Понятие о догматах
В прошлый раз мы с вами говорили о том, в чем существенное различие между религиозным познанием и научным, что в отличие от научного познания, направленного исключительно на изучение мира и его устройства, предметом религиозного познания является Бог и возможность связи с Ним, а всё остальное(мир и человек) рассматриваются религиозным сознанием лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения главной цели. Остановились мы на том, что только в христианстве мы имеем дело с непосредственным Божественным Откровением(т.е. когда Бог являет Себя непосредственно, а не через каких-либо избранных пророков).
Являясь Божественными по своему содержанию, христианские истины, тем не менее, как и любые другие, поскольку предназначены для людей, то выражены в словесной форме. Это то, что принято называть православными догматами.
Догмат – это теологическая(вероучительная), богооткровенная истина, формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Для того чтобы уяснить суть догматов, следует рассмотреть их существенные свойства
1)Теологичность(вероучительность) - главный предмет, о котором говорит нам догмат, – это Бог; все остальные предметы, присутствующие в содержании догмата (человек или мир), находят место здесь лишь постольку, поскольку имеют отношение к Богу. Именно этим догматы отличаются от других истин христианства – истин нравоучительных, литургических, канонических и др. истин, регулирующих в Церкви отношения между людьми
2) Богооткровенность – источником догмата является не естественный человеческий разум, но сверхъестественное Божественное Откровение. Именно этим догматы отличаются от любых научных или философских истин. Поэтому научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными, догматы же, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.
3)Церковность - только Вселенская Церковь на своих спец. собраниях - Вселенских Соборах может признать за той или иной истиной веры догматический авторитет и значение. Отсюда следует вывод, что вне Церкви в строгом смысле слова не может быть догматов.
4) Общеобязательность (законообязательность) – признание истинности церковных догматов – обязанность всех членов Церкви. Догматы – это сигнальная система «свой-чужой», «фэйс-контроль». Формальная общеобязательность догматов обусловлена тем, что догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся здание жизни христианина, являются нормами и правилами, позволяющими человеку религиозно верно организовать и свою духовную жизнь и, соответственно, свои взаимоотношения с миром и Богом. Догматы можно уподобить фонарям, которые освещают дорогу жизни человека, показывая границы этой дороги(не позволяя «улететь в кювет» или забрести случайно в чащу, болото) а так же высвечивая все ямы, ухабы и др. проблемные места, предупреждая человека об опасностях. Кроме того, догматы – это своеобразный духовный «стандарт качества», позволяющий отличить церковное, от нецерковного, христианское от не-христианского, религиозную истину от лжи, настоящее от фальшивого.
Кстати говоря, любая целостная система(научная или философская) тоже базируется на некоторых принципах, которые она не доказывает, а просто утверждает в качестве аксиом(например, вечность и бесконечность материи в атеистическом материализме)
Догмат и догматическая формула
Говоря о догматах, необходимо четко различать собственно догмат по его содержанию от догматической формулы. Собственно догмат – это сама богооткровенная истина, а догматическая формула – это словесное выражение истины, ее внешняя форма, «языковая плоть», в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы могут изменяться, поскольку в зависимости от ситуации одно и то же явление мы можем объяснить по-разному, внося определенные уточнения, способствующие более полному раскрытию уже известной истины.
Существуют также некоторые вероучительные истины, признающиеся всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле слова не являющиеся догматами, поскольку они никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими соборами. Однако некоторые из них имеют значение не меньшее, чем догматы, принятые на Соборах. Не обсуждались же они, по той причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было серьезных разногласий. Примерами таких вероучительных истин могут служить: творение Богом мира «из ничего», тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств. В богословской литературе можно встретить и такие выражения, как «догмат Воскресения», «догмат Искупления», «догмат о Церкви». Это также корректные и вполне допустимые выражения.
Кроме понятия «догмат» в богословии употребляется такое понятие, как «теологумен» - так называемое «богословское мнение» по тем вопросам, по которым Церковь не имеет единой общепризнанной позиции. Но здесь важно уточнить, что подобное богословское мнение не должно противоречить уже принятым православным догматам