ПЕДАГОГИКА
Курс Педиатрический факультет
Тема 1: История педагогики.
Цели и задачи изучения педагогики.
Цель занятия: сформировать представление об основных этапах развития педагогики как науки
Вопросы к семинару
1. Педагогика в Древнем мире и в период Средневековья.
2. Педагогика периода Возрождения.
3. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль.
4. Развитие российской педагогики.
5. Развитие педагогики на современном этапе.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Выделение педагогики в отдельную научную отрасль. Я.А. Коменский.
2. Развитие педагогики в советский период.
3. Значение «народной педагогики».
Темы рефератов
1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель и др.).
2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.
3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.
4. Взгляды на воспитание в эпоху Возрождения.
5. Тенденции развития общего и профессионального образования в России
6. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.
Тема 2: Педагогика как наука
Цель занятия: сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.
Вопросы к семинару
1. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.
2. Структура педагогической науки.
3. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
4. Понятие образование, обучение, воспитание и их характеристика.
5. Понятие развитие, формирование и их характеристика.
6. Методы педагогического исследования.
7. Педагогические составляющие деятельности врача.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы педагогического исследования.
2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.
Темы рефератов
1. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.
2. Медицинская педагогика как наука.
Тема 3: Процесс развития личности
Цель занятия: понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.
Вопросы к семинару
1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.
2. Процесс развития личности.
3. Влияние среды на развитие личности.
4. Наследственность и развитие.
5. Влияние воспитания на развитие личности.
6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.
2. Структурная организация личности человека.
Темы рефератов
1. Движущие силы индивидуального развитиячеловека.
2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.
3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.
Тема 4: Процесс обучения.
Цель занятия: понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.
Вопросы к семинару
1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.
2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.
4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.
5. Характеристика процесса усвоения знаний.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.
2. Понятие о принципах обучения. Система дидактических принципов.
3. Основные закономерностипроцесса обучения.
Темы рефератов
1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.
2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.
Тема 5: Методы и формы обучения и контроля
Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения и контроля.
Вопросы к семинару
1. Лекция как метод устного изложения знаний.
2. Беседа как метод обучения.
3. Контроль – понятие, функции, принципы.
4. Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.
5. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.
6. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Формы организации учебной деятельности. Соотношение между формой и методами обучения.
2. Средства обучения в работе преподавателя.
Темы рефератов
1. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
2. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).
3. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.
Тема 6: Воспитание как основа формирования
И развития личности
Цель занятия: сформировать представление о сущности процесса воспитания.
Вопросы для самоподготовки
1. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
2. Структура воспитания как педагогического процесса.
3. Характеристика основных видов воспитания: нравственного, физического, трудовог о, эстетического, гражданского.
4. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.
5. Принципы воспитания.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Исторические этапы развития воспитания как педагогической категории.
2. Различные подходы к определению понятие воспитание в педагогике.
Темы рефератов
1. Концепции воспитания. (гуманистическая, технологическая концепция и др.)
2. Воспитание медицинского работника на основе принципов биомедицинской этики.
3. Основы воспитательной работы как процесса.
4. Гигиеническое воспитание населения.