Требования к социальной рекламе установлены в ст. 10 Закона «О рекламе».




Вебинар Центра правовой поддержки журналистов ОНФ

О соблюдении СМИ норм Федерального закона «О рекламе»

Ноября 2015 г. 10.00 мск. вр.

Эксперты – ведущие:

1 - Наталья Костенко, Руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, член Центрального штаба ОНФ, заместитель Руководителя Исполкома ОНФ;

2 - Олег Гринь, Руководитель Центра правового мониторинга Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

 

1) Как известно, доходы от рекламы для независимых СМИ – это практически единственный источник выживания. Органы власти, не согласные с редакционной политикой, дают негласные установки потенциальным рекламодателям – не размещать рекламные материалы в таких независимых СМИ. Как вы оцениваете такую ситуацию? Что делать независимым СМИ? Как выстраивать взаимоотношения с рекламодателями?

В силу принципа свободы договора граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ). Поэтому понуждение рекламодателей к заключению договоров. Вместе с тем для целей возможного вовлечения их в переговоры рекомендуем использовать письменные формы общения – с конкретным предложением о заключении договоров. С 1 июня 2015 г. были введены в действие новые правила ГК РФ о необходимости добросовестного ведения переговоров о заключении договора – иное может влечь возникновение обязанности по возмещении убытков (ст. 434.1 ГК РФ). Вместе с тем наиболее эффективными механизмами привлечения рекламодателей являются экономические – установление выгодных для рекламодателей предложений (в том числе, по цене). Кроме того, возможно расширить перечень частных рекламных объявлений.

 

2) Предлагаем обсудить вопрос санкций для СМИ, установленных ст. 14.3 КОАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». К примеру, ч.1 данной статьи предусматривает для редакции штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Для небольших СМИ эта сумма может оказаться неподъемной. Редакции часто не могут позволить себе иметь в штате специалистов в данной сфере. При этом ответственность может наступить и при отсутствии сведений о наступлении каких-либо вредных последствий и по формальным основаниям. Но и ссылка на малозначительность нарушения (ст. 2.9 КОАП) также является достаточно зыбким доводом для защиты. Считаю необходимым определить алгоритмы действий СМИ в подобной ситуации и разработать методические рекомендации по данной теме для редакторов и сотрудников рекламных отделов.

Практика применения ст. 14.3 КоАП РФ достаточно обширна. В общем доступе имеются сведения о более чем 2000 судебных актах по данной категории дел. Проблема установления больших размеров штрафов для юридических лиц касается не только нарушения по ст. 14.3, но многих иных административных нарушений. Так, за нарушение правил ст. 20.4 КоАП по пожарной безопасности – минимальный штраф 150 тыс. руб. Повышенные размеры штрафов являются одним из минусов организации деятельности в форме юридического лица по сравнению с индивидуальным предпринимательством. ИП отвечают как должностные лица (то есть штраф был бы от 4 до 20 тыс. рублей).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Они учитываются при назначении наказания (ст. 4.1 КоАП). Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Кроме того, ФАС России утверждены «Методические рекомендации по применению антимонопольными органами статьи 2.9 КоАП (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности)». Но они в основном касаются законодательства о защите конкуренции.

 

3) В ФЗ «О рекламе» много законодательных ограничений. Слишком много сведений необходимо добавлять в видеоролики (акции, сроки их проведения, условия и т.д.), и длительность ролика вместо желаемых 15-20 секунд получается – 40 секунд. В итоге рекламные блоки переполнены, рекламодатель вместо желаемых 6-ти раз размещается только 3 раза, снижается эффективность такой рекламы. Не считаете ли вы, что многие требования излишние? Может быть стоить их законодательно оптимизировать?

Действительно, некоторые требования законодательства о рекламе (в частности, требованию к рекламе финансовых услуг (по ст. 28 Закона «О рекламе») на первый взгляд представляются излишни объемными. Более того, многие из этих сведений размещаются в таком количестве, которое не предполагает возможность ознакомления с соответствующей информацией. Однако установление любых подобных требований преследует важную цель – не допустить введение в заблуждение потенциального потребителя товара. Поэтому вопросы об оптимизации отдельных требований требуют тщательной проработки.

 

4) По причинам неграмотности некоторых предпринимателей – рекламодателей и сотрудников редакций иногда в СМИ размещается сомнительная реклама. В результате СМИ попадает под штрафные санкции УФАС, которое строго следит за соблюдением законодательства. Какие основные критерии сомнительной рекламы? Как избежать различных санкций со стороны контрольных органов, размещая рекламу в СМИ?

Термин «сомнительная» законодательством о рекламе не используется. Видимо, речь идет о добросовестности и достоверности рекламы - ст. 5 Закона «О рекламе». В этой статье содержится перечень требований к рекламе – его необходимо изучить и следовать этим требованиям (приложение 1).

 

5) Несколько лет назад в нашем регионе (Челябинская область) УФАС возбудило несколько административных дел в отношении теле- и радиоканалов за нарушение Закона «О рекламе». СМИ распространяли рекламу в официально объявленный в стране День траура. Как действующий Федеральный закон регламентирует этот вопрос?Какие предусмотрены санкции?

 

В телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации (п. 14 ст. 14 Закона «О рекламе»). Часть 2 ст. 14.31 КоАП РФ устанавливает ответственность за это. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6) В национальных республиках в печатных СМИ материалы размещаются как на русском языке, так и на местных. Не будет ли являться нарушением Закона «О рекламе» размещение рекламных материалов в СМИ только на местных языках?

Часть 11 статьи 6 Закона «О рекламе»: При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. Закон «О государственном языке Российской Федерации» устанавливает, что наряду с государственным языком Российской Федерации – русским языком – могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации (часть 1.1 ст. 3 Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).

 

7) Нарушают ли печатные СМИ ФЗ «О рекламе», если рядом с коммерческим объявлением в газете/журнале размещаются фотографии известных личностей, в том числе зарубежных или неизвестных – скачанных из сети Интернет?

Это нарушение законодательства о рекламе, если изображение используется в составе рекламного материала (часть 11 статьи 6 Закона «О рекламе»), поскольку при этом нарушены требования гражданского законодательства об охране изображения граждан. Если эта фотография используется отдельно – это нарушение гражданского законодательства.

 

8) Все ли публикации в печатных СМИ должны маркироваться «на правах рекламы», если и так видно и понятно, что это коммерческое объявление? Какие исходные данные точно должны быть указаны рядом с рекламным материалом?

 

Да, все. Это требование Закона. Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий (ст. 16 Закона «О рекламе»). Требования к конкретным объявлениям следуют из специфики объекта рекламирования (глава 3 Закона).

 

9) Какие нормы законодательства о рекламе должны соблюдать СМИ в период проведения избирательных кампаний?

Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме (ч. 6 ст. 14, ч. 5 ст. 15 Закона «О рекламе»). А требования к самим агитационным материалам устанавливается избирательным законодательством – Закон «О рекламе» на них не распространяется (ст. 2 Закона «О рекламе»).

 

10) Как регламентировано размещение социальной рекламы в СМИ? На что обращать внимание, чтобы не нарушить ФЗ «О рекламе»?

Требования к социальной рекламе установлены в ст. 10 Закона «О рекламе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: