Занятие № 4
Тема: Демонтаж – монтаж ТНВД двигателей ЯМЗ, КаМАЗ. Демонтаж приводной звёздочки распредвала двигателя ВАЗ-2101.
Цель занятия: ознакомление с порядком демонтажа-монтажа ТНВД двигателя ЯМЗ, КаМАЗ, изучение алгоритма демонтажа приводной звездочки распредвала двигателя ВАЗ-2101.
Ход занятия
III. Выполнение практической работы в соответствии с инструктивной картой
IV.Инструктивная карта 30 мин.
Демонтаж ТНВД
Демонтаж ТНВД производится в следующем порядке:
1. Отсоединить тросики ручного управления рычагом останова двигателя и рычагом управления регулятором, тягу управления подачей топлива, трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива, трубку для подвода масла к насосу, масло отводящую трубку;
2. Вывернуть стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты, два болта ведомой полумуфты (для выворачивания болтов перевести их в удобное положение, провернув коленчатый вал ломиком за отверстия на маховике через люк картера сцепления);
3. Отсоединить трубопроводы, подводящие топливо к факельным свечам, трубопроводы высокого давления (снять их), трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза;
4. Вывернуть четыре болта крепления топливного насоса;
5. Снять насос.
6. Монтаж производится в обратном порядке.
Демонтаж приводной звездочки распредвала двигателя ВАЗ.
В двигателях классической серии «Жигулей» ВАЗ 2101–2107 газораспределительный механизм (ГРМ) приводится в действие двухрядной цепью. Срок службы детали довольно продолжительный и составляет не менее 100 тыс. км пробега. При появлении симптомов критического износа цепной привод желательно заменить целиком, вместе с шестерёнками. Процедура трудоёмкая, но несложная, мастеровитый автолюбитель справится с задачей без особых проблем.
Чтобы самостоятельно поменять цепь и сопутствующие элементы, нужно знать устройство этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в движение распределительный вал мотора ВАЗ 2106, включает такие детали:
- на коленчатый вал насажена малая ведущая звёздочка;
- большая промежуточная шестерня;
- верхняя большая шестерёнка прикручена к торцу распределительного вала болтом;
- двухрядная цепь ГРМ;
- башмак натяжителя, подпираемый плунжерным штоком;
- успокоитель — металлическая пластина с износостойкой накладкой;
- палец — ограничитель биения цепи установлен рядом с нижней звёздочкой.
В процессе работы двигателя цепь ГРМ должна находиться в натянутом состоянии, иначе возникнет биение, ускоренный износ и перескакивание звеньев по зубцам шестерёнок. За натяжку отвечает полукруглый башмак, подпирающий деталь с левой стороны. После звёздочки распредвала (по ходу вращения) установлена пластина успокоителя, прижатая к цепному приводу. Чтобы в результате сильного растягивания элемент не соскочил с нижней шестерёнки, рядом установлен ограничитель — металлический стержень, вкрученный в блок цилиндров.
Приводной механизм располагается на переднем торце двигателя и закрыт алюминиевой крышкой, в которой установлен передний сальник коленчатого вала. Нижняя плоскость крышки прилегает к поддону картера — эту особенность необходимо учесть в процессе разборки узла.
V. Контрольные вопросы
1. Техника безопасности
2. Порядок снятия редуктора и полуосей
3. Визуальное определение состояния ТНВД
4. Порядок демонтажа приводной звездочки.
5. Какие детали включает в себя механизм, приводящий в движение распределительный вал мотора ВАЗ 2101?