Обработка результатов тестирования




Инструкция по проведению тестирования

 

В тесте-опроснике 105 вопросов. Для того, чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему пред­ставлению о себе.

Выбор Вашего ответа (a, b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например, в кружок. Форма бланка приведена в конце теста-опросника.

Средний темп проработки теста - 5-6 ответов в минуту. На

все вопросы дается 30 минут.

 

Тест-опросник 16PF

 

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) верно Ь) трудно с) нет

сказать

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да Ь) иногда с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом Ь) святым с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю Ь) нечто среднее с) засыпаю

быстро с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомо­билей, я предпочел бы:

а) пропустить Ь) не знаю с) обогнать все

вперед большинство идущие впереди

машин машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) да Ь) иногда с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было бес­порядка:

а) верно Ь) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, не­сомненно, рады видеть меня:

а) да Ь) иногда с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием Ь) затрудняюсь с) борьбой и танцами

и баскетболом сказать

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да Ь) иногда с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а) всегда Ь) иногда с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вме­сте со всеми и не обижаюсь:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытан­ных приемов:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно Ь) иногда с) нет

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждае­мый, чем большинство людей:

а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно

ответить

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:

а) да Ь) не знаю с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хоро- Ь) не знаю с) в своем

шим друзьям дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противо­положности слова «неточный» - это:

а) небрежный Ь) тщательный с) приблизитель­ный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да Ь) трудно сказать с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своимигрубыми шутками игнорируют людей и краску

b) затрудняюсь ответить

c) создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаково тщательно

b) затрудняюсь сказать

c) любую работу следует выполнять тщательно, если мы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) да Ь) возможно с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются Ь) делают то ис) дают мне советы

со мной другое поровну

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее пред­почитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да Ь) иногда с) нет

28. Мне нравится друг:

a) интересы которого имеют деловой и практический характер

b) не знаю

c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказы­вают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно

ответить

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да Ь) не знаю с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в Ь) трудно сказать с) играть в городки

шахматы

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) да Ь) не знаю с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да Ь) трудно сказать с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а) да Ь) иногда с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) да Ь) иногда с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

b) трудно сказать

c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами:

а) кошка Ь) близко с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает Ь) нечто среднее с) не беспокоит со-

меня вершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

Ь) не знаю

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая Ь) не знаю с) быть запертым в

работа одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требо­вать соблюдения законов морали:

а) да Ь) иногда с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и любил оставаться один

b) не знаю

c) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с раз­личными установками и машинами:

а) да Ь) не знаю с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да Ь) трудно с) нет

сказать

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:

а) верно Ь) затрудняюсь с) не верно

ответить

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

48. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров

b) не знаю

c) скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

a) в деревне с одним или двумя друзьями

b) затрудняюсь сказать

c) возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда Ь) трудно сказать с) не стоят этого

не лишни

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

а) всегда Ь) иногда с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

b) затрудняюсь ответить

c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

а) к лесу Ь) к растению с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко Ь) иногда с) часто

56. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть

b) не знаю

c) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а) скорее это так Ь) не знаю с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непо­стоянен

b) трудно сказать

c) со средними способностями, но зато умеющий противо­стоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем многие люди

b) не знаю

c) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

a) мастерство и изящество

b) трудно сказать

c) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а) да Ь) нечто среднее с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканны­ми, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да Ь) не знаю с) нет

63. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

b) затрудняюсь ответить

c) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках Ь) трудно сказать с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответ­ственности:

а) верно Ь) иногда с) не верно

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим вопросом

b) затрудняюсь ответить

c) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. - казалось бы, без определенной причины:

а) да Ь) иногда с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись на­значить встречу на время, удобное для него, даже если это немно­го неудобно для меня:

а) да Ь) иногда с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продол­жить ряд - 1, 2, 3, 6, 5 - будет:

а) 10 Ь) 5 с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тош­ноты и головокружения без определенной причины:

а) да Ь) не знаю с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем дос­тавить официанту лишнее беспокойство:

а) да Ь) иногда с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем дру­гие люди:

а) верно Ь) трудно сказать с) не верно

75. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной беседе

b) затрудняюсь ответить

c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько лю­дей могут услышать его:

а) да Ь) иногда с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:

а) Колумбом Ь) не знаю с) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да Ь) иногда с) нет

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубе­дить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да Ь) трудно сказать с) нет

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

a) оформлять витрины

b) не знаю

c) быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избе­гает меня, я обычно:

a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

b) не знаю

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок ясовершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворитель­ные способы решения этих вопросов:

а) да Ь) иногда с) нет

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да Ь) иногда с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаютсясо мной:

а) верно Ь) иногда с) не верно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большин­ство людей:

а) верно Ь) не знаю с) не верно

86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:

а) верно Ь) иногда с) не верно

87. Бывает,что все утро яне хочу ни скем разговаривать:

а) часто Ь) иногда с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 ми­нут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают Ь) идут правильно с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто Ь) иногда с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом:

а) верно Ь) иногда с) не верно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:

а) да Ь) не знаю с) нет

92. Дома в свободное время я:

a) болтаю и отдыхаю

b) затрудняюсь ответить

c) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлениюдружеских отношений с новыми людьми:

а) да Ь) иногда с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также

выразить прозой:

а) да Ь) иногда с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружес­ких отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

a) да, в большинстве случаев

b) иногда

c) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) да Ь) иногда с) нет

97. Я думаю, что было бы интересно быть:

a) натуралистом и работать с растениями

b) не знаю

c) страховым агентом

98. Я испытываю беспричинный страх иотвращение по отноше­нию к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. п.:

а) да Ь) иногда с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да Ь) трудно сказать с) нет

100. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде или иметь партнера

b) не знаю

c) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да Ь) иногда с) нет

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощу­щаю тревогу и страх:

а) да Ь) иногда с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в за­блуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

а) да Ь) иногда с) нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать Ь) видеть с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

a) двоюродным братом

b) племянником

c) дядей

 

Обработка результатов тестирования

 

1. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросни­ка 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с от­верстиями, которые накладываются на Бланки для ответов. Такие матрицы приведены в некоторых методических пособиях (см., на­пример, Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб: МАПН, 1995. - С. 42-43). Если таких матриц нет, то представлен­ный на следующей странице модернизированный Бланк для отве­тов вполне пригоден для подсчета суммы набранных «сырых» баллов(в дальнейшем -«баллов») по каждому из факторов теста-опрос­ника 16PF. В таком Бланке индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, b, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделе­нии Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга. Студенты отмечали, что подсчет сырых баллов в таких Бланках не вызывает затруднений, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.

В Бланке для ответов личностные факторы обозначены в колон­ке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка.

Подсчитывают баллы по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 (т. е. баллов) при тех ответах-альтерна­тивах (а, b, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов проставля­ется в правой колонке (по каждому фактору - своя строка).

Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) - 14. Максимальное количество баллов по факто­ру В (интеллект) - 8. Для данного фактора на одну из альтерна­тив (а, Ь, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105) присвоен только один балл (индекс 1). Для всех остальных факто­ров максимальное количество баллов не превышает значения 12.

2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработ­ка результатов тестирования начинается с проверки ответов ис­пытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD>9 считается, что испытуемый отвечал на вопро­сы не искренне либо не желал сотрудничать с экспериментато­ром, иответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальней­шая обработка их и интерпретация не производится.

При значении показателя MD 5-8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение эксперимента-

тор, исходя из целей и задач психодиагностического обследова­ния (исследования).

Значение показателя MD 1-4 балла характеризует правдивость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тестовой мето­дики: перевод в стены (условные баллы 10-баллыюй шкалы), пост­роение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных психодиагностического обследования (исследования).

3. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от соче­тания слов «стандартная десятка») распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что рас­пределение нормальное).

Полученные в результате тестирования сырые баллы но каж­дому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-ти балльной шкалы). В таблице 2 представлен такой перевод сырых баллов в стены.

Стены в свою очередь делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень: 7-10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис. 6.

 

 

Примечание к рисунку. Краткие обозначения факторов по ин­дексам:

  Отрицательный полюс Положительный полюс
A B C   E F G H I L M N O   Q1 Q2 Q3   Q4 Озабоченность, замкнутость Низкий интеллект (неразумный) Эмоцион6альная неуравновешенность (эмоциональная неустойчивость) Конформность (зависимость, покорность) Озабоченность (серьезный, озабоченный) Недобросовестность Робость (осторожность, сдержанность) Суровость, жестокость Доверчивость (доверчивый, уступчивый) Практичность (практичный, твердый) Наивность (непосредственный, наивный) Самоуверенность (самоуверенный, безмятежный) Консерватизм Социабельность (зависимый от группы) Импульсивность (неуправляемый, низкий самоконтроль) Нефрустрированность (расслабленный)   Доброжелательность, сердечность Высокий интеллект (умный) Эмоциональная уравновешенность (эмоциональная устойчивость) Доминантность (настойчивый) Беспечность (легкомысленный) Высокая совестливость Смелость, уверенность Мягкосердечность (чувственный) Подозрит6ельность (недоверчивый) Мечтательность (непрактичный) Проницательность (проницательный) Склонность к чувству вины (озабоченный, обязательный) Радикализм (гибкий) Самодостаточность (независимый) Контроль желаний (организованный, контролирующий свое поведение) Фрустрированность (напряженный)

 

 

4. Анализ и интерпретация данных тестирования. Анализируют и интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. В различных литературных ис­точниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.

В обобщенном виде интерпретация первичных факторов теста 16PF сводится к следующему.

Фактор А. Для высоких значений фактора (8-10 стен) харак­терны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естествен­ность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доб­рота и мягкосердечие. Предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.

Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об от­сутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жест­ки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компро­миссы. Предпочитают иметь дело с предметами, вещами, чем с людьми. В делах же точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей.

Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показателей, что аффектотимия - это хорошо, а, скажем, сизотимия - плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на админист­ративных постах, требующих постоянного общения с людьми.

Сизотимы - там, где требуется точность,аккуратность, тщатель­ностьисполнения.

Фактор В. Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица схоро­шим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логичес­ки мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.

Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4-х) скло­нен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитивным, а не логически обоснованным решениям. 1-3 стена отражают низ­кий уровень интеллекта или снижение функций в результате психопатологии.

Фактор С. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверен­ным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действитель­ности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстра­иваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональ­ный контроль, отсутствует чувство ответственности. При значениях 1-3 стена отмечается капризность. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудно­стями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротическому (расстройство сна, психосомати­ческие жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной не­стабильности.

Фактор Е. Высокие оценки по фактору свидетельствуют о вла­стности, стремлении к доминантности, самостоятельности, незави­симости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самосто­ятельность, требуют проявления самостоятельности от окружаю­щих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, кон­формен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и в свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.

Фактор F. Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсив­ны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре боль­ших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склонны к поверхностной общительности.

Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдержанно­сти, озабоченности, склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения каких-то несчастий. Тщательно планируют свои поступки, принимают меры от возможных неудач. Рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.

Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость мораль­ных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения факто­ра, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стрем­ление к утверждению общечеловеческих ценностей.

Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к непо­стоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовест­ный, эгоистичный, с низким моральным контролем. Презрительно относится к моральным ценностям, способен на обман и нечест­ность. Низкие оценки по фактору бывают у асоциальных психо­патов, правонарушителей и лиц с низкими моральными качествам.

Фактор Н. Высокие оценки свидетельствуют о стрессовой устой­чивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много крепни на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать и контакт с лицами противоположною пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями факто­ра часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.

Для личности с низкой оценкой по фактору характерна неус­тойчивость поведения в стрессовых ситуациях. Имеет сверхчув­ствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной

неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают.

Фактор I. Высокая оценка по фактору является показателем чувствительности, мягкости, мечтательности, утонченности, об­разцового, художественного восприятия мира. Эти лица не любят «грубых людей» и «грубую работу». Обожают путешествия, обла­дают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художествен­ные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда - тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, ар­тисты, музыканты.

Низкие оценки характерны для лиц мужественных, эмоциональ­но стабильных, суровых, практичных, реалистичных. Больше ве­рят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по «правильному» реа­листическому пути. Скептически относятся к гуманитарным на­укам и созданию духовных ценностей.

Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору с самого на­чала ко всем лицам подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми настойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них завышена само­оценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осто­рожность. Чаще всего не заботятся о других.

Человек с низкой оценкой по фактору считает всех людей доб­рыми и хорошими. Откровенно рассказывает о себе даже мало­знакомых людям, легко доверяет им свои сокровенные мечты и материальные ценности. Самооценка реалистична. В коллекти­ве уживчив, весел, доброжелателен. Не завистлив, проявляет ис­креннюю заботу о своих товарищах,не стремится выделиться, обратить на себя внимание.Возникающие отрицательные эмоции быстро угасают.

По роду занятий высокий уровень фактора характерен для администраторов, летчиков, юристов. Низкий уровень - для спорт­сменов, канцелярских работников, работников сферы услуг.

Фактор М. Высокие оценки характерны для лиц с богатым во­ображением, фантазеров, погруженных в себя, витающих в обла­ках. Для них характерен аутизм, они эксцентричны, своеобразны, ориентированы на собственные желания. Самобытное мировоз­зрение, мечтательность, творческое воображение, неповторимая

манера поведения, игнорирование общепризнанных норм. Из-за направленных па себя интересов чаще всего такие люди отвергают­ся группой. Среди таких лиц есть немало людей одаренных. Сред­ние оценки по фактору имеют художники, музыканты, писатели.

Низкие оценки свойственны лицам зрелым, уравновешенным, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных не­стандартных ситуациях им часто не хватает воображения и на­ходчивости.

Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору характери­зуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, прин­ципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, вежливо, отстраненно, несколько амбициозно. Ко все­му подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скеп­тически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами.

Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди. Общи­тельные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения ок­ружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не уме­ют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.

Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дур­ными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетент­ность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверен­но и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно.

Низкие оценки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и своих возможно­стях. Живо откликаются на все происходящие события. Находят интерес в повседневной жизни. Нечувствительны к неодобрению группы, и тем самым могут вызвать к себе антипатию.

Фактор Q1. Лица с высокими оценками по этому фактору име­ют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авто­ритетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринима­ют новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям.

Низкие оценки характерны для консервативных, ригидных лю­дей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все nouoc они встречаюти штыки,потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Склонны к преувели­чениям, морализации и наставлениям. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.

ФакторQ2. Лица с высокими оценками по данному фактору самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характерна самодостаточность. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они го­товы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят лю­дей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке.

Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, зави­симости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе соб­ственной линии поведения.

Фактор Q3. Высокие оценки свидетельствуют об организован­ности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядочение, не разбра­сывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хо­рошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.

Низкие оценки по фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность таких лиц неупорядочена, хаотична. Они часто теряются. Безалаберны. Не умеют организовать свое время и порядок выполнения работы. Нередко они оставляют дело незаконченным, без достаточного об­думывания берутся за другое.

Фактор Q3 является важным для прогноза успешности дея­тельности. Коррелирует с успехами в технике, математике, орга­низаторской деятельности, где требуются уравновешенность, объек­тивность и решительность.

Фактор Q4. Высокие оценки свидетельствуют о напряженнос­ти, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Человек с та­кими показателями беспокоен, возбужден, неусидчив. Чувствует себя разбитым, усталым, но не может остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настрое­ние, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегает такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки гворят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.

 

+ + +

 

Как основная форма личностного опросника Р. Кэттелда 1бРР-версия A (16PF-A), так и ее модернизированный вариант 1бРР-версия С (16PF-C) применимы в отношении обследования взрослых лиц с образованием не ниже 8-9 классов. Какую из двух форм опросника применять для обследования испытуемых — дело пользователей психодиагностических методик. Однако при равных прочих условиях опросник 16PF-A, состоящий из 187 вопросов, предпочтительней. Количественная выраженность по факторам здесь определяется более точно, делается расчет вторичных факторов.

Опросник 16PF-C, состоящий из 105 вопросов, рекоменду­ется применять в случаях, когда время несколько ограничено, а испытуемые менее подготовлены. В тех же случаях, когда время весьма ограничено, прибегают к экспресс-диагностике личностных свойств характера, обращаясь к сокращенному варианту опросника 16PF (см. гл. 3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: