ИОГАНН ССЕБАСТЬЯН БАХ 1685- 1750




Удивительна судьба музыки этого великого немецкого композитора, со дня рождения которого прошло более трехсот лет. При жизни он был известен как замечательный органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был почти забыт на несколько десятилетий. Но в 19-ом веке постепенно стали словно заново открывать его творчество, которое и наши дни поражает и удивляет. «Бах» в переводе с немецкого означает «ручей». «Не ручей! — Море должно быть ему имя». Так сказал о Бахе немецкий композитор Бетховен. При жизни Баху удалось издать лишь очень небольшую часть своих произведений. Теперь их опубликовано более тысячи (еще немало утеряно). Первое полное собрание сочинений Баха начали печатать в Германии через сто лет после его кончины, и оно заняло сорок шесть объемистых томов. И.С.Бах продолжает быть учителем буквально всех, кто занимается музыкой. Он – учитель серьёзный и строгий, требует умения сосредоточиться, чтобы овладеть искусством исполнения полифонических (многоголосных) произведений. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Германии, в небольшом городе Эйзенахе. Его прапрадед был булочником, но так любил музыку, что не расставался с цитрой — инструментом, похожим на мандолину, даже во время поездок на мельницу играл, пока мололась мука. А среди его потомков оказалось так много музыкантов, что каждого, кто занимался этой профессией, там стали называть «Бахом». Это были церковные органисты, скрипачи, флейтисты, трубачи. Скрипачом, городским и придворным музыкантом в Эйзенахе был отец Иоганна Себастьяна. Он начал обучать музыке своего младшего сына и отдал его в церковную школу. Обладая прекрасным высоким голосом, мальчик пел в школьном хоре. Когда ему шел десятый год, его родители умерли. Заботы о нём взял на себя старший брат, церковный органист в соседнем городке Ордруфе. Он определил младшего брата в местный лицей и сам давал ему уроки игры на органе. В дальнейшем Иоганн Себастьян освоил клавесин, скрипку и альт. А искусством сочинения музыки он овладевал самостоятельно, переписывая произведения различных авторов. Одну, особенно интересовавшую его нотную тетрадь ему пришлось переписывать лунными ночами тайком от старшего брата. Но когда долгая трудная работа была закончена, тот обнаружил это, рассердился на Иоганна Себастьяна за самовольный поступок и безжалостно отобрал у него рукопись. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян сделал решительный шаг, перебрался в город Люнебург, где поступил певчим-стипендиатом в школу при монастырской церкви. В Люнебурге и в Гамбурге, куда он ходил проселочными дорогами, можно было слушать игру талантливых органистов. Возможно, что в Гамбурге Иоганн Себастьян побывал в оперном театре — в то время единственном в Германии, дававшем спектакли не на итальянском, а на немецком языке. Школу он успешно закончил через три года и стал искать себе работу поближе к родным краям. В 1708 году И.С. Бах на девять лет обосновался в Веймаре. Там он служил при дворе герцога органистом и сочинял произведения для органа, своего любимого инструмента. При веймарском дворе имелась возможность знакомиться с сочинениями итальянских и французских композиторов. И Бах создал свободные переложения для клавесина и органа скрипичных концертов Антонио Вивальди. Так родились первые в истории музыкального искусства клавирные концерты. В конце 1717 года Бах со своей семьей перебрался в Кётен, где И.С.Баху было предложено место придворного капельмейстера. В обязанности Баха входило руководить капеллой из восемнадцати вокалистов и инструменталистов, аккомпанировать князю и самому играть на клавесине. В Кётене И.С. Бах написал много произведений для клавира: маленькие прелюдии, двухголосные и трехголосные инвенции, клавирные сюиты, известные как «Французские» и «Английские», первый том «Хорошо темперированного клавира». В 1723 году Бах переселился в Лейпциг — крупный торговый, а также культурный центр. В Лейпциге Бах занял должность кантора — руководителя хора мальчиков и учителя певческой школь; при церкви Святого Фомы. Ему пришлось принять ряд стеснительных условий, например «не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». На кантора Баха возлагалось много других обязанностей. Он должен был делить на части небольшой школьный хор и очень маленький оркестр (вернее — ансамбль), чтобы музыка звучала во время службы в двух церквах, а также на свадьбах, на похоронах, на различных празднествах. А далеко не все мальчики-хористы обладали хорошими музыкальными данными. Школьный дом был грязным, запущенным, воспитанников плохо кормили и нищенски одевали. На все это Бах, который одновременно считался лейпцигским «музикдиректором», не раз обращал внимание церковного начальства и городского управления (магистрата). Но в ответ получал мало материальной помощи, зато много мелочных служебных придирок и выговоров. С учениками он занимался не только пением, но и игрой на инструментах, кроме того, нанимал для них за свой счет учителя латинского языка. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Бах увлеченно занимался творчеством. В первые три года службы он почти каждую неделю сочинял и разучивал с хором новую духовную кантату. Всего произведений Баха в этом жанре сохранилось около двухсот. В Лейпциге Бах создал свои самые выдающиеся монументальные вокально-инструментальные произведения – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и близкую к ним по содержанию Мессу си минор, а также большое количество разнообразных инструментальных сочинений, в том числе — второй том «Хорошо темперированного клавира». Он выезжал в Дрезден, Гамбург, Берлин и другие немецкие города, играл там на органе, испытывал новые инструменты. Более десяти лет Бах возглавлял в Лейпциге «Музыкальную коллегию» — общество, состоявшее из студентов университета и любителей музыки — инструменталистов и певцов. Под управлением Баха они давали публичные концерты из произведений светского характера. Общаясь с музыкантами, он был чужд какого-либо высокомерия и о своем редкостном мастерстве говорил так: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же». И.С.Бах очень любил свою семью. Четверо его сыновей стали известными композиторами. С годами здоровье Баха пошатнулось. У него резко ухудшилось зрение. В начале 1750 года он перенес две неудачные глазные операции, Бах, практически, ослеп. 28 июля И.С.Бах скончался.

Вопросы и задания: 1. Чем необычна судьба музыки Баха? 2. Расскажите о родине Баха, его предках и о его детских годах. 3. Когда и где началась самостоятельная жизнь Баха? 4. Как протекала и как закончилась деятельность Баха в Веймаре? 5. Расскажите о жизни Баха в Кётене и о его произведениях этих лет. 6. На каких инструментах играл Бах и какой инструмент был его самым любимым? 7. Когда Бах переехал в Лейпциг, и с какими трудностями ему пришлось там столкнуться? 8. Расскажите о деятельности Баха-композитора и Баха-исполнителя в Лейпциге. Назовите созданные им там произведения.

 

Творчество Музыка Баха связана с культурой его родной страны. Ему не довелось ни разу выехать за пределы Германии. Но он увлеченно изучал произведения и немецких, и зарубежных композиторов. В своем творчестве он гениально обобщил и обогатил достижения европейского музыкального искусства. Большинство кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор и многие другие произведения на духовные тексты написаны Бахом не просто по обязанности или привычному обычаю церковного музыканта, а согреты искренним религиозным чувством. Они полны сострадания к людским горестям, проникнуты пониманием людских радостей. Со временем они вышли далеко за пределы храмов и не перестают глубоко впечатлять слушателей разных национальностей и вероисповеданий. Духовные и светские сочинения Баха своей истинной человечностью родственны между собой. Вместе они образуют целый мир музыкальных образов. Непревзойденное полифоническое мастерство Баха обогащено гомофонно-гармоническими средствами. Его вокальные темы органично пронизаны инструментальными приемами развития, а инструментальные темы нередко так эмоционально насыщены, будто чтото важное поют и выговаривают без слов. Токката и фуга ре минор для органа13 Это произведение, пользующееся большой популярностью, начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздается трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затененное, грандиозное звуковое пространство. 1 Adagio 13 Токката (на итальянском «toccata» - «прикосновение», «удар» от глагола «toccare» - «касаться», «трогать») – виртуозная пьеса для клавишных инструментов. 14 Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пассажи и широкие аккордовые взмахи-«всплески». Их несколько раз разделяют паузы и остановки на протянутых аккордах. Такое противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга. Она сосредоточена на имитационном развитии одной темы, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы: 2 Allegro moderato Широко развернувшись, фуга перерастает в коду — завершающий, итоговый раздел. Здесь вновь разражается импровизационная стихия токкаты. Но она окончательно усмиряется напряженными повелительными репликами. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли. Особую группу органных сочинений Баха составляют хоральные прелюдии. Среди них глубокой выразительностью отличается ряд сравнительно небольших пьес лирического характера. В них звучание мелодии хорала обогащается свободно развитыми сопровождающими голосами. Так изложен, например, один из шедевров Баха — хоральная прелюдия фа минор. Клавирная музыка Инвенции Бах составил несколько сборников несложных пьес из числа тех, которые сочинил, обучая своего старшего сына Вильгельма Фридемана. В один из таких сборников он поместил пятнадцать двухголосных полифонических пьес в пятнадцати тональностях и назвал их «инвенциями». В переводе с латинского языка слово «инвенция» означает «выдумка», «изобретение». Баховские двухголосные инвенции, доступные для исполнения начинающими музыкантами, действительно замечательны по полифонической изобретательности и одновременно по художественной выразительности. Так, первая двухголосная инвенция до мажор рождается из краткой, плавной и неторопливой темы спокойного, рассудительного характера. Ее запевает верхний голос и тотчас имитирует _ повторяет в другой октаве — нижний: 15 Во время повтора (имитации) верхний, голос продолжает мелодическое движение. Так образуется противосложение к теме, звучащей в басу. Далее это противосложение — с тем же мелодическим рисунком — иногда звучит, когда тема вновь появляется то в одном, то в другом голосе (такты 2—3, 7—8, 8—9). В таких случаях противосложение называется удержанным (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочиняются заново). Как и в других полифонических произведениях, в этой инвенции встречаются разделы, где тема в своем полном виде не звучит, а используются лишь отдельные ее обороты. Такие разделы помещаются между проведениями темы и называются интермедиями. Общую Цельность инвенции до мажор придает развитие, основанное на одной теме, что характерно для полифонической музыки. В середине пьесы делается отход от главной тональности, а к концу она возвращается. Слушая эту инвенцию, можно представить себе, будто два ученика прилежно повторяют урок, стараясь друг перед другом рассказать его получше, с большим выражением. Клавесин в доме Баха в Эйзенахе А под звуки восьмой двухголосной инвенции фа мажор можно вообразить веселую, задорную игру-состязание: кажется, что] подпрыгивают и катятся упругие мячики. В этой пьесе, сходной по своему строению с до-мажорной инвенцией, большая роль принадлежит особому приему. Вслед за начальным вступлением темы В верхнем голосе нижний голос имитирует не только ее, но и ее продолжение (противосложение). Так на некоторое время возникает непрерывная кан о н и ч е с к а я и м и т а ц и я, и л и к а н о н. Одновременно с двухголосными инвенциями Бах сочинил пятнадцать трехголосных полифонических пьес в тех же тональностях. Он назвал их! «симфониями» (в переводе с греческого языка — «созвучия»). Ибо в старину так часто называли многоголосные инструментальные произведения. Но позднее стало принятым именовать эти пьесы трехголосными инвенциями. В них используются более сложные приемы полифонического развития. Самый яркий пример — трехголосная инвенция фа минор (девятая). Она начинается с одновременного проведения двух контрастных тем. Основа одной из них, звучащей в басовом голосе, — мерный напряженный спуск по хроматическим полутонам. Подобные ходы часты в трагических ариях из старинных опер. Это как бы мрачный голос злого рока, судьбы. Скорбными мотивами-вздохами пронизана вторая тема в среднем, альтовом голосе: В дальнейшем с этими двумя темами тесно переплетается третья



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: