Слова в отношении некоторых качеств Всевышнего




подобны словам в других его качествах

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: Слова в отношении некоторых качеств подобны словам в других его качествах.

Если тот с кем ты говоришь, подтверждает что Аллах «аль-Хайи» живой и у него есть качество жизни, «’Алим» и у Него есть качество знания, «Къадир» и есть качество силы, «ас-Самиъ» и есть качество слуха, «Басыр» и есть качество зрения, «Мутакаллим» и есть качество разговора, «Мурид» и есть качество желания, считая, что эти качества существуют на самом деле, но спорит с тобой в отношении таких качеств как любовь, довольство, гнев, считая все это маджазом, или объясняет это желанием или некоторыми Его созданиями.

То мы скажем ему: нет никакой разницы между теми качествами, которые ты отрицал и теми качествами, которые ты подтвердил. Ведь то, что ты говоришь в отношении одних качеств можно сказать и в отношении других.

Если же ты скажешь что Его желание подобно желаниям Его созданий то, то же самое можно сказать в отношении Его любви, довольства, гнева, и это будет считаться уподоблением. Если же ты скажешь у Него есть желание, но Его желание подобно Его ему самому так же как у Его созданий есть желание, но так как подобает им, то мы тебе скажем: тоже самое можно сказать в отношении Его любви, что Его любовь подобна Ему, а любовь Его созданий подобна им самим, то же можно сказать и по поводу довольства и гнева.

Если кто-то скажет что гнев это поднятие адреналина в крови с целью отомстить, то мы ему скажем: а желание это стремление души получить какую то пользу или отстранить какой то вред. Он же скажет в ответ, что это желание создания то мы скажем ему: а это гнев создания.

Если же он скажет, что он подтверждает эти качества, так как разум указывает на них. Как допустим совершение действия указывает на его силу, особенности созданий указывает на его желание, совершенство создания указывает на его знание и эти качества должны быть в том кто живой, а живой не может без слуха, зрения и речи.

 

Мы ответим ему с двух сторон:

 

Первое: Отсутствие определенного довода из разума не может указывать на отсутствие самой вещи. Представь что то, что ты посчитал правильным из указания разума, оказалось неверным, ты же не будешь теперь отрицать это качество, ведь ты не имеешь право что-то отрицать, не имея на это довода. Так как тот, кто отрицает, обязан привести довод на свое отрицание так же как тот, кто подтверждает, обязан привести довод на подтверждение. А Коран и Сунна указывают на подтверждение данных качеств, и не пришло ничего из разума или контекстов что бы отрицало эти качества. И поэтому является обязательным подтвердить то, на что указывают доводы из Корана и Сунны.

 

Второе: Мы можем подтвердить те качества, которые ты отрицаешь через те правила из разума, которыми ты подтвердил другие качества.

Например: проявление доброты Всевышнего к своим созданиям принося им пользы, указывает на Его милость, так же как особенность Его созданий указывает на Его желание, проявление щедрости к своим рабам указывает на Его любовь к ним, то что Он подвергает наказанию неверующих указывает на Его гнев к ним, так же как это указывает на Его безграничную мудрость подобно тому, как особенность Его созданий указывает на Его желание.

А если же тот к кому мы обращаемся, отрицает качества но подтверждает имена как муътазилиты, которые говорят что Аллах аль-Хайи, аль-’Алим, аль-Къадир но отрицают что Он описан такими качествами как жизнь, знание и сила.

Мы скажем ему: нет совершенно никакой разницы между подтверждением имен и подтверждением качеств. Если же ты скажешь что подтверждение этих качеств ведет к уподоблению и придаванию тела, так мы в своей жизни видим что тот, кто описан этими качествами у него есть тело, то мы скажем ему: так же мы в своей жизни видим что те, у кого есть такие имена как ’Алим, Къадир у них есть тела и поэтому если ты отрицаешь его качества то ты должен отрицать так же его имена. Так как в нашей жизни все те, у кого есть такие имена, у всех них есть тела.

И поэтому можно привести в довод против того кто отрицает качества Аллаха те доводы, которыми он отрицает качества Аллаха на отрицание имен Аллаха и если они смогут ответить и подтвердить имена то так же можно подтвердить Его качества.

А если же тот с кем ты говоришь, является из крайних отрицающих, то есть из тех, кто отрицает имена и качества говоря: мы говорим что Он существует, но Он не живой и не знающий и не сильный все эти имена являются именами Его созданий, так как если мы отнесем эти имена к Аллаху, то мы уподобим тем созданиям Аллаха которые существуют, у которых есть слух, знание, сила.

Мы скажем ему: если ты скажешь что Он не существует, и Он не знающий, и не сильный, то ты так же попадешь в уподобление, так как в данном моменте ты уподобил Его тем вещам, которых нет вовсе, а это намного хуже, чем когда ты уподобляешь тем вещам, которые существуют. То есть уподобление тем вещам которых нет, намного хуже уподобления тем вещам, которые есть.

Если же он скажет: а я отрицаю как подтверждение, так и отрицание.
То мы скажем ему: тогда ты тоже попадешь в уподобление. Ведь теперь ты уподобил его тем вещам, в которых собралось две противоположности, которые не могут существовать. Ведь вещь не может быть и не быть в одно время.

Если же отрицающие качества Аллаха скажут: подтверждение качеств: знания, силы, желания требуют от себя наличие множества качеств в одном, а это просто невозможно.

То мы скажем ему: Ведь вы говорите, что Он обязательно существует, разумный и Его можно понять, разве понятие этого не подобно понятие тому?

Разве все эти смыслы не различны в понимании разума ведь вы все это подтверждаете, называя это таухидом.

Они скажут: это действительный таухид а это собрание невозможное.

То мы скажем: Описание сущности Всевышнего качествами, которые должны быть в нем как раз и является таухидом на самом деле, а не как не является невозможным собранием.

 

 

Материал:
1- «Маджму’уль фатава» 3/17-24
2- «Тадмурия» 31-42
3- «Такрибу тадмурия» ибн ’Усаймина 39-41

 

Двадцать пятый урок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: