Постановка звуков при дизартрии




Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от

подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].

При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.

Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].

Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:

прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;

возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;

— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.

Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии

 

Гласные: [э, а, и, ы, о, у]
Согласные: [м'-м]
Сонорные [н'-н]
  [j]
  [л'-л]
  [Р'-Р]
Смычно-взрывные [п'-п]
  [б'-б]
  [т'-т]
  [д'-д]
  [к'-к]
  [г'-к]
Щелевые [Ф'-ф]
  [в'-в]
Переднеязычные [с'-с]
  [з'-з]
  [ш-ж]
  [х'-х]
  [щ]
  Ч
  [Ц]

Приемы коррекции наиболее часто нарушаемых звуков

ЗВУК [с]

Правильная артикуляция звука [с]

Губы слегка растянуты.

Зубы сближена на расстоянии 1 мм.

Язык кончиком упирается в нижние резцы.

Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).

Голосовые связки: разомкнуты.

Выдох: несколько усилен.

Нарушения: сигматизмы

Межзубный — кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;

Боковой — (хлопающий звук) — воздух идет по обоим краям языка или вбок;

Носовой — (назальный звук) — заменяется иногда храпом в нос — носовой оттенок последующего гласного.

Губно-зубной [с—ф]. Нижняя губа образует щель с верхними зубами.

Призубный [с—т]. «Суп—Туп». Язык упирается в верхние зубы.

Шипящий [с—щ]. «Собака—щабака». Язык поднимается вверх.

Подготовительные упражнения:

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку, сул- танчик, бумагу.

б) Из положения «Забор» положить язык на ниж- нюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы ра- зомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка.

в) Из положения «Забор» упражнение «Кто даль- ше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно

дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».

2. Упражнения для губ:

а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удер- жать в таком положении на счет 3—4, напрягая губы.

б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произ- носить звук [у]).

в) из положения «Забор» (губы растянуты) перей- ти в положение «Трубочка» (губы вперед) произно- сить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).

3. Упражнения для языка:

а) «Сделай язык широким»: из положения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».

Цель: расслабление мышц языка.

в) «Покусаем язычок»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.

Цель: расслабление мышц языка.

г) «Мост» — язык лежит плоско на дне ротовой полости.

Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.

д) «Почистим зубы» — из положения «Мост» вы- полнять движения языком сверху вниз по зубам.

Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.

е) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бу- тылочку, бутылочку держать, приложив к подбород- ку, край ее горлышка у нижней губы.

ж) Из положения «Мост» — дуть в маленькую бу- тылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку дер- жать, как в предыдущем упражнении.

Цель: выработать целенаправленный сильный выдох.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».

П. От опорного звука:

а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «За- бор». Длительно произнести звук [и], затем упражне- ние «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

III. Механический способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кон- чиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка поло- жить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно,как в упражнении «Холодный ветер».

б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.

IV. Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При уд- линении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «жело- бок». После правильного выдоха язык постепенно за- водят за зубы.

б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

а) Выполнить подготовительные упражнения. Вы- брать способ постановки.

б) Предложить ребенку запомнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» —- «Забор». А затем «Хо-

лодный ветер», т. е. длительно подуть. Следить за положением языка за нижними зубами.

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

а) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ф] — в словах, близких по звуковому составу, при дифференциации в слогах, среди фонем.

б) Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Подготовительные упражнения.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер». Если не по- лучается, то логопед придерживает нижнюю губу ре- бенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает выполнить упражнение «Холодный ветер». Затем ре- бенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, повторяет упражнение «Холодный ветер». Когда звук будет по- лучаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными (сначала с механической помощью, затем без нее).

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков [с-т] в словах близких по звуковому составу («сан- ки-танки»), в слогах, среди фонем (см. развитие фо- нематического слуха).

в) Легким нажатием шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать вы- ход для воздуха через межзубную щель.

г) Предложить ребенку держать язык между рез- цами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на меж- зубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на рас- пластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

б) Выполнить упражнение «Лопата». Подуть на широкий язык. Сначала язык находится между губ, а затем между зубами.

в) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.

НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и ротового выдоха.

в) Выполнить упражнение «Лопата» — положение языка между губ. Подуть на широкий язык. Подуть на язык в межзубном положении.

г) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.

ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ш] в словах, слогах, среди фонем.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», удерживать язык за нижними резцами.

г) Из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата», подуть на язык в межзубном положении.

д) Автоматизируют межзубный звук [с] в слогах, словах, фразах.

е) Исправление межзубного звука [с] с помощью упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — Холодный ветер».

Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

ЗВУК [з]

Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготовительные упражнения те же, что и для звука [с].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:

а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близ- ких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).

б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ре- бенок прикладывает к шее логопеда, другая рука ка- сается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — го- лос проснулся. Звенит «Комар».

П. От опорного звука:

Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».

Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».

ЗВУК [ц]

Артикуляция звука [ц]

В первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верхними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свойственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посередине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная

струя сильная, холодная, голосовые связки разомкнуты (голос не звучит).

Звук [ц] — сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим: [тс] — [ц] («Кузнечик»).

Нарушения произношения [ц] такие же, как и у звука [с].

Подготовительные упражнения

I. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно выдохнуть воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [тс].

П. Упражнения для губ:

Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражнение «Забор». На счет до 5-10 удержать улыбку.

III. Сопоставление и различение на слух звуков [ц—с, ц—т'] в словах, близких по звуковому составу («свет — цвет»), в слогах, среди других фонем.

IV. Упражнения для языка:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий [т]. При произнесении [т] кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи, контроль — ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемого воздуха.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:

а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.

 

5 Армию •.. Ф.

б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед- ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка- салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу- бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо- мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы- дохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряже- ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».

в) То же, но без зажатия боковых краев языка.

II. От опорного звука:

а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».

б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат—с = ац».

III. Смешанный способ:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.

Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».

ЗВУК [ш]

Артикуляция звука [ш]

Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».

Зубы: сближены, но не сомкнуты. Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направ

дению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боковым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная занавеска поднята.

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.

Нарушение произношения звука [ш]

— Сигматизмы:

I. Межзубный (язык просовывается между передними зубами).

П. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).

III. Носовой (носовой оттенок).

IV. Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).

— Парасигматизмы

I. Призубный [ш—т] (язык упирается в верхние резцы).

И. Шипящий [ш-щ] (кончик языка опущен, нет положения языка в форме чашечки).

III. Свистящий [ш-с] (язык опускается вниз).

Подготовительные упражнения

I. Для развития силы и направления воздушной струи.

а) Упражнения те же, что и для звука [с].

б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.

в) «Кто дальше загонит мяч?»

II. Упражнения для губ:

«Забор» — «Окно» (зубы обнажены).

III. Упражнения для языка:

а) Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку.

«Наказать непослушный язычок» (пошлепать губами, покусать зубами).

«Забор» — «Окно» — «Мост».

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» (рот широко открыт).

«Качели» (рот широко открыт).

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает».

«Вкусное варенье.

б) Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии.

«Лопата» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.

«Чашечка» — снаружи.

«Чашечка» — в полости рта.

«Фокус».

«Маляр».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию:

Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Чашечка за бугорками верхних зубов» — «Теплый ветер».

II. От опорного звука:

а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепен- но удлинять выдыхаемую воздушную струю и не уда- рять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кон- чик языка.

б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвео- лами — плавно произносить звук [с].

III. Смешанный способ:

а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпате- лем, подложенным под передний край языка, под- нять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].

б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпа- тель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть

рот и подуть «Теплый ветер» — «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш]. IV. Механический способ:

а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают «Теплый ветер».

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ:

Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

а) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Удерживают положение «Лопата» под счет до 5.

в) Удерживают положение «Лопата» с поочеред- ным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.

г) Из положения «Лопата» покусывать язык с одно- временным выдвижением кончика языка вперед-назад.

д) Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: «кошка пролезает под забором» — зубы царапают язык.

е) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье» — «Фокус», т. е. в конце подуть на кончик языка в форме чашеч- ки, находящейся на губе.

ж) Неоднократно выполнять упражнение «Фо- кус», добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.

з) Выполнять упражнение «Маляр» с одновремен- ным выполнением упражнения «Теплый ветер». (Гу- бы в положении «Забор».)

и) Ручной или зондовый массаж языка.

НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и ротового выдоха.

в) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» подуть.

г) Из положения «Лопата» верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султан- чик и т. п.

д) «Забить мяч в ворота» (т. е. подуть на язык — зубы видны).

е) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» сильно подуть на язык, который находится на верх- ней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).

ж) Упражнением «Фокус» добиваться длительно- го, а затем и толчкообразного ротового выдоха («Подуй на нос, на челку, на ватку на носу»). Иск- лючить утечку воздуха в нос.

з) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье», а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и по- дуть на язык («Теплый ветер»). Исключать утечку воз- духа через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.

и) Упражнение «Маляр» с одновременным вы- полнением упражнения «Теплый ветер».

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.

б) Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т. е. удерживать опущенную ниж- нюю губу.

в) Упражнения те же, что и при отсутствии звука, т. е. подготовительные упражнения.

г) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное ва- ренье» (следить или держать пальцами нижнюю губу) — «Фокус» — «Теплый ветер».

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя;

[т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].

б) Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».

г) Выполнить упражнение «Качели», чередуя по- ложения «Мост» — «Парус» (язык внизу — язык вверху).

д) Из положения «Мост» выполнить упражнения «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» —- «Теплый ветер» (поддерживать язык ввер- ху шпателем).

ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш-щ] в словах, в слогах, среди фонем.

б) Подготовительные упражнения для [ш].

в) Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвига- ется вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.

г) Упражнение «Маляр», «Почистить верхние зу- бы» — движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно.

д) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер».

СВИСТЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу («каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ») в слогах, среди фонем.

б) Подготовительные упражнения для звука [ш].

в) Упражнение «Качели» на дифференциацию по- ложения кончика языка вверху-внизу. Последова- тельно выполняют упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Мост» — «Парус». Чередуют упражнения «Мост — Парус» перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

г) По подражанию. Выполняют упражнения «За- бор — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата ко- пает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер». Ис- пользуют тактильный контроль. При выполнении уп- ражнения «Теплый ветер» ребенок своей рукой ощущает теплую струю выдыхаемого воздуха.

д) Механический способ. Из положения «Мост» шпателем язык поднимают к альвеолам и просят ре- бенка сильно подуть на кончик языка. «Теплый ветер».

е) Смешанный способ. Перевести язык из поло- жения «Вкусное варенье» за зубы. Логопед удержива- ет шпателем язык вверху в то время, когда ребенок выполняет упражнение «Теплый ветер», т. е. длитель- но и сильно дует на язык.

Примечание: при постановке звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Теплый ветер» для исключения ассоциация с прежним дефектным произнесением.

ЗВУК [ж]

Артикуляция звука [ж] та же, что и при звуке [ш], только голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Язык поднят более высоко к нёбу.

Струя выдыхаемого воздуха слабее, чем при звуке [ш].

Нарушения произношения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения те же, что и при звуке [ш].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Сравнить звуки — «Теплый ветер»: [ш] — голос спит, «Жук»: [ж] — голос проснулся.

б) Тактильно-вибрационные ощущения: логопед прикладывает тыльной стороной руку ребенка к сво- ей шее спереди, а другую руку ребенка — к его шее.

П. От опорного звука:

а) Произносить с придыханием звук [д], посте- пенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только приподнимать к ним кончик языка.

б) Язык вверху в положении «Чашечка», плавно произносить звук [з].

III. Смешанный способ:

Выполнить упражнение «Комар» — «333». Шпателем поднять язык вверх за зубы. Самостоятельно поднять язык вверх и выполнить упражнение «Жук».

Примечание: при постановке звук [ж] не называть, а заменять названием упражнения «Жук». Для исключения стереотипного (дефектного) произнесения.

ЗВУК [ч]

Артикуляция звука [ч]

В первый момент происходит смычка кончика языка с верхними резцами (у их корней), во второй — кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу —[ т' — ш'].

Губы обнажают зубы.

Нёбная занавеска поднята.

Голосовые связки разомкнуты.

Выдох происходит с более сильным напряжением.

Звук [ч] — сложный, состоит из последовательного сочетания: [т'] и [ш'].

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения

а) Те же, что и для звука [ш].

б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].

в) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».

г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кон- чиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» — губы обнажают зубы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА I. По подражанию:

а) Язык в верхнем положении, кончик языка упи- рается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы раз- омкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы откры- ты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.

б) Выполнять последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.

И. Механический способ:

Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.

III. Смешанный способ:

а) Произносить «ать-ать-ать» — «Паровоз». Под- ложив под передний край языка шпатель, поднять его за верхние резцы и слегка растянуть губы.

б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно лого- пед слегка наживает пальцами на углы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.

Примечание: при постановке звук [ч] не называют, а заменяют названием упражнения «Паровоз», для исключения ассоциаций с дефектным его вариантом.

ЗВУК [щ]

Артикуляция звука [щ]

Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».

Кончик языка напряжен, продвинут вперед, выгибается вниз, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.

Нёбная занавеска поднята.

Выдох происходит с сильным напряжением.

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» —- «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель в горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать уп- ражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык при- жат. Упругость языка и щель регулируются за счет давления шпателя. Добиваться долгого звучания [щ].

б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.

в) Упражнение выполнять без помощи пальца.

г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».

д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ].

е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т. е. в со- четании с [и]).

Примечание: при постановке звук [щ] не называть, а заменять названием упражнения «Змея шипит».

ЗВУК [л]

Артикуляция звука [л]

Губы растянуты в положении «Забор».

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Нарушения

ЛАМБДАЦИЗМЫ

Отсутствие звука.

Межзубный.

 

Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ

Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], UL [н], [ы], [к], [г].

Подготовительные упражнения

Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.

Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.

б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.

в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.

г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.

3. Упражнения для губ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти непо- движны. Зубы разомкнуты на ширину полутора паль- цев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.

б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.

в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].

г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.

4. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва- ренье». Цель: подъем кончика языка кверху.

б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».

в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].

г) «Качели».

д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.

е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. По подражанию:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Полу- чается «ал-ал-ла-ла».

2. От опорного звука:

а) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас- пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а-ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.

б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».

в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г) При сильном оскале положить широкий рас- пластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж- зубном положении, затем переводится в зазубное.

3. Механический способ:

Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫЗамена [л] на [j]

Подготовительные упражнения

а) различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ- ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.

б) беззвучно пощелкать языком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].

б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.

Замена [л] на [у]

Подготовительные упражнения

а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба- ми, тянуть [л] — «Пароход».

б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.

Замена [л] звуком [в]

Подготовительные упражнения

а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.

б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель- ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де- лает логопед, потом сам ребенок).

в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пя- ти, зубы обнажены.

Замена звука [л] звуком [г]

Подготовительные упражнения

а) Покусать кончик языка.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».

в) Выполнить чередование упражнений: «Моло- ток» — «Вкусное варенье».

При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.

 

ЗВУК [р]

Артикуляция звука [р]

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звука [р]:

РОТАЦИЗМЫ

Отсутствие звука.

Горловое (велярное или увулярное).

Боковое (слышится [рл']).

Носовое (слышится [нг]).

Одноударное.

Мягкое произношение ([р—р']).

ПАРАРОТАЦИЗМЫ

Звук [р] заменяется на:

[л]

Ш

[Д]

[в]

[г]

[ы]

Подготовительные упражнения 1.Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу- зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.

в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж- ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.

2. Упражнение для губ:

а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.

3. Упражнение для языка:

а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа- ми, покусать зубами.

в) «Вкусное варенье». Широким языком облизы- вать верхнюю губу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: