изза 1, 69-70

 

Шестнадцатый урок

 

Доводы, содержащие в себе Его качества, подтверждаемые Шариатом и разумом. Доводы, содержащие Его качества, подтверждаемые путем сообщения

Качества Всевышнего со стороны подтверждения разделяются на две группы:

1. Качества, подтверждаемые Шариатом и разумом.

Они могут касаться Его сущности как: жизнь, знание, къудра; а также могут касаться Его поступков как: создание, дарование.

 

2. Качества, подтверждаемые путем сообщений (сыфату хабария), которые нельзя подтвердить кроме как через контексты Корана и Сунны. Еще их называют «сыфату сам’ия наклия» (то есть качества, подтверждаемые контекстами). Они могут касаться Его сущности как: лицо, руки, глаза, ступня; а могут касаться Его поступков как: радость, гнев, довольство, смех, снисхождение, возвышение, приход.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: