По времени сохранения информации




Этапы развития психики

(по А.Н. Леонтьеву «проблемы развития психики»)

1 этап: возникновение элементарной сенсорной психики (элементарной чувствительности) - способности отражения отдельных свойств среды (эта способность называется способностью к ощущению) и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.) Т.о. Первичной (генетически исходной) формой отражения является ощущение. В ощущении отражаются самые общие свойства внешнего объекта

Виды чувствительности человека: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная, температурная, и др.

2 этап: психическое отражение действительности животными в виде целостных образов предметов - возникновение перцептивной (восприятие) психики. Животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3 этап: этап интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Элементарную форму отражения в форме интеллекта можно отметить даже у крыс. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности - человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей, действует только в пределах наглядной ситуации.

 

ВОПРОС 11.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, они присущи всем, но выражаются по-разному. Существуют не в сочетании с другими эмоциями, имеют врожденный характер, но каждая культура имеет свои правила проявления этих эмоций (их подавление или маскировка). Их 10:

1. Интерес с волнением

2. Отвращение

3. Радость,

4. Презрение

5. Удивление

6. Страх

7. Горе - страдание

8. Вина

9. Гнев

10. Стыд.

 

Фундаментальные эмоции могут существовать изолированно, но если 2 проявляются часто или стабильно, то они становятся эмоциональной чертой, т.е. Характерологическим свойством личности.

К эмоциональным чертам относятся:

· Тревожность (ее образуют гнев, страх, горе, стыд, вина, иногда интерес)

· Депрессия (включает горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину), побочными продуктами депрессии являются повышенная утомляемость, повышенная раздражимость.

· Любовь. Ее много видов. Каждый из них имеет свой комплекс фундаментальных эмоций, любое проявление любви имеет свое культурное, биологическое, социальной, историческое значение

· Враждебность (включает гнев, отвращение, презрение). Крайний вариант враждебности - ненависть.

ВОПРОС 15.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и в общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Акцентуация характера – это находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

 

ВОПРОС 16.

Способность - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, т.е. те, которые имеют психологическую природу и которые индивидуально варьируют.

 

Физиологической основой способностей являются задатки. Недостаточно создать условия, нужно иметь задатки, они врожденные, но без условий они могут и не развиться.

 

ВОПРОС 8.

Индивид - это совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.

Личность - это индивид, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют правильные, сточки зрения общества, поступки человека.

 

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Это понятие содержит в себе лишь те индивидные и личностные качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. В повседневной жизни имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом индивидуальность подчеркивают какую-либо выступающую особенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на окружающих.

 

ВОПРОС 9.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в:

Статике - в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени. Здесь анализируются особенности существующей системы отношений.

Динамике - в процессе развития. Здесь анализируются законы их преобразования и развития.

Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений (система сечения плоскостью общественных отношений).

Содержанием межличностных отношений является тот или иной вид общественных отношений, т.е. Определяется социальной деятельностью человека.

 

ВОПРОС 10.

Эмоции - процессы, отражающие личностную значимость и оценку внутренних и внешних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний или отношений к кому-либо или чему-либо.

Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Внешне эмоции и чувства выражаются мимическими и нервно-мышечными средствами.

Виды эмоций:

А. По знаку: Положительные - Отрицательные

Б. В зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний:

1. Альтруистические. Возникают на основе потребностей в помощи другим,

2. Коммуникативные. Возникают на основе потребности в общении,

3. Глорические. Потребности в успехе, славе, стремлении завоевать признание,

4. Праксические. Возникают на основе потребности в деятельности. Чувства: удовольствия - неудовольствия, тревоги за исход деятельности.

5. Пугнические. Потребности преодоления опасностей, жажды риска, острых ощущений

6. Романтические. Вызваны стремлением к необычному, таинственному.

7. Гностические. Связаны с познанием.

8. Эстетические. Связаны с лирическими переживаниями, жаждой красоты, при созерцании прекрасного, с восприятием искусства.

9. Гедонистические. Связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Аскетические. Связаны с воздержанием и лишением себя чего - либо.

11. Акизитивные. Связаны с интересом к накоплению, приобретению, коллекционированию.

ВОПРОС 12.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его реализацией.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те. При которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. Побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

· Возникновение побуждения к действию;

· Осознание цели и стремление достичь ее;

· Осознание ряда возможностей достижения цели;

· Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

· Борьба мотивов и выбор доминирующего мотива;

· Принятие одной из возможностей в качестве решения;

· Осуществление принятого решения;

· Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы

 

ВОПРОС 13.

Волевые качества личности:

Первичные - проявляются на личностном уровне, определяют поведение, которое характеризуется следующими свойствами: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.

Вторичные - развиваются несколько позже первичных, проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические: решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

Третичные - обычно формируются только к подростковому возрасту,связаны с морально-ценностными ориентациями человека: ответственность, деловитость, дисциплинированность, принципиальность, обязательность,, инициативность.

ВОПРОС 14.

Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические аспекты всех видов его деятельности, особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, имеют устойчивый характер.

Теории темперамента:

1.Гиппократ (v в. До н.э.) Описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени:считалось, что в организме человека имеются 4 основные жидкости:кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Конкретные наименования каждый темперамент получил по латинскому названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме: сангвинический - кровь, холерический - желчь, флегматический - слизь, меланхолический - черная желчь

Типы темперамента по Павлову:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

ВОПРОС 17

Общие включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (это музыкальные, математические, литературные, лингвистические, технические, спортивные и ряд других). Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Условия развития и проявления способностей:

· Страстная увлеченность делом (проистекает из осознания социальной значимости деятельности, ее результатов),

· Сильная воля:целеустремленность, решительность, мужество, настойчивость, самостоятельность

· Способность преодолевать трудности

· Трудолюбие

· Большая работоспособность

· Высокая требовательность к себе, самокритичность

· Разностороннее развитие личности, ее цельность

ВОПРОС 5.

Деятельность - это специфическая форма активности субъекта, направленная на изменение во внешней среде и регулируемая сознательно поставленной целью для удовлетворения определенной потребности

Структурные единицы деятельности:

1. Мотив - то, что побуждает человека к деятельности

2. Целенаправленность, предмет

3. Цель - сознательный образ желаемого результата деятельности

ВОПРОС 6.

Сознание – совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Б ессознательное - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Условиями возникновения сознания являются:

1. Совместная продуктивная деятельность

2. Распределение труда

3. Ролевая дифференциация и активизация общения

4. Выработка и использование языка, других знаковых систем

5. Становление человеческой материальной и духовной культуры

ВОПРОС 19.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Виды внимания:

1. Природное или естественное - врожденная способность организма определенным образом реагировать на внешние и внутренние стимулы, которые несут в себе элемент информационной новизны.

2. Социально обусловленные - складываются при жизни в результате обучения, воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

3. Непосредственное. Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям и интересам человека

4. Опосредствованное. Регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов привлечения внимания.

5. Непроизвольное. Без усилий воли, из-за привлекательности объекта.

6. Произвольное. Включает волевую регуляцию при непривлекательности объекта, потом обычно переходит в непроизвольное, т.к. В объекте находится что-то привлекательное.

7. Чувственное. Связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств

8. Интеллектуальное. Связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

ПАМЯТЬ - СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ЗАПОМИНАНИИ, СОХРАНЕНИИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ВСЕХ ТЕХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЛСЯ ОРГАНИЗМ.

Классификация памяти:

По времени сохранения информации

· Мгновенная или иконическая. Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Это - память - образ.

· Кратковременная память. Длительность удержания здесь мнемических следов 20 - 30 секунд. Помним обобщенный образ, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

· Оперативная. рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется поставленной задачей. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

· Долговременная. Способна хранить информацию в течение неограниченного срока и может воспроизводиться сколько угодно без утраты. При многократном повторении следы ее становятся прочнее.

· Генетическая. информация здесь хранится в генотипе, передается и используется по наследству. Единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации анализатору:

· Зрительная. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

· Слуховая. Связана с хорошим запоминанием и воспроизведением различных звуков, например, музыкальных, речевых.

· Моторная, двигательная. Связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением многообразных сложных движений

· Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

· Обонятельная, осязательная, вкусовая особой роли в жизни человека не играют, их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.

3. ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОЦЕССАХ ЗАПОМИНАНИЯ:

· НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. ПРОЦЕСС ПРОИСХОДИТ БЕССОЗНАТЕЛЬНО

· ПРОИЗВОЛЬНАЯ. ПРОЦЕСС ТРЕБУЕТ ПРИЛОЖЕНИЯ УСИЛИЙ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: