Занятия 1-3. Ранний детский аутизм.




О педагогической практике

В ЛГУ им. А.С. Пушкина

 

 

  Руководитель практики от кафедры: доцент кафедры психологии развития и образования, кандидат психол. наук Килошенко М.И,

Руководитель практики

от организации

 

_______________ Туманов М.В.

подпись

 

 

Санкт-Петербург


 

Содержание

Занятия 1-3. Ранний детский аутизм. 3

Занятие 4. Акцентуации характера как вариант психологической нормы 13

Занятие 5. Акцентуации характера и способы их диагностики. 24

Анализ проведенного занятия……………………………………………27

 


Занятия 1-3. Ранний детский аутизм.

Самым сложным и напряженным периодом для любой семьи является тот момент, когда появляется осознание того, что их ребёнок «особый», пугающе звучит любой диагноз, особенно «аутизм». Ранний детский аутизм - понятие медицинское, поэтому его определяет врач - детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.

Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, замечая, что с малышом «что-то не так», начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту - педиатру или невропатологу.

Однако, чаще всего, специалисты успокаивают родителей, считая их опасения напрасными, так как признаки, о которых они говорят, в это время, как правило, укладываются, или почти укладываются в общие параметры моторного и речевого развития. В других случаях специалисты могут расценивать настораживающие особенности раннего развития как признаки других нарушений самого широкого спектра, например, как проявление детского церебрального паралича, сенсорных, речевых нарушений, невропатии, минимальной мозговой дисфункции. И, к сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий - от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма.

Тем не менее, в нашей стране диагноз «ранний детский аутизм» до двух лет, как правило, не ставится и единственными «диагностами» становятся родители и близкие малыша.

Опыт показывает, что родители первыми замечают, что их ребенок имеет проблемы, но обычно им трудно объяснить во время визита к врачу, что же именно их беспокоит. Родители должны осознавать, как их ребенок развивается и что можно ожидать от ребенка в определенных возрастных периодах.

Для того чтобы увидеть нарушения в развитии ребенка и своевременно насторожиться, необходимо, прежде всего, знать возрастные нормы развития.

Средние показатели развития здорового ребенка:
• 0-1 мес. Неразличаемый плач - первая реакция на окружающую среду и результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам.

• Со второго месяца - синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте - повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза.

• 1-5,6 мес. Различаемый плач - голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;

• 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка.

• 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов.

• 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.

• Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают.

· 2-2,5 года - узнавание на фотографиях близких, себя (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.

• После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими; присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении.

• После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания. Выражает желание что-то сделать самостоятельно. Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением - когда представляют, например, что палка - это лошадка).

Если хотя бы часть признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам - делайте это незамедлительно, ведь время в данном случае - самый злейший враг ребёнка. Множество исследований сейчас ведется по всему миру по вопросу аутизма. Центр этих исследований в Autism Research Institute. Этот институт занимается проблемой аутизма более 40 лет. Ежегодно там проводятся конференции среди ученых и врачей всего мира для обсуждения последних исследований в этой области. На одной из них и был подписан протокол "Остановим аутизм сейчас!" "Defeat Autism Now!". Врачи, подписавшие его, обязались применять все известные на сегодняшний день методы лечения аутизма, не дожидаясь момента полного окончания исследований. Ведь среди этих методов нет медикаментозных, повредить они все равно не могут, но могут очень помочь улучшить состояние ребенка. Это крайне важно, так как такие дети не могут ждать, потерянное время только усугубляет проблему и делает ее необратимой.

Признаки аутизма меняются с возрастом и самые первые из них выглядят очень безобидно. Это все иногда вводит родителей в заблуждение "и у нас это было с первым ребенком и прошло". Да, ребенок может балансировать на грани достаточно долго, пока последняя капля не упадет в чашу и не произойдет то, что заставит родителей открыть глаза на реальность. И вот тогда перед родителями встает решающий и жизненно важный вопрос: что я должен сделать, чтобы помочь своему ребенку?

Решение о том, какое лечение проводить (или не проводить), скорее всего, предопределит перспективы ребенка. Родители по отношению к ребенку занимают уникальное поло­жение. Они постоянно находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо другой. У ребенка нет никого ближе и важнее родителей. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, их поддержка, их забота, их усилия и, прежде всего, - их любовь. Родителям не следует сомневаться в себе и в своих роди­тельских способностях. Не бойтесь полагаться на интуицию! Весть о том, что ваш ребенок особый, может подкосить вашу уверенность в себе - особенно, если вы ничего подобного не ожи­дали. Да и любой родитель поневоле усомнится в себе, когда над его ребенком хлопочет целая армия терапевтов и консультантов! Если для того, чтобы научить ребенка сидеть или держать ложку, требуются усилия специалистов, что же может сделать дилетант-родитель? Оказывается, очень многое! Роль родителей в жизни ребенка незаменима: родитель знает своего ребенка так, как не знает его ни один спе­циалист. Взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты в занятиях с ребенком. Специалист может предложить подход, но только родители инстинктивно поймут, подходит ли их ребенку этот путь, и, если нужно, предложат какие-то изменения. Любящие и терпеливые родители порой способны творить чудеса, особенно в такой сложной работе как борьба за ребёнка с явлениями раннего детского аутизма.

Что же такое - аутизм и на что надо обращать внимание, если в семье появился или подрастает малыш? Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка проявляется неодинаково. Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Под аутизмом понимается ряд сложных неврологических расстройств, ведущих к нарушению социального взаимодействия, трудностям в общении, замкнутости и повторяющимся движениям. Аутизм приводит к развитию целого спектра нарушений различной степени тяжести, затрагивающих речь, социальное поведение и физическое развитие. Причины аутизма пока неясны, хотя, несомненно, играют роль как генетические, так и внешние факторы окружающей среды. Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве, в общем - все, что окружает нас может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.

Конечно, такая реакция как аутизм возникает не у всех, кто-то может противостоять вредному влиянию извне, а кто-то - нет. Люди сейчас живут не в ладу с окружающим миром, забыв, что они его часть. Что вредно для других представителей Земли, то вредно и для нас. Поэтому сейчас мы медленно убиваем не только окружающий мир, но и себя, а страдают больше всего от этого наши дети. Аутизм нельзя определить, пока ребенок находится в утробе матери. Его симптомы становятся видны только после рождения, развитие маленького аутичного ребенка необычно с самых первых месяцев его жизни: малыш не проявляет оживления, почти не реагирует на близких, не улыбается... Когда такого ребенка берут на руки, он не выказывает никаких эмоций и часто кажется глухим или слепым. Аутизм, развивающийся у ребёнка постепенно, начинает проявляться в возрасте 15-ти месяцев и полностью формируется к трём годам. Первые признаки аутизма обычно замечают родители, семейный врач или воспитатели в детском саду. Возраст, в котором это происходит, зависит от многих факторов, включая осведомленность родителей и профессионализм врачей и педагогов. Родители обычно замечают, что с ребенком что-то не так между 18 месяцами и 2 годами.

Наиболее частый симптом - отставание в речевом развитии. Часто врачи при этом говорят, что это бывает и надо просто подождать, что мальчики говорят обычно позже, чем девочки (кстати, по статистике 90% аутистов - мальчики). В результате дети диагностируются в 5-6 лет, в то время, когда они должны уже идти в школу. При этом теряется возможность обучения ребенка в те годы, когда он наиболее обучаем - мозг ребенка заканчивается формироваться к 6 годам. По статистике дети, которые начали получать адекватную терапию с 2-3 лет могут полностью восстановиться уже к 6 годам в 50% случаев, состояние остальных значительно улучшается. Если же терапия начата позже, этот процент много ниже.

Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:

· проблемы с речью: ребенок может не говорить или же не ассоциировать сказанные слова с объектом;

· ребенок боится незнакомых людей или же не делает никакой разницы между своими и чужими;

· ребенок избегает прямого контакта глаз;

· ребенок склонен к повторяющимся, ничего не значащим играм;

· у ребенка есть странные привычки, которые могут занимать его часами - любит тереться обо что-то спиной, или теребить маму за волосы;

· ребенок не реагирует на простейшие вопросы - просьбы «Где мама? Принеси мячик»;

· ребенок не имитирует вас, например, не подносит телефон к уху;

· ребенок не показывает пальчиком на то, что ему нужно, а пользуется всей рукой или же плачет;

· ребенок не обращается к вам за помощью, такое впечатление, что он знает все лучше вас;

· ребенок не строит пирамидку из кубиков, а раскладывает их в ряд;

· ребенок не понимает, что он может открыть дверь сам, вместо этого он берет вашу руку и использует ее как инструмент;

· очень часто присутствует большая избирательность в еде: ребенок ест только определенные вещи и не любит изменений в рационе;

· очень часто у аутистов наблюдаются проблемы с моторикой.

Уважаемые родители, ответив на следующие вопросы, вы можете обнаружить проблему на самой ранней стадии:

· Хочет ли ваш ребенок общаться с окружающими?

· Интересуется ли ребенок играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками?

· Хочет ли ребенок разделять окружающее его пространство с другими?

· Откликается ли ребенок, когда вы его зовете?

· Как относится ребенок к смене занятия?

· Склонен ли ребенок к повторяющимся движением?

· Как ребенок играет с игрушками: так как ими принято играть или использует свой, необычный подход к игре?

· Насколько легко ребенок выходит из себя?

· Приходится ли вам все время идти на поводу у ребенка, чтобы удовлетворить его потребность в игре или же ребенок с интересом следует за вами?

Симптомы аутизма могут проявиться и у ранее нормально развивавшегося ребенка. Обычно это происходит в интервале от 1,5 до 3 лет. Если ребенок это делал раньше, но не делает сейчас, означает то, что он теряет навыки. Потеря навыков достаточно серьезная проблема, она может сигнализировать не только об аутизме, но и о начале органических нарушений в мозге. При потере ребенком навыков всегда надо бежать к специалистам и как можно скорее.
Не смотрите на ранние симптомы как на нечто безобидное, последствия могут быть очень и очень серьезные. О ранней симптоматике много говорят сейчас потому, что чем раньше проблема выявлена, тем больше шансов ее преодолеть. Специалисты начинают говорить и о том, что можно не допустить развития аутизма, выявив своевременно такого ребенка и дав ему нужную терапию заранее.

Что же предпринять, если у ребёнка обнаруживается аутичная симптоматика или ему уже выставлен диагноз «ранний детский аутизм»?

Есть три основных мероприятия, которые мы рекомендуем делать одновременно. Причем, чем раньше начать эти мероприятия, тем лучше будет прогноз для ребенка.

Первое мероприятие заключается в определении проблем со здоровьем ребенка. Это могут быть катастрофическая нехватка витаминов и минералов (например, витамина В6 и магния, ДМГ, витаминов А и С), желудочно-кишечные проблемы (например, синдром повышенной кишечной проницаемости, грибковые и вирусные инфекции), высокое содержание тяжелых металлов и других токсинов (например, ртути, свинца), пищевые непереносимости и аллергии и т.д. У большинства аутичных детей присутствует одна и более из этих проблем.

Если ребенок говорит очень мало или вообще не говорит, необходимо проверить его на наличие судорожной активности. Судорожная активность может повлиять на речь. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) измеряет активность мозга и может определить судорожную активность.

Второе мероприятие - это поведенческая терапия/обучение. Прикладной анализ поведения (ПАП) - это метод обучения аутичных детей, эффективность которого подтверждена документально. Этот метод заключается в проведении занятий один на один и выполнении учебных заданий, специально разработанных для детей с аутизмом.

Третье мероприятие - одновременно с началом биомедицинского и поведенческого вмешательства необходимо обратить внимание на сенсорные проблемы ребенка. Многие аутичные дети имеют повышенную или пониженную чувствительность к разным сенсорным стимулам. К таким проблемам могут относиться: слух (например, чувствительность к звуку, когда ребенок кажется глухим), зрение (например, чувствительность к свету, проблемы со зрительным восприятием), тактильные ощущения (например, чувствительность к прикосновениям, нечувствительность к боли), вестибулярный аппарат (например, ребенок очень стремится или старается избегать определенных движений, например, раскачивания), проприоцептивная система (например, постоянные прыжки), запах (например, чувствительность или наоборот невосприимчивость к запахам) и вкус (например, избирательность в еде, поедание несъедобных предметов). Существуют определенные мероприятия, которые помогут уменьшить или устранить многие из этих проблем.

Все три описанные выше подхода к лечению дополняют друг друга. Ребенок может хорошо прогрессировать и при применении только одного из этих подходов, но их применение в комбинации дает потрясающие результаты, а для некоторых детей и полное восстановление.

Помощь в проведении вышеизложенных мероприятий можно получить в Реабилитационном центре «Талисман».

На плечи родителей ложится огромной тяжести труд - ежедневная работа по спасению своего ребенка. И здесь не обойтись без профессиональной помощи специалистов нескольких профилей: врачей, логопедов-дефектологов, психологов, инструкторов ЛФК.

Позиция родителей в отношении ребенка, требования, которые они к нему предъявляют, их готовность к сотрудничеству и участию в коррекционном процессе очень важны. Если есть уверенность в том, что семья будет работать в том же направлении, что и специалисты - эффект будет.

Аутизм - сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо.

Специалисты Центра разработали и внедряют новые, особые подходы и технологии в организации учебного процесса.

Основные составляющие предлагаемой ГОУ СО РЦ «Талисман» комплексной высококвалифицированной помощи (особенно её раннего начала) семье ребёнка с аутизмом:

Первое - ранняя дифференциальная диагностика, выявляющая аутичных детей, с тем, чтобы "отграничить" их от здоровых и от детей со сходным состоянием (страдающих алалией, ДЦП, а также с аутизмом при различных заболеваниях и состояниях психического недоразвития).

Второе - ранняя организация для них медико-психолого-педагогической помощи, а при необходимости - медикаментозной терапии.

Третье - обучение родителей проведению всех коррекционных мероприятий, необходимых ребенку.

Специалисты нашего Центра готовы оказать вам всю необходимую поддержку и помощь.

То, насколько легким или тяжелым будет воспитание вашего особого ребенка, будет зависеть от вас, уважаемые родители, а это, в свою очередь, зависит от той психологической позиции, которую вы занимаете в жизни. Если вы будете акцентировать внимание только на отрицательном, на том, чего не умеет делать ваш ребенок, чему он не научится или чего у него никогда не будет, вы рискуете усложнить жизнь самим себе. Но если, перестав думать обо всех отрицательных моментах, вы решите сосредоточиться только на положительном - на том, что ваш ребенок умеет делать, чему он научится, и чему он сможет радоваться в будущем, - вы обнаружите, что ваш родительский опыт будет наполнен смыслом и радостью.

Главными видами оружия и средствами абилитации должны для вас стать: любовь, терпение и труд. На первом месте тут стоит слово "любовь" неслучайно. Именно с ее помощью и можно сделать из ребёнка со сложным диагнозом обычного ребёнка, практически не отличающегося от своих сверстников, но это гигантский ежедневный труд, сопряженный с большим терпением. Труд без праздников и выходных в течение многих лет, а может быть, и всей жизни. Если мера вашей любви к ребенку такова, что вы готовы на этот жизненный подвиг, у вас есть реальный шанс вместе со специалистами абилитировать вашего ребенка с безнадежным (с медицинской точки зрения) диагнозом.

Занятие 4. Акцентуации характера как вариант психологической нормы

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации/9, с.83/.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как «дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях»/5,с.134/.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией/15, с.63/.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии характера здесь идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба словосочетания – и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера». В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие понятий «личность» и «характер». Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию.

В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д. Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций, то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах»/2,с.180/. Очевидно действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина — акцентуированная личность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которых хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях и на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, «что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную»/4,с.167/. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др.. «По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет приблизительно 50%. При этом авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и неакцентуированных людей может быть иным»/2,с.184/.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. По данным Н. Я. Иванова распространенность акцентуаций в подростковом возрасте, а также в ранней юности различна у мальчиков и девочек. Кроме того, доля акцентуированных подростков варьируется в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.

2.2 Акцентуации характера и личности

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Рассмотрим основные типы акцентуаций личности.

Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

По имеющимся данным (А.Е. Личко), гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности возникновения делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за различные правонарушения, гипертимная и неустойчивая акцентуация составляет 76% (Реан А. А., 1993, 1999). Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску. Однако и этих «легких» причин достаточно для формирования противоправного (делинквентного) поведения.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе подростков с асоциальным поведением достаточно высока и составляет величину порядка 36%.

Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По данным различных психологических исследований, этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип — один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты — наиболее частые участники насильственных правонарушений, т. е. тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

Дистимический тип. Дистимическая личность — антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях их восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении внешнее выражение.

 

Характеристика типологии характера по Леонгарду (в обработке Баранова А.А.).

Демонстративный (актерский) тип характера. Характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству и притворству, авантюризму, артистизму. Часто в поступках движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда похвалы. Характерна высокая приспосабливаемость к людям, к ситуации, легкая смена настроений, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Часто раздражает своей самоуверенностью и высокими притязаниями к окружающим, при этом систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Способны увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Злопамятный тип характера. Часто характерны умеренная общительность, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвимы, долго переживаете происшедшее. Жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основные черты - правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность.

Педантичный тип характера. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе (учебе) предъявляет к окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. С охотой уступает лидерство другим людям.

Возбудимый тип характера. Недостаточная управляемость сочетается с властью физиологических влечений. Характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, угрюмость, гневливость, склонность к трениям и конфликтам, в которых является активной, провоцирующей стороной. Бывает раздражителен, вспыльчив. Целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений.

Оптимист. Его отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Любит компании сверстников. Почти всегда имеет очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Трудно переносит условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Циклический тип. Свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость; пе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: