Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева




В литературном движении 10—20-Х годов XIX века важ­ное место занимает творчество поэтов-декабристов — Рылее­ва, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена бли­жайших преемников Радищева.

Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабри­стов был Кондратий Федорович Рылеев.

В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек привлекли к следствию. Сто двадцать один из них был признан виновным и отправлен в каторжные работы, в крепости, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ. Пять из них, в том числе и Рылеев, были казнены.

Насильственно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы мо­жем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творче­стве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадол-


го до восстания декабристов Рылеевым было написано не­большое, но очень сильное стихотворение "Гражданин". В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто "с хладнокровием бросает хлад­ный взор на бедствия страдающей отчизны". Развивая свою мысль, поэт говорит:

Онираскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги.

Такие политические стихи, как "Видение", "Гражданское ' мужество", "Я ль буду в роковое время...", поэмы "Войнаров-ский", "Наливайко", думы, агитационные песни, выводят Ры­леева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века.

Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: "Ты скажи, говори...", "Ах, тошно мне...", "Уж как на небе две радуги...", "Как идет куз­нец да из кузницы..." и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, ба­рами и чиновниками:

Ах, тошно мне И в родной стороне; Все в неволе, В тяжкой доле, Видно, век вековать.

Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа "без стыда", еще тяжелее народу от царских поборов:

Нас поборами царь Иссушил, как сухарь, -То дороги, То налоги Разорили нас вконец.


Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:

А что силой отнято Силой выручим мы то.

Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл "Думы", который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремил­ся достигнуть: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями па­мяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине..."

Центральное место в думах занимают образы борцов за не­зависимость родины и свободу народа, борцов против деспотиз­ма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Суса­нина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыд­ного неправосудья". Не возникает сомнения, что мысли, кото­рые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих - железной грудью", - все это были убеждения самого Рылеева.

Свой идеал поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин".

Следует заметить, что установка на поучение, на воспита­ние положительным примером помешала исторически вер­ному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствова­ла о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.


Особое место в цикле занимает "Иван Сусанин", единствен­ная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу "Иван Сусанин" высоко ценил Пушкин. Глин­ка создал оперу "Иван Сусанин".

Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака", которая стала народной песней ("Ревела буря, гром гремел").

В 1823 г. создается поэма "Войнаровский", отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылее­ва. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста кото­рого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пуш­кин: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его "Дум", — писал он, — слог его возмужал и становится истин­но-повествовательным, чего у нас почти еще нет".

Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму "Наливай-ко", посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохра­нившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, уча­стия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.

Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край:

Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков?


Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть Равно тиранов и рабов.

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает Наутеснителя народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, Я это чувствую, я знаю,

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Де­кабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на "будущий жребий" поэта, и Рылеев согласился с ним. "Верь мне, -сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходи­мости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы Рос­сии". Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах - это деятельность борца за освобождение собствен­ной страны.

На стихах Рылеева воспитывались последующие поколе­ния борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, "доблестным заветом и путеводною звездою".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: