Группа стран с переходной экономикой




 

К группе стран с переходной экономикой относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно - командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 17—18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%), Китай — около 12%. Все они делятся западными экспертами на три группы в зависимости от того, насколько успешно проводятся реформы: 1 - страны, которые начинают "выныривать" из острого кризиса (к ним относятся Венгрия. Польша, Чехия, Словакия, Болгария); 2 - страны, которые еще находятся в водовороте событий (к ним относятся Россия и большинство республик, входивших в СССР, а также Румыния и Албания); 3 - страны, которые еще не начали строить рыночные отношения отказавшись от командно - административной системы управления экономики. Это группу стран еще называют "заблудившимися" К ним относят страны, образовавшиеся на обломках Югославии, бывшие республики Закавказья, Таджикистан, Узбекистан и Украину.

В первую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать во вторую подгруппу. В нее можно выделить большинство бывших советских республик, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения приводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных республик. В третью (отдельную) подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается. Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к началу ХХI века остались только две страны: Куба и Северная Корея. Существует и такая классификация "самых-самых" в Восточной Европе: самая передовая - Венгрия; самая смелая - Польша; самая богатая - Чехия; самая задолжавшая - Болгария; самая отсталая - Албания; самая стабильная - Литва; самая взрывоопасная - Россия.


Заключение

 

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Мировое хозяйство - это глобальный целостный, но вместе с тем и противоречивый экономический организм, в котором сложилась взаимосвязь всех стран и народов планеты. Для него характерна интернационализация производительных сил и создание многообразной системы международных экономических отношений. Следует иметь в виду, что современная научная и учебная (специальная) литература не содержит единого толкования понятий мировой экономики, мирового хозяйства. Классификация стран современного мирового хозяйства производится на основе различных критериев. С позиций степени развитости рыночного хозяйства выделяют страны:

- с развитой рыночной экономикой;

- с развивающейся рыночной экономикой;

- с переходной экономикой.

С позиций уровня развития производительных сил:

- доиндустриальние (аграрные);

- индустриальные;

- постиндустриальные (созданные на основе новейших достижений

науки и техники).

Место и роль каждой страны в мировом хозяйстве, ее воздействие на экономику других стран и, наоборот, степень влияния мирового хозяйства на экономическое и политическое положение данной страны определяются размером экономического потенциала и уровнем экономического развития каждой страны. Итак, определить роль отдельных стран в международной экономике можно только на основе нескольких ключевых показателей их экономического развития, объединенных некоторой взаимозависимостью. Неизбежна проблема выбора этих показателей. Относительная доля отдельных стран может быть определена только на основе набора экономических показателей с поправкой на экспертную оценку относительного политического влияния каждой из них на международную экономику. Мировое хозяйство на рубеже ХХI века – глобальное по своим масштабам; оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностей международного разделения труда.[10] Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.


Список использованной литературы

 

1. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 208 с.

2. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т.-Калининград, 2000. - 124с.

3. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. – 515с.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для сту-ов вузов. / В.К. Ломакин. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007 –671с.

5. Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. -153с.

6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред.д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. Наук, проф. М.Н. Осьмовой, -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 – 480с.

7. Мировая экономика: Краткий курс лекции. / В.П. Воронин, Г.В. Кантакова, И.М. Подмолодина; Под ред. В.П. Воронина.-2-е изд.доп. –М.: Юрайт-Издат, 2003.-204с.

8. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007- 510с

9. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под. ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной.- М.:Логос, 2000 -248с.

10. Мировая экономика. Конспект лекций. В помощь студенту. / Под ред. С.А. Яблоковой - М.: Приор-издат, 2007 г. -160с

11. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999.- 160 с.


[1] Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. –С7

[2]Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999.- С6

[3] Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. –С7

[4] Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. –С14

[5] Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. –С15

[6] Там же

[7] Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - С13

[8] Маслов Д.Г. Мировая экономика: Конспект лекций.. – Пенза: 2004. –С16

[9] Там же

[10]Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - С18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: