Руководитель Портная О.В.




Тема: петроглифы Белого моря и Онежского озера.

Цель: изучение особенностей духовных представлений и искусства неолита.

Задачи:

1. Образовательные: формирование знаний о неолитическом искусстве.

2. Воспитательные: прививать интереса и уважения к прошлому.

3. Развивающие: развивать умения выделять главное, делать выводы.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: тетрадь, ручки, карандаши, раздаточный материал, экран, проектор и т.д.

Основные понятия: петроглифы, зооморфные и антропоморфные изображения

Мотивационный аспект

Изучение особенностей искусства эпохи неолита.

Изучение нового материала

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος – камень, γλυφή – резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

Петроглифы Белого моря и Онежского озера являются образцом монументального наскального искусства неолита. Изображения расположены группами, в основном на нескольких гранитных мысах (носах), вдающихся в озеро: Бесов Нос, Пери (Перий) Нос, Гажий Нос, Кладовский Нос (мыс Кладовец), Корюшкин Нос. За прошедшие тысячелетия где-то изменился уровень воды, где-то очертания берегов, так что часть петроглифов оказалась под водой. Открытых на сегодня петроглифов Онежского озера – более 1200. Все они, по словам ученых, сделаны заостренным каменным орудием. Глубина выбивки петроглифов – от 1-2 мм. до сантиметра (иногда встречается и поглубже, но чаще всего – не больше 3 мм.). Размер – от нескольких сантиметров до четырех метров. Возраст петроглифов Онежского озера – 5-6,5 тыс. лет. Расположение петроглифов рядом с водой типично не только для Карелии, но и для Швеции, Финляндии. Разница лишь в том, что в Карелии изображения вырубали, а там предпочитали рисовать.

Петроглифы, представляют сцены сухопутной и морской охоты, образы реальных животных, водоплавающих птиц, рыб, а также фантастических существ и абстрактные символы. Очень выразительны фигуры лыжников, преследующих добычу, или охотников, плывущих в большой лодке и загарпунивших крупную рыбу. Известны изображения лосей, водоплавающих птиц (лебедя), рыб, выполненные в лаконичной реалистической манере. Фантастические существа антропоморфны, возможно, они изображают каких-то божеств или духов – покровителей и хозяев животных. Примером таких изображений может служить двухметровая фигура «беса» с Бесова мыса (носа) на Онежском озере, прозванного «Бесихой» христианскими монахами-первопроходчиками еще в XVI в. Так за образом закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку «бесихи» перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними. Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км. южнее по берегу. Тем самым монахи наглядно засвидетельствовали свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.

Петроглифы на восточном побережье Онежского озера открыл консерватор Минералогического музея Императорской Академии наук Константин Иванович Гревингк в 1848 году. Местные жители рассказали ему легенду о том, что некогда на этом берегу обитали бес и бесиха, которые «удостоверили свое пребывание здесь в странных фигурах на скалах, а после прихода живого Христа и истинной веры злые духи хотели уйти, но обрушились вместе с блоком со скалы и утонули». При этом сам Гревингк считал Беса «могучим богом охоты и рыболовства», господствующим над всеми обитателям суши и воды, а окружающие его фигуры животных – жертвоприношениями богу.

В своей статье о петроглифах он пишет: «Фигуры этих начертаний изсечены частью одними только контурами глубиной 1-2 лин., на гладком, чрезвычайно твердом и жестком порфироносном граните, частью выдолблены внутри контура, на одинаковой глубине с бороздами. Здесь изображены в профиль: люди, северные олени, лось, собака, лисица, белка, выдра, лебеди, утки, журавли и рыба.

Встречаются также символические знаки, но письмена по-видимому совершенно отсутствуют. Эти группы начертаний происходят, по всей вероятности, от охотников, которые здесь в течение продолжительного времени немало трудились в качестве каменотесов с целью увековечить память о своих охотах, добыче, роде и числе дичи; и о том, как и где устраивалась охота, или же – в честь своего бога охоты и рыболовства. Работа эта пережила века и сохранится, вероятно, еще на много тысячелетий».

С XIX века делаются первые толкования смысла и содержания петроглифов. Исследователь Ю. А. Саватеев пишет о изображении «Бесихи» Онежского озера … «Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой – кружочком с точкой в центре. У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки».

Линевского А.М. предполагал, что это изображен дух, «хозяин» леса. Углубление в полости рта и оббитая по краям трещина свидетельствуют о том, что беса кормили и поили. Главным лакомством его, вероятнее всего, была кровь убитых животных, через щель бесследно исчезавшая в озере. Кормили и других духов. Но когда они не оправдывали возлагавшихся на них надежд, их серьезно «наказывали».

Лаушкин К.Д. в совокупности образов видит жуткую «триаду смерти». «В центре –божество смерти или владычица Туонелы карело-финских эпических песен. Почти двухметровая фигура выполнена с замечательной экспрессией. Богиня широко распахнула объятия, готовясь сцапать очередную жертву и упрятать ее в страшной утробе своей. Справа и слева от богини – спутники смерти, вызывающие чувство гадливости и ужаса, - скользкий налим и ползучая гадина».

Не единичны здесь и изображения выдры. Первобытных людей, прекрасно знавших повадки зверей, должен был заинтересовать образ жизни выдры, в котором важное место занимают и вода, и суша. Выдра могла наиболее естественно олицетворять связь между подводным (нижним) и надводным (средним, или земным) мирами.

Известно, с выдрой древние жители края связывали понятие о зле -
то есть вреде, голоде и лишениях, поскольку она была главной помехой в хозяйстве древнего рыболова-охотника: разрушала птичьи гнезда, отгоняла от берега стаи рыб и птиц и т. д.

Стремление умилостивить хищного зверька и привело к его почитанию, возникновению культа выдры. Исследователь петроглифов А. М. Линевский допускал, что изображение выдры могло быть связано и с культом мертвых (предков). Как известно, выдра – не такое уж вредное животное, скорее даже наоборот: где она водится, рыбы больше.

Но сам факт обожествления выдры в древности вполне возможен. Есть этнографические примеры такого рода. Так, тлинкиты Северной Америки испытывали сильнейший страх перед выдрой, а охота на нее была строжайше запрещена. С выдрой у них связывались самые фантастические поверья.

И на скалах Онежского озера выдра фигурирует скорее всего
не как промысловое животное, а как объект поклонения, культа.

На значительной части петроглифов изображения рыб. Рыба – таинственность ибо она пребывает в среде, недоступной для человека. Рыба, как прасущество, считалась у многих народов богом — прежде всего, из-за своей среды обитания. В ряде мифологий солнечный диск, скрывшись за горизонтом на Западе, возвращается на Восток в брюхе гигантских рыб, а то и в ладьях, влекомых рыбами.

Более 40% изображений здесь – это лебеди. Встречаются огромные, с непропорционально длинными шеями (похожие на динозавров).

К сожалению не все петроглифы сохранились. В 1934 году музееведы взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос-3. Большая плита с рисунками («крыша») перевезена в Эрмитаж, обломок помельче остался в местном краеведческом музе. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения. Также, территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин была засыпана плотиной.

Не все петроглифы Белого моря и Онежского озера еще обнаружены и изучены. Так в 2010-м на глубине шесть метров была найдена гранитная глыба с выбитыми на ней лебедями и солярным знаком, отколовшаяся от основного скопления петроглифов Кладовца. Находка была сделана во время ночного погружения: ночью с подсветкой петроглифы было разглядеть проще, чем днем, когда приходилось действовать практически наощупь.

На Старой Залавруге в Беломорском районе археологам, также удалось обнаружить более двухсот «новых» изображений.

Петроглифы Онежского озера дают нам представление о сложном ментальном мире их создателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: