Лекция 6. Словообразование и словоизменение.




 

Словообразование и словоизменение.

Интересы морфологии распространяются на две основные области – словообразование (лексическая морфология) и словоизменение (грамматическая морфология, парадигматика). Иногда под собственно морфологией понимается только словоизменение (образование форм слова), т.е. способность лексемы выступать в различных грамматических формах, составляющих ее парадигму. Основные понятия словообразования. Словообразование – образова-ние слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств. Образование новых слов с помощью формальных средств именуется также деривацией. Деривация (от лат. derivatio – отведение, образование) – процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, принимаемых за исходные. Понятие «деривация» введено Е. Куриловичем в 1930-х гг. для характеристики словообразовательных процессов. Курилович разграничивал лексическую (‘камень – каменщик’) и синтаксическую (‘камень – каменный’) деривацию.

В настоящее время под деривацией понимается образование в языке любых вторичных знаков, которые могут быть объяснены с помощью единиц, принятых за исходные, или выведены из них путем применения определенных правил, операций. Синтаксическая деривация понимается как процесс образования разных синтаксических конструкций путем трансформации определенной ядерной конструкции (‘Строят дом – строительство дома’). Понятие деривации сталоиспользоваться при описании отношений между единицами разных уровней для выяснения механизмов образования более сложных единиц из менее сложных, а также при описании динамических процессов порождения речи.

В процессах деривации происходит изменение формы (структуры) и семантики единиц, принимаемых за исходные. В содержательном отношении это изменение может быть направлено на использование знака в новом значении (семантическая деривация). Процесс деривации можно представить в виде последовательности применения к исходной единице серии формальных операций. Вводятся понятия: ступени деривации, шаг деривации, деривационное «дерево». Деривационная морфология описывает средства и способы организации морфологических структур слова в языках разного типа. Данные о различии деривационных процессов в словоизменении и словообразовании используются для типологической характеристики языков.

Понятие деривации применимо к тем единицам языка, возникновение которых может быть описано путем реконструкции породившего их процесса, т.е. восстановления их деривационной истории..Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых определяется через значение другого (дом – домик). В акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации (мотивирующее слово), а другие – как результирующие (мотивированное). Мотивированным признается слово, ос-нова которого характеризуется большей формальной сложностью (‘читать – перечитать’), или большей семантической сложностью (‘математика – математик’ = «тот, кто занимается математикой»). В паре ‘косить – косьба’ ‘косьба ‘ считается производным. Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной мотивированности: ‘старый –стареть - устареть – устарелый – устарелость’.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации:

смелость

смело

смелый смельчак

смелеть осмелеть

осмелиться посмелеть

Целью словообразовательного анализа можно считать установление отношений словообразовательной производности между производным словом и исходной для него единицей. Мотивированное слово включает мотивирующую основу (например, ‘смел-‘ в слове ‘смелость’) и словообразовательный формант (‘-ость’ в слове ‘смелость)’. Словообразовательный тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, например смелый - смелость, жестокий – жестокость, выносливый – выносливость и др. Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа. Носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант, например ‘–ость’ (значение абстрактности, отпризнаковости). Словообразовательное значение – это новое значение, возникающее в производном слове. Среди словообразовательных значений выделяются транспозиционные значения, связанные с приобретением производным словом значения той части речи, в которую оно транспонировано. Например, ‘играть – игра’, ‘ходить – ходьба’. Производные слова ‘игра, ходьба’ приобрели значение «предметности», «субстантивности» при транспонировании в класс имен существительных. ‘Старый – стареть’, ‘молодой – молодеть’ - признак «процессуальности» появляется у транспонированных слов стареть, молодеть.

Иногда у производного слова появляются более конкретные, модификационные значения, например, уменьшительности ‘домик’, увеличительности – ‘домище’, усилительности ‘раскричаться ‘и др. К словообразовательным относятся также классифицирующие значения, например, значения производителя действия, вместилища, носителя признака и др.

Производные и сложные слова как результаты процесса деривации называются дериватемы (дериваты). Дериватемы – словообразовательно мотивированные слова, т.е. слова значение и форма которых обусловлены другими однокоренными словами. Дериватемы иногда рассматриваются как состоящие из деривационной базы и дериватора. Дериватема представляет собой сложный знак, имеющий две стороны: словообразовательное значение (=ПС) и его формальный показатель, дериватор (= ПВ). Как деривационная база, так и дериватор могут быть комплексными. Например, ‘машин-о-пис-н-ый’; ‘письм-о-нос-ец’. Дериватемы не объединяются в закрытые и жестко структурированные множества, подобные морфологическим категориям.

В таблице мы обнаруживаем много пустых клеток. В понятие деривационной базы вкладывают разный смысл. Например, в слове ‘школьник’ в качестве деривационной базы иногда рассматривают аффикс ‘–ник’ со значением «тот, кто», а признак «школа» якобы приписан базису посредством подразумеваемого предиката «учиться». В слове ‘учитель’ базисом является ‘–тель’, который уточняется за счет предиката ‘учить.’ Значение производного слова сводится к выражению отношения между тем, кто совершает нечто и тем, что именно он совершает. К способам деривации относятся:

- аффиксация (деривационные аффиксы): фр. ‘prendre – reprendre’

- усечение (аббревиация): ‘doctor – doc’

- значащее чередование фонем: ‘sing – song’;

- значащее изменение ударения: ‘export – export’

- конверсия (транспозиция, переход слова из одной части речи в другую):

‘столовая’ (А) – ‘cтоловая’(N); и др.

 

Словоизменение – образование для каждого слова (кроме неизменяемых слов) его парадигмы, т.е. всех его словоформ и всех его аналитических форм. Словоформы – это грамматические формы слова: ученик – ученика – ученики и т.п. Словоизменение иногда называют формообразованием. При словоизменении тождество слова (лексемы) не нарушается. Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления (например, вид глагола в русском языке). Формообразовательной структурой обладают только многоформенные (изменяемые) слова (сады, делал и т.п.). Одноформенные (неизменяемые)

слова (здесь, теперь и т.п.) не рассматриваются с этой точки зрения. Многоформенное слово представляет собой класс словоформ, парадиг-му. Парадигма может быть большой и малой. Большая парадигма (макропарадигма) охватывает, например, все категориальные изменения русских существительных (12 форм). Малая парадигма (микропарадигма) включает, например, парадигму падежа имен существительных. Сравнение словоформ, входящих в одну парадигму, позволяет расчленить их на две структурные составляющие:

– основу, которая остается в принципе инвариантной при образовании грамматических форм одной лексемы,

– форматор (форматив, формальный показатель), который является экспонентом соответствующего грамматического значения (граммемы или совокупности граммем).

Так, в словоформе сады выделяем основу сад- и форматор –ы, показатель граммемы множественного числа и одновременно граммемы именительного падежа. Можно говорить о парадигме отдельного конкретного слова и о парадигме класса слов.

Парадигму отдельного слова представляют в виде записи всех словоформ данного слова: Им.пад. стол-; Род. пад. стол-а; и т.д. В таблице парадигмы класса слов фиксируют лишь форматоры: Им. пад. =; Род. пад. –а и.т.д.

Одна из словоформ парадигмы рассматривается как исходная (основная). Формообразование слова представляет собой процесс построения по определенным правилам морфологических преобразований (трансформаций) из исходной словоформы косвенных словоформ. Существенно усложняют картину формообразования значащие чередования фонем.

 

Вопросы к семинару:

1. Аффиксация в языке.

2. Конверсия в языке.

3. Аббревиация в языке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: