Национал-социализм и фашизм




 

Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу». А также – это «чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы»[29].

Наряду с этим – нейтральным – словоупотреблением весьма широко распространено иное, нормативно нагруженное использование термина «национализм». Согласно многим немецким авторам, национализм представляет собой преувеличенное, гипертрофированное проявление национальных чувств, а националистические чувства суть, гипертрофированная форма национальных чувств. Равным образом в российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь В. Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости»[30].

Выражения «американский национализм», «югославский национализм», «индийский национализм», «татарский национализм» и так далее, красноречиво свидетельствуют о том, что в слово национализм вкладывается различное содержание. Между тем среди политических движений, называемых националистическими, существует немало и гуманистических. Например, индийский национализм – М. Ганди и его последователи. Кроме того, к числу политических практик и идеологий, относимых к национализму, принадлежат государственный протекционизм в экономической и культурной сфере, воздействие которого далеко не всегда негативно. Например, «экономический национализм» Японии и Южной Кореи, вплоть до недавнего времени противившихся открытию собственных финансовых рынков и методично проводивших мероприятия по поддержке национального производителя, а также «культурный национализм» Франции, вкладывающей огромные средства в развитие французской культуры и защиту французского языка[31].

Национализм тесно связан с обобществлением усилий по интеграции или дезинтеграции государств в мировом сообществе. Однако этим функции национализма не исчерпываются. Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности на основе общей истории, языка или культуры. Национализм обладает вполне определённой структурой. Элементами данной структуры является представление о нации как об органическом сообществе, вера в антропологическую естественность национальной принадлежности индивидов, приоритет принципа нации как морального критерия, а также выделение данного принципа в качестве единственного источника власти и авторитета[32].

Национализм, понимаемый в качестве особого политического дискурса, обнаруживает целый ряд принципиальных отличий от других, в частности, от либерального, консервативного и социалистического толка. Либеральный, социалистический и консервативный дискурсы находятся в весьма сложных отношениях с национализмом. Они выступают как его конкурентами, оппонентами и врагами, так и его союзниками.

Фашизм, как крайняя форма национализма, представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических, наиболее империалистических, наиболее реакционных элементов финансового капитала, именно финансового капитала, где сам народ лишь инструмент в борьбе за сверхприбыли. В период с 1922 по 1945 гг. к власти пришли фашистские партии и движения: в Италии – возглавляемая Б. Муссолини Национальная фашистская партия, в Германии – Национал-социалистическая рабочая партия, или нацистская партия, руководимая А. Гитлером, представлявшая его национал-социалистическое движение[33].

Особенностью периода после Второй Мировой Войны стало возникновение течений, которые попытались соединить фашистские идеи и ценности с некоторыми элементами из традиционных идеологий. Эта тенденция получила название «новой правой». В настоящее время внутреннюю государственную политику, схожую, по мнению многих специалистов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся нацистские парады, парады СС, награждаются ветераны СС, устанавливают памятники фашистам, и сносятся памятники советским солдатам-освободителям.


Заключение

 

Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения путём пропаганды самой себя. Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная. Эта сторона идеологии представлена появлением СМИ (средство массовой информации), начавшими своё распространение с середины XIX века. Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире, а различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем[34].

Но на деле любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется

б) разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу[35].

Идеологии разнообразны по степени популярности среди людей, по размерам, по содержанию. Основными считаются: либерализм, консерватизм, социализм и национал-социализм. Идеологическая функция является одной из важнейших функций государства, где объектом её воздействия выступает правовое сознание гражданина и другие формы общественного сознания. Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации материальных, финансовых и людских ресурсов для использования их в социально-значимых целях.

Идеология выступает составной частью культуры, задавая модели восприятия и интерпретации реальности, а затем и формируя определённое поведение населения, выражающееся уже в конкретные действия. Специфичность идеологии заключается, прежде всего, в том, что она:

а) в большинстве случаев всегда связана с асимметричными отношениями к власти,

б) выполняет ряд важных социальных функций, без которых общество не может существовать (ориентации, интеграции, мобилизации, социализации и др.),

в) в отличие от науки допускает эмоциональные оценки, подменяя ими строгие доказательства,

г) превращается в научную теорию, но опирается не только на научные факты и процедуры, а на лексические приёмы, маскирующие за убедительностью подачи материала его недостаточную научную обоснованность,

д) объясняет в терминах «толпы» ситуацию, которая не рационализирована, но воспринимается как беспокоящая или угрожающая, то есть предлагает в упрощённом виде способы рационализации таких ситуаций в символической форме.

Идеология является системным образованием, включающим в качестве подсистем такие виды идеологий как общественная, национальная, государственная, нравственная, политическая, правовая и другие. Она должна быть светской, основанной на достижениях современной науки[36].

Идеологическая и политическая картина российского общества в данный момент довольно пестрая. Судя по наличию политических партий и движений, можно сказать, что в нашем обществе сегодня соседствуют различные идеологические воззрения – это и марксистско-ленинские, и неоконсервативные, и либеральные, и националистические. Поэтому для создания идеологии выбор достаточно широк. Однако в современном российском обществе слышны призывы к деидеологизации. Упомянутый американский социолог Д. Белл писал, что любая идеология обречена, она сама себя разрушает, в каком-то смысле дает ложную жизнь обществу. Другими словами, объясняется необязательность идеологии в государстве, якобы государство способно функционировать и развиваться без общей идеи. Вряд ли таким образом можно ставить вопрос. Речь идет скорее о создании такой идеологии, ценности которой не подавляли бы человека, его права и свободу, а наоборот, помогали ему ими пользоваться.

Призывы к всеобщему отказу от идеологии несостоятельны. Жизнь идеологических доктрин в современном мире отнюдь не прекращается, а продолжается. История ещё не знает ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями. Ведь понимание таких общечеловеческих ценностей, как свобода демократии, в различных уголках мира сегодня неоднозначно. Сегодня мы имеем возможность говорить о различных типах демократии. Это лишь подтверждает сложность механизмов регулирования социальными, политическими, правовыми и другими процессами.

В современных условиях для успешного развития России необходима единая общественная идеология, которая была бы признана большинством населения, а также и государством, исходить из интересов, потребностей и социальных запросов народа, учитывать исторический опыт нашего государства, используя идеи патриотизма и став тем самым стержнем нашего многонационального государства.


Литература

 

1. Лисичкин, Владимир Александрович. Война после войны: информационная оккупация продолжается – психологические войны – идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. – Москва: Эксмо: Алгоритм, 2005. – 411c.

2. Дербишайр, Дж. Денис. Политические системы мира: [cправ.: пер. с англ.] / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. – М.: Рипол Классик, 2004. – 495с.

3. Хайек, Фридрих Август. Дорога к рабству. Социалистическая идеология – Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер. с англ. Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков]. – М.: Фонд «Либер. Миссия»: Новое изд-во, 2005. - 262с.

4. Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности – мораль – идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Философия» / П.В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. – Москва: Проспект, 2005. – 253c.

5. Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Политология: основной курс: учебник для студентов вузов / К. С. Гаджиев. – Москва: Высшее образование, 2005. – 460с.

6. Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Введение в геополитику: учебник / К. С. Гаджиев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 429с.

7. Малахов, Владимир Сергеевич. Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В.С. Малахов: Нац. фонд подгот. кадров, Моск. школа социал. и экон. наук. – Москва: Университет Книжный дом, 2005. – 315с.

8. Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. - 560с.

9. Политология: краткая хрестоматия / [сост. Б. А. Исаев]. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 218с.

10. Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Идеология и мать её наука: монография / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2002. – 253с

11. Саркисянц, Мануэль. Английские корни немецкого фашизма: от Брит. к Австро-Баварской «расе господ»: курс лекций, прочит. в Гейдельберг. ун-те / Мануэль Саркисянц; [пер. с нем. М. Ю. Некрасова]. – СПб.: Академический проект, 2003. - 398с.

12. https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дискурс


[1] Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дискурс

[3] Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К. С. Гаджиев. - Москва: Высшее образование, 2005. - 460с.

[4] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[5] Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560с.

[6] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[7] Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c.

[8] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[9] Хайек, Фридрих Август. Дорога к рабству. Социалистическая идеология - Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер. с англ. Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков]. - М.: Фонд "Либер. миссия": Новое изд-во, 2005. - 262с.

[10] Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Введение в геополитику: учебник/ К. С. Гаджиев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 429с.

[11] Лисичкин, Владимир Александрович. Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. - Москва: Эксмо: Алгоритм, 2005. - 411c.

[12] Дербишайр, Дж. Денис. Политические системы мира: [cправ.: пер. с англ.] / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. - М.: Рипол Классик, 2004. - 495 с.

[13] Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Идеология и мать её наука: монография / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2002. - 253с

[14] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[15] Алексеев, Петр Васильевич. Социальная философия ценности - мораль - идеология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Философия" / П.В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак.. - Москва: Проспект, 2005. - 253c.

[16] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[17] Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560с.

[18] Политология: краткая хрестоматия / [сост. Б. А. Исаев]. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 218с.

[19] Лисичкин, Владимир Александрович. Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. - Москва: Эксмо: Алгоритм, 2005. - 411c.

[20] Политология: краткая хрестоматия / [сост. Б. А. Исаев]. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 218с.

[21] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[22] Дербишайр, Дж. Денис. Политические системы мира: [cправ.: пер. с англ.] / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. - М.: Рипол Классик, 2004. - 495 с.

[23] https://ru.wikipedia.org/wiki/

[24] Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Политология: основной курс: учебник для студентов вузов/ К. С. Гаджиев. - Москва: Высшее образование, 2005. - 460с.

[25] Политология: краткая хрестоматия / [сост. Б. А. Исаев]. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 218с.

[26] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[27] Хайек, Фридрих Август. Дорога к рабству. Социалистическая идеология - Критика / Фридрих Август фон Хайек; [пер. с англ. Михаил Гнедовский, Игорь Пильщиков]. - М.: Фонд "Либер. миссия": Новое изд-во, 2005. - 262с.

[28] Гаджиев, Камалудин Серажудинович. Введение в геополитику: учебник/ К. С. Гаджиев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 429с.

[29] Малахов, Владимир Сергеевич. Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В.С. Малахов; Нац. фонд подгот. кадров, Моск. школа социал. и экон. наук. - Москва: Университет Книжный дом, 2005. - 315с.

[30] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[31] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[32] Малахов, Владимир Сергеевич. Национализм как политическая идеология: национализм - теории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В.С. Малахов; Нац. фонд подгот. кадров, Моск. школа социал. и экон. наук. - Москва: Университет Книжный дом, 2005. - 315с.

[33]

[34] Лисичкин, Владимир Александрович. Война после войны: информационная оккупация продолжается - психологические войны - идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. - Москва: Эксмо: Алгоритм, 2005. - 411c.

[35] https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59357 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 13. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок.

[36] Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Идеология и мать её наука: монография / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2002. - 253с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: