КСРС
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
- Теоретические основы нейролингвистики. Нейролингвистический анализ процесса речевой коммуникации.
Язык и мышление (2 ч. ЛК)
Задания:
1. Составить конспект по теме.
2. Описать виды речевых патологий (афазий).
3. Указать специфику нейролингвистического анализа речевой коммуникации.
4. Отразить разные точки зрения на взаимосвязь языка и мышления.
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, дискуссия по теме «Как связаны язык и мышление».
Рекомендуемая литература
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.
2. Балонов, Л.Я., Деглин, В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. – Л., 1976.
3. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.
4. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
5. Лурия, А.Р. Язык и сознание. – М., 1999.
- Общая психолингвистика. Теоретическая психолингвистика. Прикладная психолингвистика. Языковой / речевой механизм человека (2 ч. ЛК)
Задания:
1. Осветить предмет и задачи патопсихолингвистики.
2. Описать различные подходы к описанию работы языкового / речевого механизма человека.
3. Создать мини-кейс «Гибридный подход к описанию работы языкового/ речевого механизма человека»
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.
Рекомендуемая литература
1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М.: ЧеРо, 2007. – 127 с.
2. Венцов, А.В. Проблемы восприятия речи / А.В. Венцов, В.Б. Касевич. – СПб.: Изд-во Петербургского гос. ун-та, 1994. – 214 с.
3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1970. – 214 с.
4. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека / А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во КГУ, 1979. – 181 с.
5. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1997. – 219 с.
6. Тарасов, Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф. Тарасов. – М.: Наука, 1987. – 186 с.
- Текст как высшая единица речемыслительной деятельности человека (2 ч. ЛК)
Задания:
1. Составить перечень структурных опор понимания конкретного текста.
2. Описать различия и сходство записанного и звучащего текста.
3. Выполнить задания темы 9 практикума по психолингвистике.
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.
Рекомендуемая литература
1. Брудный, A.A. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Пресс, 1998. – 186 с.
2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Приоритет, 1981. – 154 с.
3. Залевская, А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход / А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во КГУ, 1988. – 214 с.
4. Текст как психолингвистическая реальность. – М.: Наука, 1982. – 196 с.
- Способы передачи информации в речевой деятельности (4x2 Лаб.)
Задания:
1. Проанализировать значения НВКК (на 3 примерах, по выбору студента).
2. Дать характеристику основным средствам воздействия на читателя.
3. Выполнить задания тем 10-11 практикума по психолингвистике.
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.
Рекомендуемая литература
1. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седых. – М.: АСТ, 1997. – 216 с.
2. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия / В.И. Жельвис. – Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та, 1990. – 114 с.
3. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.
- Психолингвистика межличностного общения (2 ч. ЛК)
Задания:
1. Написать конспект по теме.
2. Проанализировать (письменно) отрывок из книги Э. Берна «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ» (см. практикум, приложение 5).
3. Подготовить анализ кейса "Почему бы вам не... - Да, но" (ПБВДН)4 Предложите стратегии «увертывания», «отражения» при возникновении коммуникативного конфликта с инвективной личностью.
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.
Рекомендуемая литература
1. Глухов, В.П. Психолингвистика / В.П. Глухов. – М.: АСТ, 2008. – 163 с.
2. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.
3. Норманн, Б.Ю. Грамматика говорящего / Б.Ю. Норманн. – СПб.: Наука, 1994. – 214 с.
4. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. – Воронеж, 2001. – 154 с.
5. Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова. – М.: Знание, 1989. – 178 с.
Гендерный аспект психолингвистики.
Речевая деятельность как творчество (4x2 Лаб.).
Задания:
1. Опишите, каким образом гендерные стереотипы влияют на речевое поведение женщин и мужчин.
2. Проанализируйте архетипические символы феминного и маскулинного, представленные в детской литературе (книги по выбору).
3. Проведите свободный АЭ на выявление реакций на слова «ребенок», «девочка», «мальчик». Опишите ваши наблюдения (по образцу, изложенному в лекции). К каким выводам вы пришли?
4. Выполните задания тем 12 и 17 практикума по психолингвистике.
5. Рассмотрите пример речетворчества Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева) с характерной для него эстетизацией салонно-городских мотивов, игрой в романтический индивидуализм:
Ножки пледом закутайте
Дорогим ягуаровым
И садясь комфортабельно
В ландолете бензиновом
Жизнь доверьте вы мальчику
В макинтоше резиновом
И закройте глаза ему
Вашим платьем жасминовым,
Шумным платьем муаровым,
Шумным платьем муаровым.
Какие характерные признаки свидетельствуют о творческом процессе в данном стихотворении?
6. Приведите свои примеры энтимологии.
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.
Рекомендуемая литература
1. Земская, Е.А. Особенности мужской и женской речи / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова / Русский язык и его функционирование: Коммуникативно-прагматический аспект. – М.: Наука, 1993. – С.90 – 136.
2. Кавинкина, И.Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка / И.Н. Кавинкина. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2007. – 129 с.
3. Кирилина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. – М., 1999. – 256 с.
4. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. – М.: АСТ, 1999. – 342 с.
7. Становление языковой личности школьника. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых (4x2 Лаб.)
Задания:
1. Объясните, каким образом развитие дискурсивного мышления у школьников носит характер овладения способами отражения реальности в тексте.
2. Приведите примеры коммуникативных стратегий дискурсивного поведения: репрезентативной, или изобразительной, и нарративной, или аналитической.
3. Как может быть интерпретировано с психолингвистических позиций понятие «овладение языком»?
4. Каковы экспериментальные методы изучения детской речи в сопоставлении с речью взрослых.
5. Приведите примеры речевых ошибок.
6. Выполните задания темы 19 практикума по психолингвистике.
7.Подготовьте кейс «Речевые ошибки детей: примеры из жизни».
Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.
Рекомендуемая литература
1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М.: ЧеРо, 2007. – 127 с.
2. Гвоздев, А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А.Н.Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН, 1961. – С. 31 – 46.
3. Говорят дети. Словарь-справочник / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. – СПб., 1996. – 412 с.
4. Лепская, Н.И. Язык ребенка / Н.И. Лепская. – М.: ЧеРо, 1997. – 312 с.
5. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов, 1999.
6. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики / Т.Н. Ушакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005. – Ч. 1. – С. 64 – 71.