Проектирование технологического процесса перевозки грузов




 

Процесс перевозки грузов затрагивает большое число участни­ков транспортного процесса и должен рассматриваться комплекс­но на основе технологии, согласованной всеми сторонами и ба­зирующейся на нормативных документах или результатах инже­нерной подготовки перевозок.

Технология грузовых перевозок это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.

Для унификации технологических средств, методов и терми­нологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стан­дарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический про­цесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д. Тех­нологический процесс перевозок грузов обычно содержит эле­менты, представленные на рис. 3.

Рис. 3. Основные этапы технологического процесса перевозок

Разработка технологического процесса перевозок грузов осу­ществляется в следующей последовательности:

- установление нормируемых характеристик перевозки (расчет­ная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузоч­ных работ, график или интенсивность подачи подвижного соста­ва, суточный или почасовой объем перевозок и т.п.);

- выбор маршрута и технологии выполнения перевозок;

- разработка технологической документации;

- определение методов контроля качества и безопасности вы­полнения перевозок;

- анализ характеристик технологического проекта, который дол­жен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспе­чение безопасности и качества перевозок;

- утверждение технологического проекта руководящим соста­вом АТО.

Основой для разработки технологического процесса перевозки является заявка на перевозки или договор (коммерческое предло­жение) с описанием требований к транспортной услуге заказчи­ка перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполните­ля значения. Технологический проект должен содержать конкрет­ные требования по обеспечению безопасности перевозок.

Совершенствование технологического процесса является важней­шим условием повышения эффективности работы организации.

Эффективность выбранной технологии перевозок может оцени­ваться по следующим показателям:

- себестоимость перевозок;

- удельные затраты на единицу перевозимого груза;

- производительность ПС;

- качество перевозок.

Процесс доставки груза может быть представлен в виде отдель­ных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом.

Контрольно-учетная операция предусматривает оформление документов, поиск конкретного грузового места, осмотр грузов, опломбирование и т. п.

Строповочная операция предусматривает крепление и откреп­ление штучных грузов при их перегрузке краном.

Грузовая операция связана с подъемом и опусканием груза при помощи ПРМ.

Операция перемещения — перемещение груза ПРМ.

Вспомогательная операция связана с дополнительными рабо­тами, которые необходимо выполнить перед или после погрузки грузов (открытие крышек, закрытие брезентом и т.п.).

Транспортная операция включает в себя движение ПС с грузом или без него.

Складская операция предусматривает подготовку груза к от­правке, подбор и сортировку по партиям и т.п.

При выполнении ГАП выделяют несколько основных видов технологий, которые существенно отличаются друг от друга и в значительной степени зависят от типа грузообразующего объекта — грузоотправителя. Особенности конкретного грузоотправителя влияют на количество используемых для доставки грузов АТС, вид ПС, возможность оптимизации маршрутов движения, необходимость согласования грузопотоков с другими видами транспорта, состав сопутствующих перевозке транспортно-экспедиционных услуг.

Отличительные особенности основных видов технологий ГАП приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные виды технологий ГАП

 

Грузоотпра-витель Вид технологии Основные отличительные особенности
Промыш­ ленные организации Перевозка массовых грузов Кольцевые маршруты; универсальный ПС; нестабильная технология; нестабильность основных грузопотоков
Перевозка контейнеров Маятниковые маршруты; специализированный ПС; строгое выполнение графиков; согласование с другими видами транспорта
Перевозка мелко- партионных грузов Сборочно-развозочные маршруты; разномарочный ПС; строгое выполнение графиков; нестабильность грузопотоков
Строительные организации Перевозка массовых грузов Маятниковые маршруты; специализированный ПС; стабильная технология; строгое выполнение графиков; стабильность грузопотоков
Перевозка тяжело­весных грузов Маятниковые маршруты; тяжелые тягачи с трейлерами; нестабильность грузопотоков; сложный документооборот
Торговые организации Перевозка мелко партионных грузов Развозочно-сборочные маршруты со сбором в обратном направлении порожней тары и контейнеров; специализированный ПС со средствами механизации ПРР; циклическое изменение грузопотоков; закрепление ПС за объектом; ограничение на перевозку разнородных грузов
Междугород­ные и между­народные перевозки Маятниковые маршруты; большегрузный ПС для дальних перевозок; нестабильность основных грузопотоков; сложный документооборот; работа через посредника

Для тщательной проработки процесса выполнения перевозок в конкретных условиях разрабатываются транспортно-технологические карты, которые согласовываются с грузоотправителем и грузополучателем. Пример транспортно-технологической карты при перевозке товаров в магазин в таре-оборудовании приведен на рис. 4.

Рис. 4. Транспортно-технологическая карта доставки товаров

На основании транспортно-технологической карты разрабаты­вается технологический график доставки товаров, пример кото­рого представлен на рис. 5.

Рис. 5. Технологический график доставки товаров

Этот график составляется с учетом времени выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными ис­полнителями. После составления графика определяется фактичес­кое время, необходимое для подготовки груза к погрузке на складе отправителя t1 время использования ПС t2 время, необходимое для размещения груза на складе получателя t3; время, в течение которого обслуживается ПС у отправителя t4 и получателя t5. На основании этих значений увязывается работа АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов за счет корректировки количеств ПС и ПРМ и, при необходимости, изменения технологии выполнения работ.

После согласования и увязки различных технологических опе­раций разрабатываются графики работы нескольких транспорт­ных средств. В качестве примера на рис. 6 приведен график рабо­ты четырех АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов грузоотпра­вителя и грузополучателя.

…. Перерыв на обед

Рис. 6. Технологический график работы автотранспортных средств

Разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки позволяют:

- упростить оперативное планирование и диспетчерское руковод­ство перевозками за счет использования модульного принципа;

- обеспечить поточность, непрерывность и максимальную парал­лельность выполнения технологических операций;

- организовать согласованное выполнение операций сотрудни­ками различных организаций;

- сократить общее время доставки грузов.


Контрольные вопросы

 

1. Перечислите основные законодательные акты, определяющие ус­ловия выполнения грузовых автомобильных перевозок.

2. Как осуществляется регулирование работы автомобильного транс­порта в РФ?

3. Какой вид деятельности при выполнении грузовых автомобильных перевозок подлежит лицензированию?

4. Каковы правила перевозок грузов, их назначение и содержание?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: