Инструкция по проведению тестирования
В тесте-опроснике 105 вопросов. Для того, чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему представлению о себе.
Выбор Вашего ответа (a, b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например, в кружок. Форма бланка приведена в конце теста-опросника.
Средний темп проработки теста - 5-6 ответов в минуту. На
все вопросы дается 30 минут.
Тест-опросник 16PF
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) верно Ь) трудно с) нет
сказать
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
а) да Ь) иногда с) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом Ь) святым с) тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю Ь) нечто среднее с) засыпаю
быстро с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) пропустить Ь) не знаю с) обогнать все
вперед большинство идущие впереди
машин машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да Ь) иногда с) нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно Ь) трудно сказать с) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады видеть меня:
а) да Ь) иногда с) нет
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием Ь) затрудняюсь с) борьбой и танцами
и баскетболом сказать
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да Ь) иногда с) нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
а) всегда Ь) иногда с) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно Ь) иногда с) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:
а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно
ответить
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
а) да Ь) не знаю с) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хоро- Ь) не знаю с) в своем
шим друзьям дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» - это:
а) небрежный Ь) тщательный с) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да Ь) трудно сказать с) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своимигрубыми шутками игнорируют людей и краску
b) затрудняюсь ответить
c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно
b) затрудняюсь сказать
c) любую работу следует выполнять тщательно, если мы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да Ь) возможно с) нет
26. Мои друзья чаще:
а) советуются Ь) делают то ис) дают мне советы
со мной другое поровну
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да Ь) иногда с) нет
28. Мне нравится друг:
a) интересы которого имеют деловой и практический характер
b) не знаю
c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно
ответить
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да Ь) не знаю с) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в Ь) трудно сказать с) играть в городки
шахматы
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
а) да Ь) не знаю с) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да Ь) трудно сказать с) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
а) да Ь) иногда с) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
а) да Ь) иногда с) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
b) трудно сказать
c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами:
а) кошка Ь) близко с) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает Ь) нечто среднее с) не беспокоит со-
меня вершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
Ь) не знаю
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая Ь) не знаю с) быть запертым в
работа одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да Ь) иногда с) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один
b) не знаю
c) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да Ь) не знаю с) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
а) да Ь) трудно с) нет
сказать
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно
ответить
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров
b) не знаю
c) скрипичным соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями
b) затрудняюсь сказать
c) возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда Ь) трудно сказать с) не стоят этого
не лишни
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
а) всегда Ь) иногда с) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
b) затрудняюсь ответить
c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к лесу Ь) к растению с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко Ь) иногда с) часто
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть
b) не знаю
c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее это так Ь) не знаю с) думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
b) трудно сказать
c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди
b) не знаю
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество
b) трудно сказать
c) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
а) да Ь) нечто среднее с) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а) да Ь) не знаю с) нет
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить
c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках Ь) трудно сказать с) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно Ь) иногда с) не верно
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом
b) затрудняюсь ответить
c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. - казалось бы, без определенной причины:
а) да Ь) иногда с) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
а) да Ь) иногда с) нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд - 1, 2, 3, 6, 5 - будет:
а) 10 Ь) 5 с) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да Ь) не знаю с) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
а) да Ь) иногда с) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно Ь) трудно сказать с) не верно
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:
а) да Ь) иногда с) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
а) Колумбом Ь) не знаю с) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да Ь) иногда с) нет
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да Ь) трудно сказать с) нет
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины
b) не знаю
c) быть кассиром
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
b) не знаю
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок ясовершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
а) да Ь) иногда с) нет
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да Ь) иногда с) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаютсясо мной:
а) верно Ь) иногда с) не верно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно Ь) не знаю с) не верно
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
а) верно Ь) иногда с) не верно
87. Бывает,что все утро яне хочу ни скем разговаривать:
а) часто Ь) иногда с) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают Ь) идут правильно с) спешат
89. Мне бывает скучно:
а) часто Ь) иногда с) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
а) верно Ь) иногда с) не верно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
а) да Ь) не знаю с) нет
92. Дома в свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю
b) затрудняюсь ответить
c) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлениюдружеских отношений с новыми людьми:
а) да Ь) иногда с) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также
выразить прозой:
а) да Ь) иногда с) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
a) да, в большинстве случаев
b) иногда
c) нет
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
а) да Ь) иногда с) нет
97. Я думаю, что было бы интересно быть:
a) натуралистом и работать с растениями
b) не знаю
c) страховым агентом
98. Я испытываю беспричинный страх иотвращение по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. п.:
а) да Ь) иногда с) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да Ь) трудно сказать с) нет
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера
b) не знаю
c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да Ь) иногда с) нет
102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
а) да Ь) иногда с) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:
а) да Ь) иногда с) нет
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
а) думать Ь) видеть с) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) двоюродным братом
b) племянником
c) дядей
Обработка результатов тестирования
1. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на Бланки для ответов. Такие матрицы приведены в некоторых методических пособиях (см., например, Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб: МАПН, 1995. - С. 42-43). Если таких матриц нет, то представленный на следующей странице модернизированный Бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных «сырых» баллов(в дальнейшем -«баллов») по каждому из факторов теста-опросника 16PF. В таком Бланке индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, b, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга. Студенты отмечали, что подсчет сырых баллов в таких Бланках не вызывает затруднений, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.
В Бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка.
Подсчитывают баллы по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 (т. е. баллов) при тех ответах-альтернативах (а, b, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору - своя строка).
Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) - 14. Максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) - 8. Для данного фактора на одну из альтернатив (а, Ь, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105) присвоен только один балл (индекс 1). Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12.
2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD>9 считается, что испытуемый отвечал на вопросы не искренне либо не желал сотрудничать с экспериментатором, иответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка их и интерпретация не производится.
При значении показателя MD 5-8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение эксперимента-
тор, исходя из целей и задач психодиагностического обследования (исследования).
Значение показателя MD 1-4 балла характеризует правдивость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тестовой методики: перевод в стены (условные баллы 10-баллыюй шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных психодиагностического обследования (исследования).
3. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от сочетания слов «стандартная десятка») распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное).
Полученные в результате тестирования сырые баллы но каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-ти балльной шкалы). В таблице 2 представлен такой перевод сырых баллов в стены.
Стены в свою очередь делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень: 7-10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис. 6.
Примечание к рисунку. Краткие обозначения факторов по индексам:
Отрицательный полюс | Положительный полюс | |
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 | Озабоченность, замкнутость Низкий интеллект (неразумный) Эмоцион6альная неуравновешенность (эмоциональная неустойчивость) Конформность (зависимость, покорность) Озабоченность (серьезный, озабоченный) Недобросовестность Робость (осторожность, сдержанность) Суровость, жестокость Доверчивость (доверчивый, уступчивый) Практичность (практичный, твердый) Наивность (непосредственный, наивный) Самоуверенность (самоуверенный, безмятежный) Консерватизм Социабельность (зависимый от группы) Импульсивность (неуправляемый, низкий самоконтроль) Нефрустрированность (расслабленный) | Доброжелательность, сердечность Высокий интеллект (умный) Эмоциональная уравновешенность (эмоциональная устойчивость) Доминантность (настойчивый) Беспечность (легкомысленный) Высокая совестливость Смелость, уверенность Мягкосердечность (чувственный) Подозрит6ельность (недоверчивый) Мечтательность (непрактичный) Проницательность (проницательный) Склонность к чувству вины (озабоченный, обязательный) Радикализм (гибкий) Самодостаточность (независимый) Контроль желаний (организованный, контролирующий свое поведение) Фрустрированность (напряженный) |
4. Анализ и интерпретация данных тестирования. Анализируют и интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. В различных литературных источниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.
В обобщенном виде интерпретация первичных факторов теста 16PF сводится к следующему.
Фактор А. Для высоких значений фактора (8-10 стен) характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.
Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об отсутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело с предметами, вещами, чем с людьми. В делах же точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей.
Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показателей, что аффектотимия - это хорошо, а, скажем, сизотимия - плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми.
Сизотимы - там, где требуется точность,аккуратность, тщательностьисполнения.
Фактор В. Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица схорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.
Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4-х) склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитивным, а не логически обоснованным решениям. 1-3 стена отражают низкий уровень интеллекта или снижение функций в результате психопатологии.
Фактор С. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности. При значениях 1-3 стена отмечается капризность. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротическому (расстройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.
Фактор Е. Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и в свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.
Фактор F. Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склонны к поверхностной общительности.
Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдержанности, озабоченности, склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения каких-то несчастий. Тщательно планируют свои поступки, принимают меры от возможных неудач. Рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.
Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к непостоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, с низким моральным контролем. Презрительно относится к моральным ценностям, способен на обман и нечестность. Низкие оценки по фактору бывают у асоциальных психопатов, правонарушителей и лиц с низкими моральными качествам.
Фактор Н. Высокие оценки свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много крепни на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать и контакт с лицами противоположною пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.
Для личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях. Имеет сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной
неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают.
Фактор I. Высокая оценка по фактору является показателем чувствительности, мягкости, мечтательности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти лица не любят «грубых людей» и «грубую работу». Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда - тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты, музыканты.
Низкие оценки характерны для лиц мужественных, эмоционально стабильных, суровых, практичных, реалистичных. Больше верят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по «правильному» реалистическому пути. Скептически относятся к гуманитарным наукам и созданию духовных ценностей.
Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору с самого начала ко всем лицам подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми настойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других.
Человек с низкой оценкой по фактору считает всех людей добрыми и хорошими. Откровенно рассказывает о себе даже малознакомых людям, легко доверяет им свои сокровенные мечты и материальные ценности. Самооценка реалистична. В коллективе уживчив, весел, доброжелателен. Не завистлив, проявляет искреннюю заботу о своих товарищах,не стремится выделиться, обратить на себя внимание.Возникающие отрицательные эмоции быстро угасают.
По роду занятий высокий уровень фактора характерен для администраторов, летчиков, юристов. Низкий уровень - для спортсменов, канцелярских работников, работников сферы услуг.
Фактор М. Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображением, фантазеров, погруженных в себя, витающих в облаках. Для них характерен аутизм, они эксцентричны, своеобразны, ориентированы на собственные желания. Самобытное мировоззрение, мечтательность, творческое воображение, неповторимая
манера поведения, игнорирование общепризнанных норм. Из-за направленных па себя интересов чаще всего такие люди отвергаются группой. Среди таких лиц есть немало людей одаренных. Средние оценки по фактору имеют художники, музыканты, писатели.
Низкие оценки свойственны лицам зрелым, уравновешенным, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, вежливо, отстраненно, несколько амбициозно. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами.
Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди. Общительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.
Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно.
Низкие оценки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и своих возможностях. Живо откликаются на все происходящие события. Находят интерес в повседневной жизни. Нечувствительны к неодобрению группы, и тем самым могут вызвать к себе антипатию.
Фактор Q1. Лица с высокими оценками по этому фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям.
Низкие оценки характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все nouoc они встречаюти штыки,потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Склонны к преувеличениям, морализации и наставлениям. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.
ФакторQ2. Лица с высокими оценками по данному фактору самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характерна самодостаточность. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке.
Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Фактор Q3. Высокие оценки свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядочение, не разбрасывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.
Низкие оценки по фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность таких лиц неупорядочена, хаотична. Они часто теряются. Безалаберны. Не умеют организовать свое время и порядок выполнения работы. Нередко они оставляют дело незаконченным, без достаточного обдумывания берутся за другое.
Фактор Q3 является важным для прогноза успешности деятельности. Коррелирует с успехами в технике, математике, организаторской деятельности, где требуются уравновешенность, объективность и решительность.
Фактор Q4. Высокие оценки свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Человек с такими показателями беспокоен, возбужден, неусидчив. Чувствует себя разбитым, усталым, но не может остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегает такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки гворят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.
+ + +
Как основная форма личностного опросника Р. Кэттелда 1бРР-версия A (16PF-A), так и ее модернизированный вариант 1бРР-версия С (16PF-C) применимы в отношении обследования взрослых лиц с образованием не ниже 8-9 классов. Какую из двух форм опросника применять для обследования испытуемых — дело пользователей психодиагностических методик. Однако при равных прочих условиях опросник 16PF-A, состоящий из 187 вопросов, предпочтительней. Количественная выраженность по факторам здесь определяется более точно, делается расчет вторичных факторов.
Опросник 16PF-C, состоящий из 105 вопросов, рекомендуется применять в случаях, когда время несколько ограничено, а испытуемые менее подготовлены. В тех же случаях, когда время весьма ограничено, прибегают к экспресс-диагностике личностных свойств характера, обращаясь к сокращенному варианту опросника 16PF (см. гл. 3).