Доклад ученика «Детство и юность Н.А. Некрасова»




I. Орг. момент

II. Вступление

Звучит отрывок из песни «Коробушка»

Учитель: Ребята, раньше эта песня часто исполнялась на посиделках, за свадебным столом, поэтому многие считают, что и слова этой песни когда-то давно сложил народ. Так ли это? Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления? (ответы учащихся) - слайд 1

Учитель: А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. - слайд 2

III. Запись темы, эпиграфов

Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов … (Н.Г. Чернышевский)

Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный? (В.Г. Белинский)

IV. Изложение нового материала

1. Учитель: … шел 1845 год. Как-то сидя у Белинского, Некрасов прочитал только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: (слайд 3) ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика. «В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение.

 

 

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «В дороге».

- Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,Разгони чем-нибудь мою скуку!Песню, что ли, приятель, запойПро рекрутский набор и разлуку;Небылицей какой посмешиИли, что ты видал, расскажи,-Буду, братец, за все благодарен. "Самому мне невесело, барин:Сокрушила злодейка жена!..Слышь ты, смолоду, сударь, онаВ барском доме была ученаВместе с барышней разным наукам,Понимаешь-ста, шить и вязать,На варгане играть и читать -Всем дворянским манерам и штукам.Одевалась не то, что у насНа селе сарафанницы наши,А, примерно представить, в атлас;Ела вдоволь и меду и каши.Вид вальяжный имела такой,Хоть бы барыне, слышь ты, природной,И не то что наш брат крепостной,Тоись, сватался к ней благородный(Слышь, учитель-ста врезамшись был,Баит кучер, Иваныч Торопка),-Да, знать, счастья ей бог не судил:Не нужна-ста в дворянстве холопка!Вышла замуж господская дочь,Да и в Питер... А справивши свадьбу,Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,Захворал и на Троицу в ночьОтдал богу господскую душу,Сиротинкой оставивши Грушу...Через месяц приехал зятек -Перебрал по ревизии душиИ с запашки ссадил на оброк,А потом добрался и до Груши.Знать, она согрубила емуВ чем-нибудь али напросто тесноВместе жить показалось в дому,Понимаешь-ста, нам неизвестно,-Воротил он ее на село -Знай-де место свое ты, мужичка!Взвыла девка - крутенько пришло:Белоручка, вишь ты, белоличка!Как на грех, девятнадцатый годМне в ту пору случись... посадилиНа тягло - да на ней и женили...Тоись, сколько я нажил хлопот!Вид такой, понимаешь, суровый...Ни косить, ни ходить за коровой!..Грех сказать, чтоб ленива была,Да, вишь, дело в руках не спорилось!Как дрова или воду несла,Как на барщину шла - становилосьИнда жалко подчас... да куды!-Не утешишь ее и обновкой:То натерли ей ногу коты,То, слышь, ей в сарафане неловко.При чужих и туда и сюда,А украдкой ревет, как шальная...Погубили ее господа,А была бы бабенка лихая! На какой-то патрет все глядитДа читает какую-то книжку...Инда страх меня, слышь ты, щемит,Что погубит она и сынишку:Учит грамоте, моет, стрижет,Словно б а рченка, каждый день чешет,Бить не бьет - бить и мне не дает...Да недолго пострела потешит!Слышь, как щепка худа и бледна,Ходит, тоись, совсем через силу,В день двух ложек не съест толокна -Чай, свалим через месяц в могилу...А с чего?.. Видит бог, не томилЯ ее безустанной работой...Одевал и кормил, без пути не бранил,Уважал, тоись, вот как, с охотой...А, слышь, бить - так почти не бивал,Разве только под пьяную руку..." - Ну, довольно, ямщик! РазогналТы мою неотвязную скуку!..

 

 

Учитель: Чем же это стихотворение привлекло Белинского? Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

 

Доклад ученика «Детство и юность Н.А. Некрасова»

Слайд 4. Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то... местечке Подольской губернии». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

 

Слайд 5. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево (Ярославский уезд), где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

 

Слайд 6. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции.

 

Слайд 7. Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки. Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта.

 

Слайд 8. Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной литературной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.

 

Слайд 9. Поэт не один раз говорил, что именно мать спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

 

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из поэмы «Мать»

В насмешливом и дерзком нашем веке
Великое, святое слово: "мать"
Не пробуждает чувства в человеке.
Но я привык обычай презирать.
Я не боюсь насмешливости модной.
Такую музу мне дала судьба:
Она поет по прихоти свободной
Или молчит, как гордая раба,
Я много лет среди трудов и лени
С постыдным малодушьем убегал
Пленительной, многострадальной тени,
Для памяти священной... Час настал!.. … Быть может, я преступно поступаю,
Тревожа сон твой, мать моя? прости!
Но я всю жизнь за женщину страдаю.
К свободе ей заказаны пути;
Позорный плен, весь ужас женской доли,
Ей для борьбы оставил мало сил,
Но ты ей дашь урок железной воли...
Благослови, родная: час пробил!
В груди кипят рыдающие звуки,
Пора, пора им вверить мысль мою!
Твою любовь, твои святые муки,
Твою борьбу - подвижница, пою!..

 

Слайд 10. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать.

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.

 

3. Доклад ученика «Жизнь крестьянских детей» по книге Ю. Рябцева «Горький вкус крестьянского хлеба».

Слайд 11-14. Заранее подготовленный ученик читает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

О милые плуты! Кто часто их видел,Тот, верю я, любит крестьянских детей;…Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они.Я делывал с ними грибные набеги:Раскапывал листья, обшаривал пни,Старался приметить грибное местечко,А утром не мог ни за что отыскать.…Грибная пора отойти не успела,Гляди — уж чернехоньки губы у всех,Набили оскому: черница поспела!А там и малина, брусника, орех!Ребяческий крик, повторяемый эхом,С утра и до ночи гремит по лесам.…Он видит, как поле отец удобряет,Как в рыхлую землю бросает зерно,Как поле потом зеленеть начинает,Как колос растет, наливает зерно;Готовую жатву подрежут серпами,В снопы перевяжут, на ригу свезут,Просушат, колотят-колотят цепами,На мельнице смелют и хлеб испекут.Отведает свежего хлебца ребенокИ в поле охотней бежит за отцом…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 15. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, в 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять из лука, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Слайд 16-17. Дочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела: в шесть лет начинала осваивать прялку, в десять – работала серпом, шила. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Слайд 18. Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение.

Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник» ( читает заранее подготовленный ученик)

 

Ноги босы, грязно тело,И едва прикрыта грудь... - слайд 19 Не стыдися! что за дело?Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку.Так учиться ты идешь...Знаю: батька на сынишкуИздержал последний грош. Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и божьей волеСтал разумен и велик. Не без добрых душ на свете -Кто-нибудь свезет в Москву,Будешь в университете -Сон свершится наяву!

 

Встреча с этими голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

 

Слайд 20. В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала его отправиться в Петербург. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

 

Слайд 21. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом. Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, по его собственным словам, «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк» и преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: