60.Понятие законности в деятельности полиции и способы ее обеспечения.
принцип законности в деятельности полиции. Принцип законности - один из важнейших принципов российской правовой системы, обладающий статусом общеправового принципа. Законность - всеобъемлющее понятие, распространяющее свое действие на всех без исключения субъектов права, ни один из которых не может быть изъят из сферы действия законности.
В теории права законность - режим господства закона во взаимоотношениях личности и государства, гражданина и должностного лица (органа государства). Сущность законности как режима состоит в том, что должно осуществляться, с одной стороны, неукоснительное требование ко всем органам государства и должностным лицам при исполнении ими своих полномочий строжайшего соблюдения буквы и духа закона, с другой - создание обстановки (атмосферы) уверенности каждого гражданина в неприкосновенности своей личности, в гарантированности реализации своего правового статуса и в неотвратимости юридической ответственности за любое правонарушение. Законность содержит три основных момента: а) кто обязан ее обеспечивать - органы государства; б) кто пользуется ее благами - граждане; в) какой результат она сулит обществу - правовой режим благополучного существования каждому добропорядочному и законопослушному субъекту. Законность основывается на базовых принципах: верховенства закона, гуманизма, справедливости, неотвратимости ответственности и др. Законность имеет гарантии ее обеспечения: экономические, политические, социальные, юридические*(35).
Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
К составным частям законности относятся следующие: верховенство закона, реальность законности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.
Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.
Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.
В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц*(36).
Применительно к данному нормативному правовому акту принцип законности предполагает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение закона всеми без исключения сотрудниками полиции. Основными требованиями законности являются следующие. Во-первых, верховенство закона, заключающееся в строгом соблюдении иерархии нормативных актов в деятельности полиции, главным из которых является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Единство законности (как одно из ее требований) предполагает единообразное применение положений Закона о полиции на всей территории Российской Федерации. Главным органом, призванным обеспечивать единообразное применение всех законов, является прокуратура РФ.
Принцип законности в деятельности полиции проявляется в трех основных аспектах. Первый аспект (упомянутый выше) заключается в том, что все без исключения сотрудники полиции должны соблюдать закон. Второй аспект касается правоприменительной деятельности сотрудников полиции и заключается в необходимости соответствия закону всех актов применения права, принятых сотрудниками полиции. Третий аспект заключается в том, что сама деятельность сотрудников полиции направлена на восстановление закона.
61.Виды контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими органами.
В е д о м с т в е н н ы й контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов и внутриведомственных нормативных актов. Например, в МВД России контроль организуется по двум направлениям: а) со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими и б) контроль за работой личного состава со стороны начальника и его заместителей на уровне горрайорганов внутренних дел.
При осуществлении контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими используются следующие виды контроля:
а) инспектирование или комплексные проверки, когда контролю подвергаются все направления деятельности криминальной полиции и полиции общественной безопасности;
б) целевые выезды сотрудников штабов или подразделений собственной безопасности для оказания практической помощи, а также для проверки поступивших жалоб граждан или юридических лиц;
в) линейный контроль, когда, к примеру, сотрудники Департамента охраны общественного порядка МВД России проверяют только патрульно-постовую службу или службу участковых уполномоченных полиции, т. е. одну линию работы горрайорганов внутренних дел;
г) вызов руководителей подчиненных органов внутренних дел с отчетами (докладами) для их заслушивания в вышестоящем органе внутренних дел и другие виды контроля.
62.Формы и методы контроля начальника горрайоргана и его заместителей за работой личного состава.
Контроль присущ всем государственным и общественным органам, независимо от их задач и рода деятельности. В зависимости от целей и задач управления, его характера и организационных форм, в которых оно протекает, находятся виды, формы и методы контроля. Они многообразны и разносторонни, что объясняет возможность различного подхода к их классификации. В частности, такая классификация может быть проведена по следующим критериям:
По субъекту управления,
По содержанию контрольной деятельности,
По характеру взаимоотношений, субъекта управления с подконтрольным объектом,
По стадиям управленческого цикла и т.д.
Представляется, что при классификации и систематизации видов контроля за основу необходимо брать субъекты контроля с учетом их роли места в системе управления, что позволит в дальнейшем конкретизировать задачи, характер, объем, специфику, формы и методы контрольной деятельности того или иного субъекта.
Различия в назначении и организации контроля в обществе позволяют, прежде всего, выделить государственный и общественный контроль. Государственный контроль в свою очередь можно классифицировать по следующим основаниям:
а) по субъекту контрольной деятельности: контроль со стороны органов местного самоуправления, административный и ведомственный контроль;
б) по объекту (предмету) контроля: общий контроль (контроль за деятельностью органов внутренних дел в целом) и специальный контроль (контроль за отдельными направлениями деятельности горрайорганов внутренних дел);
в) в зависимости от стадии выполнения контролируемого решения предварительный (превентивный), текущий (оперативный) и последующий (итоговый) контроль;
г) в зависимости от характера взаимоотношений субъекта управления с подконтрольным объектом: внутренний контроль и внешний контроль.
Горрайорганы внутренних дел, реализуя контрольные функции в своих системах сверху донизу, осуществляют государственный, ведомственный контроль. Кроме того, работая в условиях двойного подчинения, они контролируются также соответствующими органами местного самоуправления.
В зависимости от объекта (предмета) проверки, вышестоящие инстанции в системе МВД РФ периодически осуществляют общий контроль, распространяющийся на все сферы деятельности проверяемого органа или подразделения (инспекторская проверка), или специальные проверки, направленные на изучение какого-либо конкретного вопроса или участка работы (проверка полноты учета жалоб, заявлений и сообщений о правонарушениях).
Субъект управления должен осуществлять контроль на всех стадиях деятельности подчиненных органов. С этой целью проводится предупредительный контроль. Он проводится, как правило, до или в процессе подготовки горрайорганом внутренних дел плана организационных мероприятий на очередной период или плана проведения комплексной операции, проверить обоснованность и законность этих документов, предупредить от возможных ошибок и упущений, выделить дополнительные силы и средства для реализации подготавливаемых управленческих решений.
Данный вид контроля реализуется в ГРОВД его начальником, штабом, заместителями начальника.
Текущий или оперативный контроль осуществляется постоянно руководителями всех рангов, в процессе исполнения принятых решений. Реализацией подобного контроля обеспечивается полнота, качество, своевременность выполнения намеченный мероприятий, внесение в управленческие решения при необходимости корректив, регулирование самой системы. Текущий контроль, не нарушая ритма работы, позволяет устранять недостатки по ходу практической деятельности органов и подразделений внутренних дел и конкретных исполнителей. Он является составным элементом организаторской работы любого руководителя.
Последующий контроль осуществляется по окончании исполнения управленческого решения (например - проверка результатов выполнения, плана органа внутренних дел).
Этот вид контроля, хотя и позволяет изучить функционирование системы широко и достаточно полно, не оказывает существенного влияния на ход выполнения частных управленческих задач, поскольку он осуществляется дискретно, зачастую слишком поздно и не влечет за собой корректировки в данный момент выполняемых решений. Тем не менее, подобный вид контроля широко применяется в органах внутренних дел в целях улучшения практики выполнения управленческих решений и общего состояния работы, устранения имевших место недостатков, изучения и распространения передового опыта работы.1
По характеру взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольными объектами контроль подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний или внутриведомственный контроль осуществляется в рамках деятельности одной системы. Этот контроль осуществляется в пределах внутреннего управления. Это - контроль руководителя аппарата управления или специальных подразделений за деятельностью подчиненных органов и сотрудников.
Все виды контроля осуществляются в определенных формах и с использованием тех или иных методов. Различия между формами и методами контроля зачастую настолько трудно различимы в силу их взаимосвязанности, что на практике нередко происходит подмена одного понятия другим.
63.Порядок работы с обращениями граждан и организация их личного приема в органах внутренних дел.
Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 “Об утверждении Инструкции об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации”
Рассмотрение обращений граждан*(5) в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России*(6).
Рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы:
прием и первичную обработку обращений;
регистрацию и учет обращений;
принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
подготовку и направление ответов на обращения;
хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
личный прием граждан;
анализ рассмотрения обращений;
контроль за рассмотрением обращений.