Гендерный аспект психолингвистики.




КСРС

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

  1. Теоретические основы нейролингвистики. Нейролингвистический анализ процесса речевой коммуникации.

Язык и мышление (2 ч. ЛК)

Задания:

1. Составить конспект по теме.

2. Описать виды речевых патологий (афазий).

3. Указать специфику нейролингвистического анализа речевой коммуникации.

4. Отразить разные точки зрения на взаимосвязь языка и мышления.

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, дискуссия по теме «Как связаны язык и мышление».

 

Рекомендуемая литература

1. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

2. Балонов, Л.Я., Деглин, В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. – Л., 1976.

3. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.

4. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.

5. Лурия, А.Р. Язык и сознание. – М., 1999.

 

 

  1. Общая психолингвистика. Теоретическая психолингвистика. Прикладная психолингвистика. Языковой / речевой механизм человека (2 ч. ЛК)

Задания:

1. Осветить предмет и задачи патопсихолингвистики.

2. Описать различные подходы к описанию работы языкового / речевого механизма человека.

3. Создать мини-кейс «Гибридный подход к описанию работы языкового/ речевого механизма человека»

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.

 

Рекомендуемая литература

1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М.: ЧеРо, 2007. – 127 с.

2. Венцов, А.В. Проблемы восприятия речи / А.В. Венцов, В.Б. Касевич. – СПб.: Изд-во Петербургского гос. ун-та, 1994. – 214 с.

3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1970. – 214 с.

4. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека / А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во КГУ, 1979. – 181 с.

5. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1997. – 219 с.

6. Тарасов, Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф. Тарасов. – М.: Наука, 1987. – 186 с.

  1. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности человека (2 ч. ЛК)

Задания:

1. Составить перечень структурных опор понимания конкретного текста.

2. Описать различия и сходство записанного и звучащего текста.

3. Выполнить задания темы 9 практикума по психолингвистике.

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.

 

Рекомендуемая литература

1. Брудный, A.A. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Пресс, 1998. – 186 с.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Приоритет, 1981. – 154 с.

3. Залевская, А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход / А.А. Залевская. – Калинин: Изд-во КГУ, 1988. – 214 с.

4. Текст как психолингвистическая реальность. – М.: Наука, 1982. – 196 с.

 

 

  1. Способы передачи информации в речевой деятельности (4x2 Лаб.)

Задания:

1. Проанализировать значения НВКК (на 3 примерах, по выбору студента).

2. Дать характеристику основным средствам воздействия на читателя.

3. Выполнить задания тем 10-11 практикума по психолингвистике.

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.

 

Рекомендуемая литература

1. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седых. – М.: АСТ, 1997. – 216 с.

2. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия / В.И. Жельвис. – Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та, 1990. – 114 с.

3. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.

 

 

  1. Психолингвистика межличностного общения (2 ч. ЛК)

Задания:

1. Написать конспект по теме.

2. Проанализировать (письменно) отрывок из книги Э. Берна «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ» (см. практикум, приложение 5).

3. Подготовить анализ кейса "Почему бы вам не... - Да, но" (ПБВДН)

4 Предложите стратегии «увертывания», «отражения» при возникновении коммуникативного конфликта с инвективной личностью.

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.

 

Рекомендуемая литература

1. Глухов, В.П. Психолингвистика / В.П. Глухов. – М.: АСТ, 2008. – 163 с.

2. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. – Гродно, 2010.

3. Норманн, Б.Ю. Грамматика говорящего / Б.Ю. Норманн. – СПб.: Наука, 1994. – 214 с.

4. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. – Воронеж, 2001. – 154 с.

5. Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова. – М.: Знание, 1989. – 178 с.

 

 

Гендерный аспект психолингвистики.

Речевая деятельность как творчество (4x2 Лаб.).

Задания:

1. Опишите, каким образом гендерные стереотипы влияют на речевое поведение женщин и мужчин.

2. Проанализируйте архетипические символы феминного и маскулинного, представленные в детской литературе (книги по выбору).

3. Проведите свободный АЭ на выявление реакций на слова «ребенок», «девочка», «мальчик». Опишите ваши наблюдения (по образцу, изложенному в лекции). К каким выводам вы пришли?

4. Выполните задания тем 12 и 17 практикума по психолингвистике.

5. Рассмотрите пример речетворчества Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева) с характерной для него эстетизацией салонно-городских мотивов, игрой в романтический индивидуализм:

Ножки пледом закутайте

Дорогим ягуаровым

И садясь комфортабельно

В ландолете бензиновом

Жизнь доверьте вы мальчику

В макинтоше резиновом

И закройте глаза ему

Вашим платьем жасминовым,

Шумным платьем муаровым,

Шумным платьем муаровым.

Какие характерные признаки свидетельствуют о творческом процессе в данном стихотворении?

6. Приведите свои примеры энтимологии.

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы.

 

Рекомендуемая литература

1. Земская, Е.А. Особенности мужской и женской речи / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова / Русский язык и его функционирование: Коммуникативно-прагматический аспект. – М.: Наука, 1993. – С.90 – 136.

2. Кавинкина, И.Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка / И.Н. Кавинкина. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2007. – 129 с.

3. Кирилина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. – М., 1999. – 256 с.

4. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. – М.: АСТ, 1999. – 342 с.

 

 

7. Становление языковой личности школьника. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых (4x2 Лаб.)

Задания:

1. Объясните, каким образом развитие дискурсивного мышления у школьников носит характер овладения способами отражения реальности в тексте.

2. Приведите примеры коммуникативных стратегий дискурсивного поведения: репрезентативной, или изобразительной, и нарративной, или аналитической.

3. Как может быть интерпретировано с психолингвистических позиций понятие «овладение языком»?

4. Каковы экспериментальные методы изучения детской речи в сопоставлении с речью взрослых.

5. Приведите примеры речевых ошибок.

6. Выполните задания темы 19 практикума по психолингвистике.

7.Подготовьте кейс «Речевые ошибки детей: примеры из жизни».

 

Контроль: проверка конспектов, анализ выполненной работы, опрос по кейс-технологии.

 

Рекомендуемая литература

1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М.: ЧеРо, 2007. – 127 с.

2. Гвоздев, А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А.Н.Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН, 1961. – С. 31 – 46.

3. Говорят дети. Словарь-справочник / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. – СПб., 1996. – 412 с.

4. Лепская, Н.И. Язык ребенка / Н.И. Лепская. – М.: ЧеРо, 1997. – 312 с.

5. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов, 1999.

6. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики / Т.Н. Ушакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005. – Ч. 1. – С. 64 – 71.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: