Способности музыканта - педагога




В процессе обучения музыке любой преподаватель сталкивается с необходимостью обеспечить общее и музыкальное развитие учеников. Решение таких задач составляют основное содержание интеллектуальной деятельности музыканта – педагога, которая по своему характеру может быть а) менее или б) более творческой. а)Многие педагоги склонны в своей работе больше опираться на нормативные, профессионально предписанные функции и методы их реализации. Эти педагоги, как правило, хорошо знают многочисленные инструкции и требования, разрабатываемые администрацией, а так же следуют рекомендациям, представленных в программах изучения тех или иных музыкальных дисциплин. Педагоги могут не считаться с особенностями данного конкретного ученика, могут настаивать на том, чтобы было выучено указанное в «Программе» музыкальное произведение («дежурный репертуар). Такие педагоги могут полагать, что нормативные критерии процесса музыкального обучения пригодны для всех, а поэтому абсолютны и незыблемы. б) Другие педагоги, напротив, исповедуют тезис о том, что преподаватель музыки должен быть творческой личностью, проявлять больше самостоятельности в решении музыкально – педагогических задач. Они исходят из того, что всякая развитая чел деятельность есть процесс самовыражения внутренней свободы и оригинальности мышления. Эти педагоги ставят во главу угла желания и возможность конкретного ученика, а не предписания «Программы». Творческие намерения преподавателя могут проявляться по-разному: - как строить урок на том или ином этапе работы над музыкальным произведением, - как формулируются задания для домашней работы, - какие замечания, в какой форме, каким тоном они делаются.     Вполне правомерно говорить о новаторском отношении педагога к своему труду и, соответственно, о несамостоятельном, шаблонном, рутинном понимании преподавателем своей деятельности, которое еще встречается среди, так называемых, «урокодателей». Такое понимание отрицательно сказывается на учениках. В. А. Сухомлинский отмечал: "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека,...но при этом каждый ребёнок должен почувствовать себя музыкантом" Все указанные особенности решения музыкально – педагогических задач, с которыми сталкивается педагог в обучении, предъявляют определенные требования к его способностям. Под способностями понимаем весь комплекс качеств, необходимых для выполнения конкретной деятельности, которые вырабатываются в процессе спец подготовки. При изменении требований деятельности одни качества могут утерять статус способностей, а другие приобрести. Требования любой деятельности определяются характеристикой её продукта, который должен отвечать ожиданиям социума. Ф. Липс, профессор, зав кафедрой НИ РАМ им Гнесиных: Давайте вспомним какие раньше были дискуссии: играть все с большим пальцем или без него, этой аппликатурой или другой. Надо ли сегодня дискутировать на эти темы?... Или нужно развивать все направления? Нужны ли мы обществу или нужны только для себя?....Иной раз на экзаменах студент играет сочинение художественно слабое, да и играет плохо. Спрашивается: кому такое исполнение нужно? Только качество музыки и исполнения обеспечит будущее нашего искусства. Творить для себя самих – значит признать, что в обществе мы лишние». Преподаватель должен пробудить в учениках желание исполнять музыку, сформировать желание вызывать у слушателей эмоционально-эстетические переживания. В соответствии с этим, можно выделить 4 группы способностей педагога-музыканта: - личностные - коммуникативные - дидактические - организаторские. ЛИЧНОСТНЫЕ: Урок музыки -это урок, на котором мы воспитываем всесторонне развитую человеческую личность, поэтому, именно личность и деятельность педагога непосредственно имеют огромное значение в воспитании современного школьника. Личностные способности проявляются в возможности музыканта «работать» с собой в трех направлениях: - накопление педагогического опыта (расширение репертуара, накопление музыкально-исполнительских приемов и тд) - управление собой в различных ситуациях (главная способность к само воздействию: само мобилизация, самовнушение, само убеждение, самозащита); - саморазвитие личности: личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально-значимых черт.   Профессионализм педагога-музыканта самым непосредственным образом связан с артистизмом. Артистизм -одно из приоритетных качеств личности педагога-музыканта, во многом определяющее меру его компетентности. Автор программы Д.Б.Кабалевский обращал внимание на близость урока музыки к театральному спектаклю. Близость труда учителя и театрального актёра очевидна. Однако, труд учителя-музыканта можно признать тяжелее актёрского: ведь актёр играет в день один спектакль, учитель же даёт в день три постановки (минимум 3 урока, но на практике получается гораздо большее количество). Причём уроки проводятся с разным контингентом учащихся. Кроме того, во всех классах своя тональность урока, различные виды деятельности. Труд учителя тяжелее тем, что он по несколько часов в день проводит на публике. Кармен пребывает на сцене всего 40 минут, появляясь несколько раз, Татьяна Ларина –35. Актёр –лишь часть спектакля. Учитель же един в трёх лицах: он, по словам прекрасного педагога Ю.Львовой, и автор, ибо сам создаёт сценарий урока, и режиссёр (а каждый урок музыки это в чём-то премьера), и исполнитель главной роли, и при этом он сам себя одевает, причёсывает на свой вкус. Он же – главный блюститель порядка КОММУНИКАТИВНЫЕ: Качества, позволяющие устанавливать педагогический контакт с учениками, родителями и пр. - способность воспринимать ученика (например, его внешний вид); - способность понимать ученика: его интересы, увлечения, сочувствовать его эмоциональному состоянию – пед такт; - формировать ожидания ученика. Практика показала, что у педагога с развитыми коммуникативными способностями любой ученик становится уверенней, настойчивей, более самостоятельным и творческим в решении музыкально-исполнительских задач. ДИДАКТИЧЕСКИЕ: Качества, которые обеспечивают ученику понимание содержания обучения: - профессиональная компетентность: знание предмета обучения; - общепедагогические умения; - методическое мастерство; - способность транслировать материал: дикция, орфоэпия… Об уровне развития дидактических способностей педагога можно судить так: чем больше различных по подготовке и свойствам личности учеников показывают положительные изменения в учебе, тем выше дидакт способности. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ: - конструктивные: планирование конечных и промежуточных результатов, этапы технической и исполнительской подготовки; - планирующие: умение распределить работу на уроке, в полугодии … - управляющие: контрольные и оценочные действия педагога, умение видеть перспективу ученика; - способность распределять внимание: соответствие того, что сообщает педагог тому, что воспринимает ученик.   Т.О.По-настоящему увлечённый своей профессией, влюбленный в жизнь и в музыку, он всегда молод, прежде всего душой, идёт в ногу со временем, познаёт новое, открывает для себя неизведанные грани творчества. Педагог – проводник в мир искусства, художественных образов и впечатлений, он приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: