Биологические ускорители




Обмен веществ – основа жизни, непрерывная цепь сложных химических процессов, протекающих в организме. Часть их происходит в желудке и ки­шеч­ни­ке, где пищевые вещества расщепляются на более простые, которые усваиваются тканями и клетками. Большинство химических процессов происходит в самих клетках. В них из принесенных кровью питательных веществ образуются сложные и разнообразные вещества клеток, в них же происходят окисление (с помощью переносимого кровью кислорода), процессы диссимиляции, дающие энергию. Если бы мы попробовали химические реакции, происходящие в организме, провести в лаборатории, то потребовались бы высокая температура, давление и другие несвойственные организму условия. В чем же дело? Ведь мы знаем, что в организме нет ни очень высокой температуры, ни других перечисленных компонентов. А после обеда, кроме приятного чувства сытости, мы больше ничего не ощущаем и через пять-шесть часов готовы пообедать снова: пища усвоена, мы снова голодны. Нам поможет понять это химия, которая подсказывает, что существуют вещества, ускоряющие ход химических реакций, сами же вещества при этом не изменяются. Эти вещества получили название катализаторов. Приведем простейший пример. Мы знаем, что вода состоит из водорода и кислорода. При смешении чистого водорода и кислорода воды не образуется, если держать эту смесь даже многие годы. Но если добавить к этой смеси немного платины, реакция идет очень быстро и образуется вода. Платина, не являясь составной частью воды, резко ускорила эту реакцию и сама вышла из нее без изменений. Нечто подобное происходит и в организме. Все химические превращения в нашем организме протекают с участием специальных катализаторов – ферментов. Ферменты – это сложные органические вещества, во много миллионов раз увеличивающие скорость химических реакций. Это основная и единственная их функция в организме. Клетки нашего тела имеют огромный набор ферментов, способных произвести все необходимые превращения. Каждый фермент действует только на определенные вещества, на определенный процесс или его этап и только при определенной температуре, реакции среды и т. д., т. е. обладает специфичностью и избирательностью действия. По меткому определению одного ученого, фермент подходит к веществу так же, как ключ к замку. Бывают ферменты пищеварительные, дыхательные, восстановительные, внутриклеточные и другие, с самым разнообразным характером действия. Одни из них участвуют в расщеплении поступающих веществ, другие обладают синтезирующей способностью – помогают организму в образовании новых молекул. Короче говоря, они являются необходимыми участниками обмена веществ, без них он невозможен. (по материалам учебной литературы)

 

Задание 7. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо семнадцатое). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая —и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:

«– Милая, это пестро!

– Ах нет, не пестро!

– Ах, пестро!»

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

 

ВАРИАНТ №9

Задание1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с на­ру­ше­нием лексической точности.

1.Нередко лесные пожары случаются оттого, что отдыхающие не соблюдают элементарных заповедей. 2. Сумма преступлений, совершенных за последний месяц, настораживает. 3. И хозяева, и гости матча были какими‑то утомленными, но гости выглядели все же предпочтительнее. 4. Наш комбинат круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью. 5. Вы­бросы этого завода загрязняют экологию.

 

Задание2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Определите тип этих ошибок.

1.Читая это дело, у меня не вызвало никаких сомнений о том, что в дей­стви­ях Сазонова есть состав преступления. 2. Оставшись недовольный уже написанными путеводителями по Парижу, им были созданы свои воспоминания об этом городе. 3. Опрос показал, что многие россияне беспокоятся за сложившуюся ситуацию на Северном Кавказе. 4. Мы понимаем и сочувствуем вашим проблемам. 5. Опоздание контролера отрицательно сказывается на работу всего цеха. 6. Это объявление означает не только вежливость, но и за­бо­ту к по­ку­па­те­лю. 7. Хочу поделиться со слушателями мыслями по поводу принятого постановления в Госдуме. 8. Позвольте поинтересоваться о цели вашего приезда. 9. Ма­рат Сафин просто нуждается играть как можно чаще после своей травмы.

 

Задание 3. Найдите ошибки в речи депутатов и журналистов. Исправьте их. Запишите правильный вариант приведенных предложений.

1.А это, как говорится,бьет рублем по карману.

2.Первый подводный камень был довольно быстро решен.

3.Давайте теперь подведем точку.

4.Я вынужден выступить третий раз, чтобы внять гласу Вашей совести.

5.Это пока малые ласточки, но за ними последуют и большие.

6.Он от сохи знает эти проблемы.

Задание 4. Сгруппируйте и запишите приведенные слова следующим образом: 1) слова, имеющие функционально-стилевую окраску и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане; 2) слова, нейтральные с обеих точек зрения; 3) слова, нейтральные в функционально-стилевом плане и имеющие эмоционально-экспрессивную окраску; 4) слова, обладающие стилистической окраской обоих типов.

Надеяться, трепетать, демократизация, чаять, докладывать, стенать, читать, забыться, чавкать, маяться, претендовать, возликовать, миряне, санкционировать, всепобедный, божественный, апелляция, коалиционный.

 

Задание 5. Запишите высказывания знаменитых людей в виде предложений с вводными конструкциями. Расставьте знаки препинания. Оформите цитаты произвольными ссылками в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (например,[ 8, с. 256]).

1. Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади (Аристотель).

2. Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой (Демокрит).

3. Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения (Демокрит).

4. Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон).

5.То, что мы знаем, - ограничено, а что не знаем – бесконечно (Апулей).

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Радиоактивные излучения

Явлением естественной радиоактивности называется самопроизвольное превращение, одних атомных ядер в другие, сопровождающееся испусканием различных видов радиоактивных излучений (а, р и γ) и некоторых элементарных частиц. Явление это было открыто А. Беккерелем (1896). Он занимался изучением вопроса о том, не сопровождается ли флуоресценция любой природы испусканием рентгеновских лучей. Беккерель производил опыты с солями урана; некоторые из них обладают свойством флуоресцировать и действуют на фотопластинку. Беккерель обнаружил, что соединения урана, в течение нескольких лет находившиеся в полной темноте, продолжают действовать на фотопластинку, причем наиболее сильное действие оказывает металлический уран. Из этого он заключил, что уран испускает особые лучи. Первые же исследования показали, что эти лучи проникают сквозь тонкие металлические экраны и ионизируют газ, через который проходят. Замечательными особенностями обнаруженного излучения оказались его самопроизвольность и постоянство, полная независимость от изменения внешних условий: освещения, давления и температуры. Пьер и Мария Кюри обнаружили, что урановая смоляная руда обладает способностью давать излучение, в четыре раза превосходящее по интенсивности излучение урана. Это дало основание искать более мощный источник излучения, чем уран. В 1898 г. Пьер и Мария Кюри открыли два новых радиоактивных элемента — полоний и радий. Вещества, испускающие новые излучения, были названы радиоактивными, а новое свойство вещества, связанное с наличием особых излучений,— радиоактивностью (Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики (в трех томах): учебное пособие. М.: Высшая школа, 1979. – Т.3: Волновые процессы. Оптика. Атомная и ядерная физика. – С. 401).

 

Задание 7. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо шестое). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

 

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

ВАРИАНТ №10

Задание1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением информативности речи (речевой недостаточностью).

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Задача учителя рисования – воспитывать в детях прекрасное. 3. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 4. Творчество Маяковского волнует читателей на самых разных языках. 5. Вода этих озер отличается от других чистотой и содержанием минеральных солей. 6. Сравним последние экономические показатели работы фабрики с пре­ды­ду­щи­ми годами. 7. Для этих студентов предусмотрен факультативный курс по сварке доцента Юрьева.

Задание2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления при однородных членах предложения.

1. Этот политический блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 2. Мой друг сам подобрал и руководит бригадой плотников. 3. Над писателями цензоры издевались как хотели: их творения коверкали, запрещали, за авторами следили, позорили. 4. Позвольте мне поздравить и порадоваться вместе с вами. 5. Мы надеемся и верим в то, что на этот раз заводская команда займет первое место. 6. Вы должны были выслушать и согласиться с замечаниями, а не спорить с руководителем.

Задание 3. Найдите стилистические ошибки, исправьте их и запишите правильный вариант.

1. Благодаря этому приспособлению можно глядеть непосредственно в зрачок объектива.

2. Большой вклад в развитие культуры малых народов Севера внес этот рассадник просвещения.

3. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты.

4. ( Адресна конверте) Пермская область, г.Кунгур, улица Строителей, дом 53-а, общежитие девчат.

5. Пахло керосином, тухлой рыбой и еще чем-то сладким, что всегда привносит запах бакалеи.

Задание 4. Являются ли синонимами глаголы работать и трудиться? Определите значения этих глаголов и проверьте по словарю. Найдите случаи немотивированного употребления глагола и исправьте стилистические ошибки.

1.Дорогу надо проложить до начала проливных дождей, и строителям приходилось трудиться не покладая рук.

2.Герасим трудился дворником у жестокой и своенравной барыни.

3.В дни уборки урожая фермеры трудятся с большим подъемом.

4.Марьи Ивановны нет дома: она сейчас трудится в соседнем подъезде.

5.Граждане России, которые трудились на благо своей страны в течение сорока, пятидесяти лет, оказались социально незащищенными пенсионерами.

 

Задание 5. Оформите высказывания В.И. Вернадского как различные виды цитирования в научной работе. Запишите, сократив высказывания согласно правилам цитирования. Сопроводите цитаты произвольными ссылками в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (например,[ 8, с. 256]).

 

1.Наука в социальной жизни резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований.

2.Вопрос о моральной стороне науки — независимо от религиозного, государственного или философского проявления морали — для ученого становится на очередь дня. Он становится действенной силой, и с ним придется все больше и больше считаться.

3.Интересы научного знания должны выступить вперед в текущей государственной политике. Свобода научного искания есть основное условие максимального успеха работы. Она не терпит ограничений. Государство, которое предоставляет ей максимальный размах, ставит минимальные преграды, достигает максимальной силы в ноосфере, наиболее в ней устойчиво.

4.Научное знание в двух своих проявлениях резко и определенно отличается от всякого другого знания: философского, религиозного, от «народной мудрости», «здравого смысла» — бытового, векового знания человеческих обществ. Оно отличается тем, что определенная, значительная и вся растущая его часть является бесспорной, общеобязательной для всех проявлений жизни, для каждого человека.

5.Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди. Оно этим переломом негаданно быстро к нам придвигается.

Задание 6. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Изучение строения и свойств атома и атомного ядра — достижение физики нашего столетия. Оно стало возможным, во-первых, благодаря быстрому расширению технических возможностей эксперимента — фактору, сыгравшему огромную роль в развитии современной физики, и, во-вторых, благодаря двум революционизировавшим всю физику теориям — теории относительности и квантовой механики. Возникшие в первой четверти нашего столетия, они привели физику к осознанию тех особых законов, которыми управляется микромир. В настоящее время квантовая механика и теория относительности — это не только теории, позволяющие проникать в тайны строения атомного ядра и элементарных частиц. Теория относительности уже достаточное время является основой для получения расчетных инженерных формул ускорительной техники и исследования термоядерных реакций. Квантовая механика в ее применениях к расчетам ядерных реакторов, электронных приборов, квантовых генераторов и усилителей является дисциплиной, основы которой входят в инженерную практику.

 

 

Задание 7. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо тридцать шестое). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказывать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа как бы свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих стран свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы. Англичане любят парки почти без кустов, любят оголенные берега рек и озер, где граница воды и земли создает четкие и плавные линии, «уединенные дубы» или группы старых деревьев, боскеты (небольшие рощи), стоящие среди лужаек как гигантские букеты. В пейзажах Шотландии, в Хайленде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзии – английская «озерная школа». Горы, поднявшие на свои мощные склоны луга, пастбища, овец, а вслед за ними и людей, внушают какое-то особое доверие. И люди доверили себя и свой скот горным полям, оставили скот без хлева и укрытия. В горах пасутся коровы с необыкновенно теплой и густой шерстью, привыкшие к ночному холоду и горной подоблачной сырости, овцы, дающие лучшую в мире шерсть и умеющие ночевать, сбившись в гурты, ходят люди, которые носят простые килты (шерстяные платки, обернутые вокруг бедер), чтобы их было удобно распрямить и высушить перед кострами, и пледы, которые не менее удобно сушить перед кострами и кутаться в них в сырые ночи. Поля перегорожены хайками – изгородями из камней. Их строили терпеливые руки. Шотландцы не хотели строить их из материала иного, чем родные горы. Поэтому каменные хайки – такая же часть природы, как и наши северные изгороди из жердей. Только ритм в них иной.

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: