Толкование – это деятельность по уяснению или разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для её правильного применения.
Толкование – особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли (выявление общего содержания, назначения нормы, конкретных обстоятельств правоприменения, целей принятия акта, его взаимосвязей с иными актами; достигается точное единообразное понимание НПА).
Объект толкования – право (смысл, вложенный в правовую норму нормотворческим органом).
Предмет толкования – историческая воля законодателя, выраженная в нормативном акте (предмет толкования ↔ время принятия акта; правотворчество ↔ разъяснение права).
Способ толкования – это совокупность однородных мыслительных приёмов, средств, используемых для установления содержания норм права.
Толкование (условие правоприменения, смысл нормы) ↔ Правоприменение.
Социальные условия (политика, экономика) → Толкование (социальная обусловленность).
Абстрактный характер норм → Конкретная ситуация.
Предпосылки к толкованию:
1. Недостатки законодательной техники.
2. Пробелы в праве.
3. Несовершенство законодательства.
4. Неадекватность правового регулирования общественным отношениям.
Допускается установление государственной монополии на толкование (Юстиниан, Пий IV).
Толкование:
1. Толкование-уяснение (процесс получения полного и исчерпывающего представления о норме права, процесс индивидуального познания подлежащих применению правовых норм; осуществляется при реализации права или в процессе правоприменительной деятельности лицом, непосредственно принимающим решение).
2. Толкование-разъяснение (совокупность выработанных уполномоченными государственными органами, общественными организациями, гражданами рекомендаций, пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона, его норм; характерна внешняя направленность; применяется при неясности толкования-уяснения).
Виды толкования:
I. Толкование по субъектам:
a. Официальное толкование (осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями; облекается в специальную юридическую форму; имеет обязательный характер, юридическую силу). Цель толкования: обеспечение единообразного понимания содержания норм права, достижение одинакового применения:
i. Аутентичное толкование – разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который издал данную норму (осуществляется органами, издающими НПА; даётся в законодательном порядке; акт толкования издаётся с целью разъяснения существующих норм права; юридическая сила акта аутентичного толкования = юридическая сила НПА; носит обязательный характер).
ii. Легальное толкование (производится иными государственными органами в рамках предоставленных им полномочий разового или постоянного характера; имеют обязательную силу только для лиц и объединений, подпадающих под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование).
iii. Нормативное толкование (даётся безотносительно к конкретному случаю, практически в виде новой нормы; результат толкования ↔ норма права; интерпретационный акт ↔ нормативный акт).
iv. Казуальное толкование (толкование применительно к конкретному случаю, обстоятельствам конкретного дела; содержится в правоприменительных актах контрольного или надзорного характера):
1. Судебное толкование.
2. Административное толкование.
b. Неофициальное толкование (осуществляется негосударственными органами и организациями, научными, учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами; выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций; не имеет обязательного характера; не влечёт юридических последствий; может носить нормативный и казуальный характер). Моральная сила толкования основывается на профессиональном авторитете толкователя. Неофициальное толкование:
i. Обыденное толкование (осуществляется гражданами в повседневной жизни, в быту).
ii. Профессионально (компетентное) толкование (осуществляется специалистами в области государства и права в процессе их повседневной деятельности).
iii. Доктринальное (научное) толкование (выражается в подготовленных учёными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях; юридическая сила толкования может различаться).
II. Толкование по способу:
a. Грамматическое (текстовое) толкование (грамматический, лексический, синтаксический анализ текста нормы, статьи НПА с обращением внимания на структуру текста, расстановку знаков препинания, смысловое значение общеупотребительных терминов и слов, технических приёмов, заимствованных из различных отраслей знания и юриспруденции; при анализе иностранных и устаревших актов анализируется первоначальное значение термина; действует «золотое правило толкования»).
b. Систематическое толкование (использование системного подхода при анализе различных норм права, отдельных статей, законов; внимание сосредоточивается на уяснении сущности, содержания нормы права путём сопоставления её с ранее принятыми нормами, установления места и роли в системе норм определения характера многосторонних связей с нормами; общая часть НПА ↔ особенная часть НПА; общие нормы ↔ специальные нормы). Уяснение смысла правовой нормы с учётом её места в системе права, отрасли права, правовом институте (в основе – системность права). Метод эффективен при устранении пробелов, коллизий в законодательстве, выявлении устаревших правовых норм (ФУС).
c. Историко-политическое толкование (выяснение социально-политической ситуации принятия нормы; установление социально-политических мотивов издания; определение основных целей и намерений законодателя). Законодатель и правоприменитель выясняют вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы с предшествующими в сфере общественных отношений нормами.
d. Телеологическое толкование (установление цели нормы и использование этого знания для уяснения её смысла).
e. Функциональное толкование.
f. Логическое (реальное) толкование (выяснение логического смысла правовых предписаний в случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи, акта невозможно определить путём систематического или грамматического толкования). Предполагается выполненная работа грамматического толкования (мысль закона выясняется на основании выяснения значения слов данного или иных законов):
i. Толкование от противного.
ii. Доведение до абсурда.
g. Специально-юридическое толкование (исследуются технико-юридические средства и приёмы изложения правовых норм, уясняется содержание специальных терминов, юридических конструкций).
III. Толкование по объёму (сопоставляется действительный и буквальный смысл нормы права):
a. Буквальное (адекватное) толкование (смысл и содержание нормы совпадают с текстовым выражением и оформлением, смысл усваивается буквально; дух закона = буква закона). Метод свидетельствует о чёткости воли законодателя.
b. Ограничительное толкование (текстовое выражение, оформление нормы права, её словесная формулировка шире её логического смысла и содержания).
c. Расширительное, распространительное толкование (буква закона уже логического смысла; действительный смысл правовой нормы оказывается шире, чем её текстуальное выражение).
Принципы толкования по объёму:
1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки, чётко определённые в самом нормативном акте (норма права толкуется буквально). Пример: «ночное время» по УПК РФ.
2. Ограничительное или расширительное толкование возможно только тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и её текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать (в том числе в области понятий).
3. Ограничительное или расширительное толкование может вытекать из систематического способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы (специальная нормы права отменяет в части своего действия общую норму).
4. В отдельных случаях в законодательстве прямо указано на возможность ограничительного или расширительного толкования норм права. Пример: обстоятельства, смягчающие наказания по УК РФ.
5. Расширительное толкование выходит за букву отдельной правовой нормы, но не за её смысл.
Подходы к толкованию:
1. Статический (устанавливается действительный смысл нормы права без изменений и искажений; применяется адекватное, ограничительное, расширительное толкование).
2. Динамический (максимальное приближение нормы права к жизни).
Акты толкования права.
Правовые акты РФ:
1. Нормативные акты, включая договоры нормативного содержания.
2. Правоприменительные акты.
3. Правотолкующие (интерпретационные) акты.
4. Прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).
Особенности актов толкования:
1. Не содержат в себе общих правил поведения, не относятся к числу нормативных актов.
2. Не являются источником и формой права.
3. Адресуются к должностным лицам.
4. Носят подзаконный, но обязательный характер.
5. По форме могут облекаться в те же акты, что и нормативные акты.
6. Цель – толкование, а не создание права.
Правотолкующая деятельность ↔ Правотворческая деятельность.
Виды актов толкования:
I. По форме выражения:
a. Устные.
b. Письменные.
II. По отраслям права.
III. По юридической природе:
a. Нормативные.
b. Казуальные.
c. Аутентичные.
d. Делегированные.
IV. По субъектам.