Одним из элементов правовой охраны окружающей среды является юридическая ответственность, представляющая собой совокупность принудительных мер, применяемых к нарушителю экологического законодательства, в целях наказания виновных субъектов, восстановления нарушенных прав, предупреждения и пресечения правонарушений.
Можно выделить следующие функции ответственности:
1. привентивная - связана с предупреждением новых правонарушений;
2. стимулирующая - повышает материальную заинтересованность субъектов предпринимать меры по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
3. компенсационная – проявляется в возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
4. карательная – оказывает воздействие на личность правонарушителя при применении наказания.
Институт ответственности в экологическом праве является комплексным, межотраслевым, так как меры государственного воздействия, принуждения на правонарушителя устанавливаются различными отраслями российского права – административным, уголовным, гражданским и трудовым.
Профессор Быстров указывает, существует самостоятельный вид экологической ответственности. К мерам данной ответственности надо отнести прекращение экологически вредной деятельности. Основания такой ответственности не только правонарушение, но и правомерные действия, которые оказывают воздействие на окружающую среду. Например, мерой ответственности является плата за выбросы, если они осуществляются в пределах установленных лимитов. Но с данной точкой зрения можно не согласиться, так как плата – это элемент экономического регулирования и настоящий Закон об охране ОС размещает данное положение в рамках соответствующей главы.
Ответственность за экологические правонарушения рассматривается как:
1. Правовой институт – совокупность правовых норм, устанавливающих условия, основания, виды и меры государственного принуждения (воздействия), применяемые к лицам, совершившим экологическое правонарушение. Данные нормы носят материальный характер, так как процедура их применения за пределами указанного института.
2. Обязанность правонарушителя понести меры государственного воздействия за совершенное деяние и одновременно - обязанность уполномоченных органов власти применить данные меры принуждения.
3. Правоотношение, которое возникает между правонарушителем и государством, а так же отношение в целом по поводу применения мер ответственности. С одной стороны, лицо нарушает правила, установленные экологическим законодательством, а применяются данные меры в рамках других отраслей права
4. Ответственность – сама мера воздействия (санкция).
Основанием наступления ответственности является экологическое правонарушение, которое определяется как - противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее экологический вред или создающее угрозу его причинения или нарушающее законные права и интересы субъектов экологических отношений. Тот или иной вид ответственности предполагает наличие своего вида деяния – преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, гражданско-правовой деликт.
В законодательном и доктринальных определениях выделяются следующие признаки экологического правонарушения:
1. противоправность (общая и специальная), то есть наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;
2. виновность (однако российское и международное законодательство устанавливает и безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности);
3. наказуемость – наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномоченных от имени государства на их применение;
4. экологичность, которая проявляется в характеристиках предмета посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты), причиняемого вреда;
5. субъектность как указание на статус, качества либо принадлежность лиц, привлекаемых к ответственности;
6. общественная опасность, отражаемая прежде всего указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);
7. тип составов правонарушений (материальные, формальные, поставление в опасность)[1].
Состав экологического правонарушения структурно выглядит следующим образом:
1. Объект – общественные отношения, которые урегулированы или охраняются правом (экологические отношения), экологический правопорядок. Предмет – окружающая среда в целом или ее отдельные качества и свойства, компоненты окружающей природной среды – земля, недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и т. д., экологическая безопасность населения и территорий, жизнь, здоровье и имущество.
2. Объективная сторона – деяние (действие или бездействие), нарушающее требования, установленные нормативными актами в экологической сфере (формальный состав); наличие вредоносных последствий и причинной связи между деянием и наступившими последствиями (материальный состав). В составах поставления в опасность последствием считается создание угрозы охраняемым благам – «повышение уровня или возникновение экологического риска».
К признакам объективной стороны также относятся место и время совершения экологического правонарушения (например, особо охраняемая природная территория, период нереста), способы и средства (запрещенные орудия лова). Если указанные признаки не содержаться в тексте нормы, то они считаются факультативными и могут учитываться при определении размеров наказания.
3. Субъект – физические, должностные и юридические лица. Субъект определяется в зависимости от вида ответственности.
Уголовная ответственность – физические и должностные лица.
Административная ответственность - физические, должностные и юридические лица.
Гражданско-правовая ответственность – физические и юридические лица.
Трудовая ответственность – физические и должностные лица.
4. Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожность. В некоторых случаях обязательными признаками является мотив и цель.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (далее – Постановление Пленума № 14) установлено, что при рассмотрении судами дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснить, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2 Постановления).