План урока элективного курса «Говорим и пишем правильно».
Тема: «Прямая речь. Диалог. Цитата».
Дата проведения урока: «07» апреля 2020 года
Ход урока.
1. Теоретическая часть. Здравствуйте. Запишите в тетрадь, дату и тему урока. Давайте вспомним теоретический материал по теме.
ПОМНИТЕ! Прямая речь заключается в кавычки. "П.Р" |
Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: "П.р".)
После прямой речи перед словами автора ставится тире. ("П.р.", - а.)
Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора):
1. Прямая речь после слов автора:
А: "П". А: "П?" А:"П!"
2. Прямая речь перед словами автора:
"П", - а. "П?" - а. "П!" - а.
3. Слова автора внутри прямой речи:
"П, - а, - п". "П, - а. - П". "П? - а. - П". "П! - а. - П".
4. Прямая речь внутри слов автора:
А: "П!" - а. А: "П?" - а.
Цитирование
Основные способы цитирования
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).
Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала предложения.
Например: Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «... праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
Например:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Есенин
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» - писал С. Маршак.
«Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).
Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.
Например: «...Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка... может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие...».
Обратите особое внимание на оформление цитат и эпиграфа, так как именно этот материал нам важен для написания сочинения.
2. Гимнастика для глаз.
Упражнение 1. ШТОРКИ
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Упражнение 4. МАССАЖ
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
3. Практическая часть. Выполняем упражения.
Упражнение 1.
Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.
1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».
Упражнение 2.
Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.
1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».
4. Домашнее задание. Написать сочинение в формате ЕГЭ по предложенному тексту. В сочинении в комментировании обязательно должно быть применено цитирование. Задание к следующему уроку. Высылать можно в личные сообщения в Контакте, на почту электронного журнала, строго до 14 апреля.
Текст для сочинения.
Исходный текст
Последнее время мне нередко приходилось встречаться со случаями, когда мужчины вели себя немужественно. Не по-рыцарски, если будет позволено употребить такое слово. Пожалуй, сильнее всего меня поразила одна фраза. Всего одна фраза, сказанная моей дочерью.
Однажды мы с ней поехали в Ялту. У нее были студенческие каникулы. Я заканчивал книгу. Утром мы завтракали в кафе на набережной. Здесь по утрам было пусто. Через огромное окно видны море, теплоходы, катера и чайки. Вечером съедали что-нибудь у себя в номере. Но однажды решили поужинать в кафе, где обычно завтракали. Вечером там собиралось много шумных компаний. Пока мы ждали ужина, из-за соседнего столика донеслась брань. Там никто не ссорился, просто «разговаривали». Но каждое второе слово было ругательством.
снова оглянулся и увидел: на поддержку соседей рассчитывать не приходится.
– Мы, конечно, извиняемся,– сказал тот.– Больше себе не позволим. Выпей с нами.
– Не пью с незнакомыми! – резко сказал я.– С пьяными тем более!
Он еще постоял с минуту, потом ушел к своей компании. Уф, обошлось...
Нет, не обошлось!
За соседним столиком больше не ругались, по громко обсуждали, как посчитаются со мной, когда мы выйдем из кафе.
– Уйдем! – взмолилась дочь.
– Ни за что! – ответил я. Как буду выглядеть в глазах дочери я, немолодой мужчина, прослуживший десять лет в армии, пишущий на морально-нравственные темы, если испугаюсь кучки сквернословящих и угрожающих мне парней? Выглядеть буду так, как себя поведу.
Как большинству моих сверстников мне случалось быть в переделках не только в военное время, но был я тогда моложе и здоровее.
Тут соотношение сил было невыгодное. Прямо надо сказать,– безнадежное,
Но я понял: никакая сила не заставит меня уйти отсюда, пока мы не кончим ужинать. Особенно сегодня. Утром в парке дочка повела меня в тир. Когда-то я прилично стрелял. Но сколько лет прошло с тех пор!
Однако тут я не осрамился. Более того, сам был поражен, как удачно я стрелял. Девять из десяти! Дочь была в восторге. Не скрою, я гордился ее удивлением и похвалами больше, чем когда ей нравилась моя статья или рассказ.
И после этого на ее глазах праздновать труса? Ни за что!
Я подозвал официантку:
– Принесите, пожалуйста, бутылку сидра,– попросил я.
– Зачем нам сидр? – возмутилась дочь.
– Может понадобится! – сказал я. Сидр разливают в толстые бутылки – «шампанки». Я недвусмысленно поставил бутылку, не раскупоривая, рядом с собой.
Ничего в кафе не случилось. Но с дочерью мы поссорились.
– Они тебя подкараулят, когда ты вечером выйдешь на набережную,– сказала она, когда мы доели ужин и ушли к себе.– Весь наш отдых пропал.
– Можешь не беспокоиться! Все хулиганы трусы! – сказал я.
– Трусы? Пусть трусы! Они и нападут на тебя вчетвером.
– Но я же не мог, чтобы при тебе звучала брань. Я бы себя перестал уважать... Хорош мужчина! Хорош отец!
Этот довод не возымел действия. Тогда я спросил ее:
– Ну вот, когда ты идешь из университета и вы наталкиваетесь на хулиганов... Как поступают твои спутники?
– Спешат перейти на другую сторону,– горько ответила дочь.
(По С. Львову).