Догмат и догматическая формула




Понятие о догматах

В прошлый раз мы с вами говорили о том, в чем существенное различие между религиозным познанием и научным, что в отличие от научного познания, направленного исключительно на изучение мира и его устройства, предметом религиозного познания является Бог и возможность связи с Ним, а всё остальное(мир и человек) рассматриваются религиозным сознанием лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения главной цели. Остановились мы на том, что только в христианстве мы имеем дело с непосредственным Божественным Откровением(т.е. когда Бог являет Себя непосредственно, а не через каких-либо избранных пророков).

Являясь Божественными по своему содержанию, христианские истины, тем не менее, как и любые другие, поскольку предназначены для людей, то выражены в словесной форме. Это то, что принято называть православными догматами.

Догмат – это теологическая(вероучительная), богооткровенная истина, формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Для того чтобы уяснить суть догматов, следует рассмотреть их существенные свойства

1)Теологичность(вероучительность) - главный предмет, о котором говорит нам догмат, – это Бог; все остальные предметы, присутствующие в содержании догмата (человек или мир), находят место здесь лишь постольку, поскольку имеют отношение к Богу. Именно этим догматы отличаются от других истин христианства – истин нравоучительных, литургических, канонических и др. истин, регулирующих в Церкви отношения между людьми

2) Богооткровенность – источником догмата является не естественный человеческий разум, но сверхъестественное Божественное Откровение. Именно этим догматы отличаются от любых научных или философских истин. Поэтому научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными, догматы же, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.

3)Церковность - только Вселенская Церковь на своих спец. собраниях - Вселенских Соборах может признать за той или иной истиной веры догматический авторитет и значение. Отсюда следует вывод, что вне Церкви в строгом смысле слова не может быть догматов.

4) Общеобязательность (законообязательность) – признание истинности церковных догматов – обязанность всех членов Церкви. Догматы – это сигнальная система «свой-чужой», «фэйс-контроль». Формальная общеобязательность догматов обусловлена тем, что догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся здание жизни христианина, являются нормами и правилами, позволяющими человеку религиозно верно организовать и свою духовную жизнь и, соответственно, свои взаимоотношения с миром и Богом. Догматы можно уподобить фонарям, которые освещают дорогу жизни человека, показывая границы этой дороги(не позволяя «улететь в кювет» или забрести случайно в чащу, болото) а так же высвечивая все ямы, ухабы и др. проблемные места, предупреждая человека об опасностях. Кроме того, догматы – это своеобразный духовный «стандарт качества», позволяющий отличить церковное, от нецерковного, христианское от не-христианского, религиозную истину от лжи, настоящее от фальшивого.

Кстати говоря, любая целостная система(научная или философская) тоже базируется на некоторых принципах, которые она не доказывает, а просто утверждает в качестве аксиом(например, вечность и бесконечность материи в атеистическом материализме)

Догмат и догматическая формула

Говоря о догматах, необходимо четко различать собственно догмат по его содержанию от догматической формулы. Собственно догмат – это сама богооткровенная истина, а догматическая формула – это словесное выражение истины, ее внешняя форма, «языковая плоть», в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы могут изменяться, поскольку в зависимости от ситуации одно и то же явление мы можем объяснить по-разному, внося определенные уточнения, способствующие более полному раскрытию уже известной истины.

Существуют также некоторые вероучительные истины, признающиеся всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле слова не являющиеся догматами, поскольку они никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими соборами. Однако некоторые из них имеют значение не меньшее, чем догматы, принятые на Соборах. Не обсуждались же они, по той причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было серьезных разногласий. Примерами таких вероучительных истин могут служить: творение Богом мира «из ничего», тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств. В богословской литературе можно встретить и такие выражения, как «догмат Воскресения», «догмат Искупления», «догмат о Церкви». Это также корректные и вполне допустимые выражения.

Кроме понятия «догмат» в богословии употребляется такое понятие, как «теологумен» - так называемое «богословское мнение» по тем вопросам, по которым Церковь не имеет единой общепризнанной позиции. Но здесь важно уточнить, что подобное богословское мнение не должно противоречить уже принятым православным догматам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: