В)1908 г.;г) 1905 г.
Вопрос 2. Термин «социальная психология» впервые ввел в названия одной из своих работ (выберите несколько вариантов ответов), см. к № 1:
а)Уильям Мак–Дугалл; б) Норманн Триплет;
в) Бенедикт Херманн; г) Эдвард Олсворт Росс.
Вопрос 3. Предметом изучения социальной психологии являются:
а)«закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы,а также психологические характеристики самих этих групп»;
б) « психологические компоненты политического поведениячеловека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики»;
в) «психологические особенности народов и их культуры, процессы формирования индивидуального этнического самосознания <…> и поведения личности, влияние социокультурных факторов на психические и личностные свойства»;
г) «психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп».
Вопрос 4. Социальную психологию как науку, «которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу», определял:
а) Дэвид Майерс;б) Норманн Триплет;
в) Бенедикт Херманн; г)Уильям Мак-Дугалл.
Вопрос 5. Автором социометрии, прикладного метода психологии и социологии, является:
а) Ж. Кайзер; б) Дж. Морено;
в) П. Кендалл; г) Р. Мертон.
Вопрос 6. Метод качественных исследований, который заключается в глубинном интервьюировании, представителей целевой аудитории, позволяющим получить субъективную информацию о товаре, услуге и прочих объектах исследования, называется:
а) тест ;б) фокус-группа;
в) контент-анализ ;г) социометрия.
Вопрос 7. Метод фокус-группы разработан в 1944 году (выберите несколько вариантов ответов):
а) Р. Мертоном; б) Ж. Кайзером;
в) Дж. Морено; г) Р. Кендаллом.
Вопрос 8. Стандартная методика исследования, применяемая в общественных науках, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции, это :\
а) социометрия ;б) метод фокус группы;
в) интервьюирование;г) контент-анализ.
Вопрос 9. Сторона общения, означающая процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания, называется согласно Г. М. Андреевой:
а)коммуникативной; б)конативной;
в) интерактивной; г) перцептивной.
Вопрос 10. Сторона общения, состоящая в обмене информацией между общающимися индивидами, называется согласно Г. М. Андреевой, см. к № 9:
а) интерактивной ;б) коммуникативной;
в) перцептивной;г) денотативной.
Вопрос 11. Сторона общения, которая заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, называется согласно Г. М. Андреевой, см. к № 9:
а) интерактивной ;б) волюнтативной;
в) перцептивной;г) коммуникативной.
Вопрос 12. В соответствии с тремя взаимосвязанными сторонами общения Б. Ф. Ломов выделяет следующие функции общения, см. к № 9. Исключите неверный ответ:
а) информационно-коммуникативная; б) идеологическая;
В) аффективно-коммуникативная;г) регуляционно-коммуникативная.
Вопрос 13. К оптико-кинетическим средствам общения относят (исключите неверный ответ):
а) мимику; жесты; позы; осанку; походку;
б) внешние признаки лица: нос, уши, глаза;
в) направление взгляда, длительность и частота;
г) особенности почерка.
Вопрос 14. К тактильным приемам и средствам общения относят (исключите неверный ответ):
а) прикосновения;
б)запахи парфюма, табака, еды;
в) чувственное восприятие человека другой культуры;
г) расположение собеседников и дистанция между ними;
д) слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение.
Вопрос 15. К ф онационным средствам коммуникации относят (исключите неверный ответ):
а) направление взгляда, длительность и частота;
б) вокальные качества голоса; диапазон; тембр;
в) темп речи; паузу; вздох; плач; кашель;
г) фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение; тон; интонация.
Вопрос 16. Фонационные средства коммуникации изучает (исключите неверный ответ):
а) экстралингвистика; б) паралингвистика;
в) просодия; г) такесика.
Вопрос 17. Создателем науки проксемики является:
а) Э. Холл ;б) Э. Хирш;
в) Р.Фуллер; г) Г. Хофстеде.
Вопрос 18. Э. Холл выделил четыре межсубъектные зоны, назовите их (заполнив пробелы), учитывая размеры:
а) интиииминая(интимное0-0,5м); б) персональная (личностная) (персональное0,5м-1,2м);
в) социальная(социальное1,2м-3,65м); г) общественная(общественное3,65 м и более).
Вопрос 19. К пространственно-временным приемам и средствам невербальной коммуникации относят:
а) направление взгляда, длительность и частота;
б) расположение собеседников и дистанция между ними;
в) способ использования времени;
г) похлопывания, рукопожатия, поцелуи, удары и т. п.
Вопрос 20. Какой уровень эмпатии, согласноН. Н. Обозову, включает два варианта. Первый (вариант) связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой, переходный, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека:
а) первый уровень эмпатии;б) второй уровень эмпатии;
в) третий уровень эмпатии.
Вопрос 21. В 1948 году американский политолог Гарольд Лассуэлл, в своей статье под названием «Структура и функции коммуникации в обществе», представил совершенно новую модель коммуникации, состоящую из «5W» (пяти элементов массовой коммуникации). Г. Лассуэллписал: «Самый удобный способ описания процесса коммуникации состоит в ответе на следующие вопросы:
1. ……………………..?кто сообщает
2. ……………………..? что именно
3. ……………………..?по каким каналам
4. ……………………..?кому
5. с каким афектом
Вопрос 22. Интеракционистская модель коммуникации Теодора Ньюкомба (1953 г.) раскрывает общую тенденцию коммуникации. Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:
X |
A |
B |
Укажите направление стрелок.
Вопрос 23. «Способ передачи сообщения уже сам по себе является сообщением». Данное высказывание принадлежит:
а) Г. М. Маклю́эну; б) Т. Ньюкомбу;
в) К. Шеннону ;г) Г. Лассуэллу.
Вопрос 24. В соответствии с тремя видами трансакций различают (исключите неверный ответ):
а) опосредованную; б) фронтальную коммуникацию;
в) невербальную коммуникацию; г) диалог.
Вопрос 25. Разработчиком трансакционного и сценарного анализа является:
а) Э. Берн; б) З. Фрейд;
в) Э. Гоффман; г) Г. Блумер.
Вопрос 26. Основу социальной жизни составляют вознаграждения (rewards) и затраты (costs), которые опосредуют отношения людей друг с другом, считают представители:
а) сценарного анализа; б) трансакционногоанализа;
в) концепции символическогоинтеракционизма; г) теории обмена.
Вопрос 27. Драматургический подход к взаимодействию людей разработал:
а) Дж. Г. Мид; б) Э. Гоффман;
в) Г. Блумер; г) Э. Берн.
Вопрос 28. Основными предпосылками … являются следующие: первая предпосылка утверждает, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи; под вещами подразумевается всё, что человек воспринимает в окружающем мире: люди, физические предметы, социальные институты, социальные категории (друзья-враги), идеалы (свобода и честность), поступки людей и различные ситуации, с которыми человек сталкивается в своей обыденной жизни. Вторая предпосылка утверждает, что значения тех или иных вещей отнюдь не фиксированы и не сформулированы заранее, наоборот, появляются, модифицируются и развиваются во взаимодействии с социальным окружением, в различных ситуациях; участники взаимодействия не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям. Третья теоретическая предпосылка утверждает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.
а) теории обмена; б) трансакционногоанализа;
в) концепции символическогоинтеракционизма; г) психоаналитической теории.
Вопрос 29. Цель структурного анализа:
а) отделить одну модель чувствования и деятельности от другой при определении состояний Я;
б) выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию.
Вопрос 30. Восстановите соответствие. В первой колонке изображены схемы транзакций, описанных Э. Берном, во второй – их типы (прописная буква), в третьей – примеры, иллюстрирующие каждыйтип транзакции (строчная буква). Ваша задача – номеру каждой из схем приписать соответствующий тип и пример в виде буквы, большой и маленькой соответственно:
1: …; …; 2: …; …; 3: …; …; 4: …; …; 5: …; …; 6: …; …..
1. | А. Скрытая, двойная трансакция.6 | а. Руководитель отдела сотруднице: «Не могли Вы сегодня задержаться после работы и поработать над проектом», предполагаются сексуальные взаимоотношения. Сотрудница: «С удовольствием».6 |
2. | Б. Дополнительная трансакция второго типа.2 | б. На вопрос: «Не знаешь где мои запонки?» – может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок?».4 |
3. | В. Скрытая, угловая трансакция.5 | в. На вопрос: «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» – собеседник может вдруг вспылить и тогда последует ответ: «Ты как мой отец все время меня критикуешь».3 |
4. | Г. Пересекающаяся трансакция второго типа.4 | г. Продавец покупательнице: «Эта модель лучше, но она Вам не по карману». Покупательница думает про себя: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что ничуть не хуже других его покупателей» и отвечает: «Вот ее-то я и возьму».5 |
5. | Д. Пересекающаяся трансакция первого типа3. | д. Во время болезни ребенок с высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.2 |
6. | Е. Дополнительная трансакция первого типа.1 | е. Хирург, оценив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку медсестре. Правильно истолковав жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким движением, какого от нее ждут.1 |
Вопрос 31. К скрытым трансакциям, требующим одновременного участия более чем двух состояний, Я относятся (выберите несколько вариантов ответа):
а) угловые; б) пересекающиеся;
в) двойные; г) дополнительные.
Вопрос 32. Буквенное выражение РРе – ВВ, где Р – Родитель, Ре – Ребенок, В – Взрослый, является условным обозначением:
а) реакции переноса;б) реакции контрпереноса;
в) «раздражительной реакции»;г) реакции «дерзости».
Вопрос 33. «Раздражительная реакция», когда человек, ищущий сочувствия, обретает вместо этого голые факты, буквенно выражается:
а) РеР – ВВ; б) ВВ – РеР;
в) ВВ – РРе; г) РРе – ВВ.
Вопрос 34. Реакция контрпереносабуквенно выражается:
а) РеР – ВВ; б) ВВ – РеР;
в) ВВ – РРе; г) РРе – ВВ.
Вопрос 35. Реакция переноса буквенно выражается:
а) РеР – ВВ; б) ВВ – РеР;
в) ВВ – РРе; г) РРе – ВВ.
Вопрос 36. Восстановите соответствие.В левой колонке дается название одного из типов агрессии, предложенных А. Бассом, в правой – примеры к каждому из них. Ваша задача – номеру каждому из типов агрессии приписать соответствующий пример в виде буквы:
1 –…; 2 –…; 3 –…; 4 –….; 5 –…; 6 –…; 7 –…; 8 –….
ТИП АГРЕССИИ | ПРИМЕР | |
1. Физическая-активная-прямая | А. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказать в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).8 | |
2. Физическая-активная-непрямая | Б. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.6 | |
3. Физическая-пассивная-прямая | В. Словесное оскорбление или унижение другого человека.5 | |
4. Физическая-пассивная-непрямая | Г. Отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы и т.д.7 | |
5. Вербальная-активная-прямая | Д. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).3 | |
6. Вербальная-активная-непрямая | Е. Закладка мин – ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения враг.2 | |
7. Вербальная-пассивная-прямая | Ж.Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)4 | |
8. Вербальная-пассивная-непрямая | З. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного ранения.1 |
Вопрос 37. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили восемь видов агрессивных реакций. Восстановите соответствие.В левой колонке дается название агрессивной реакции, вправой – ее описание. Ваша задача – номеру каждой из агрессивных реакций приписать соответствующее описание в виде буквы:
1 –…; 2 –…; 3 –…; 4 –…; 5 –…; 6 –…; 7 –…; 8 –….
ВИД РЕАКЦИИ | ОПИСАНИЕ | |
1. Физическая агрессия –а | 1а.использование физической силы против другого человека; | |
2. Косвенная агрессия – е | Б.недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;6 | |
3. Раздражение – г | В.выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);7 | |
4. Негативизм – ж | Г. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении;3 | |
5. Обида – з | Д. возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;8 | |
6. Подозрительность – б | Е. агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п., и характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью;2 | |
7. Вербальная агрессия в– | Ж. оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;4 | |
8. Чувство вины – д | З. зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;5 |
Вопрос 38. Согласно Л. А. Петровской структуру конфликта можно описать через следующие основные понятия (а-д). Какое из понятий, по мнению Л. А. Петровской, является непосредственным детерминантом конфликтного поведения участников, включая их представления о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения:
а) стороны (участники) конфликта;
б) условия протекания конфликта;
в) образы конфликтной ситуации;
г) возможные действия участников конфликта;