Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации учащихся подросткового возраста (Кустикова Ю.А.)




Пояснительная записка

Программа была разработана и реализована исходя из потребностей образовательной организации и запроса классного руководителя 8 класса.

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов.

Целью данной программы является повышение учебной мотивации старшеклассников.

Задачи программы:

Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.

Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем

Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Программа разработана для детей от 12 до 17 лет. Длительность одного занятия- 40 минут.

Занятия проводятся в течение учебного года, один- два раза в неделю. Группа была сформирована согласно запросам классного руководителя.

Тематическое планирование

1. Выявление начального уровня школьной мотивации и школьной тревожности (Тест школьной тревожности Филлипса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников)

2. Установление правил. Создание рабочей атмосферы. Знакомство с участниками группы и правилами поведения в тренинговой группе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность.

3. Кто Я? Закрепление активного тренингового стиля общения, способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих.

4. Наши учителя. Снижение уровня тревожности, формирование положительного образа учителей.

5. Школьные предметы. Снижение уровня тревожности, повышение информированности о важности каждого предмета.

6. Психологическая аптечка. Поиск внутренних ресурсов для стабилизации состояния в стрессовых ситуациях, развитие навыков группового взаимодействия.

7. Цель обучения в школе. Актуализация представлений о целях обучения в школе, осознание целей обучения в школе и условий, необходимых для достижения данной цели.

8. Как достичь цели. Формирование навыка постановки цели; отработка навыков преодоление препятствий на пути к достижению целей.

9. Мое время. Развитие умения анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

10. Жизнь по собственному выбору. Развитие умения анализировать свои личностные качества, формирование чувства ответственности за собственные действия, проактивного поведения.

11. Перед дальней дорогой. Помощь в определении личностных ценностей, раскрытие сильных сторон личности, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, актуализация личностных ресурсов.

12. Итоговая диагностика уровня учебной мотивации.

Занятие 1. Первичная диагностика

Цель- выявление начального уровня школьной тревожности и мотивации учения.

Для диагностики используются тест школьной тревожности Филлипса и методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников).

Занятие 2. Установление правил, создание рабочей атмосферы

Цель - знакомство с участниками группы и правилами поведения в тренинговой группе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность).

Ход занятия:

1. Вводное слово. Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.

2. Упражнение «Снежный ком» (цель - знакомство, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами).

Участники стоят в кругу, и каждый называет свое имя (первый называет свое имя, следующий – имя предыдущего участника и только потом свое «тебя зовут Аня, а меня – Олег» и т.д.). Если имя соседа забылось, нужно вежливо попросить повторить. В завершении задания выясняется, кто «самый памятливый» желающие могут попытаться назвать по имени всех присутствующих.

Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных «звездочках» (имя и то, что ее автор больше всего любит). По окончании работ визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего прикрепляются на одежду.

3. Игра «Путаница» (цель - развитие сплоченности группы через физический контакт).

Все участники располагаются в кругу. По команде они поднимают вверх левую руку и находят руку другого участника, затем – правую. Важно, чтобы каждый участник держал за руки двух разных ребят. Когда «путаница запуталась», нужно распутаться – не разнимая рук, встать в круг (в итоге некоторые участники могут оказаться лицом в кругу, некоторые – из круга). Важнейшее правило – ни в коем случае не расцеплять рук. Если появится ребенок, у которого очевидные трудности, связанные с необходимостью телесного контакта, он может стать «соведущим» упражнения.

4. Установление правил группы (регламентирование работы на основе добровольно принятых правил).

5. Рефлексия результатов занятия. Обсуждение итогов: круг «Новое и важное для меня».

ЗАНЯТИЕ 3. Кто Я?

Цель – закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих).

Необходимые материалы: бумага для записей, ручки или карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. Продолжение знакомства.

Дети группы сидят в кругу.

- Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали.

3. Кто Я?

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто Я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

- повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

- о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

- насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

- отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

- совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

- из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.

4. Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна).

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение – что за отвратительный синий цвет. такой синий цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так, что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом деле, я – все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям…»

Обсуждение…

5. Ласковое слово.

Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется, и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

6. Приятно сказать…

- Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три… Теперь соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.

7. Рефлексия результатов занятия. Обсуждение итогов: круг «Новое и важное для меня».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: