Четвертый удел Богородицы




ПРЕПОДОБНАЯ МАРФА ДИВЕЕВСКАЯ (МИЛЮКОВА)

День памяти - 3 сентября (по нов. ст.).

Известно о Марфе немногое. В возрасте 13 лет она пришла к Серафиму Саровскому и помогала преподобному обустраивать Дивеевскую девичью общину. Преподобный сразу увидел в юной отроковице сосуд благодати Божией и впоследствии очень почитал ее.

До своей ранней кончины она успела пробыть в Дивеево только шесть лет, умерла Марфа 21 августа (3 сентября по новому стилю) 1829 года, ей было всего 19 лет. Перед кончиной она приняла схимнический постриг. По свидетельству современников, Марфа была высокой и красивой девушкой, у нее были белое и свежее лицо, голубые глаза и светло-русые волосы и брови. Серафим Саровский, обладая даром предвидения, знал о том, что Марфе суждено рано отойти в мир иной. Преподобный очень переживал о ее кончине и повелел похоронить Марфу в дубовом гробу, который сделал своими руками. Предвидел он и то, что со временем за свое благочестие и угождение Господу Марфа удостоится нетления. Почитание Марфы началось еще по наставлениям Серафима Саровского. Обретение же мощей преподобной состоялось в 2000 году. В 2004 году Марфа вместе с двумя другими дивеевскими подвижницами была причислена к лику святых.

Четвертый удел Богородицы

Дивеевский женский монастырь – особое место для православных. Считается, что это – один из четырех земных уделов Пресвятой Богородицы, после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры. Покровитель этой обители преподобный Серафим Саровский считал эти земли святыми и говорил, что в конце времен всего четыре церкви будут взяты на небо целиком, включая Казанскую церковь в Дивееве.

Саровская пустынь издавна считалась одним из духовных центров Руси. С середины XVII века в этих местах селились монахи и рассказывали о необыкновенных чудесах: сиянии, колокольном звоне, доносившемся из-под земли. В самом конце XIX века в селе Дивеево, что недалеко от Сарова, появится женская обитель. Впоследствии это место назовут «академией монашества», однако, в самом Дивеево так было не всегда. Село в те времена вряд ли можно было назвать подходящим для жизни монахинь. В этих местах работали шахты и заводы по обработке руды. Село было оживленным, постоянный шум от большого числа рабочих придавал местности особый характер, мужики часто выпивали после работы и дрались. В видениях Серафиму Саровскому явилась Богоматерь и попросила заботиться о женской обители: преподобный Серафим в то время

-------------------------------------------------------------- ПРП. МАРФА ДИВЕЕВСКАЯ-------------------------------------------------- 2

монашествовал, но жил вдали от людей в небольшой лесной избушке, с посетителями общался мало, а лиц женского пола старался вообще не принимать. Но, подчинившись воле Богородицы, Серафим вышел из затвора и открыл двери своей кельи для всех входящих.

«Я укажу тебе другое место»

Во всех делах, касающихся обители, Серафим Саровский полагался на Божий промысел. В Дивеево на тот момент существовала одна женская община: Казанская, где, в основном, были вдовствующие монахини. Серафим хлопотал о смягчении монашеского устава обители: даже ему этот устав казался слишком жестким, однако начальница общины Ксения не соглашалась. Число сестер в общине росло, и требовалось увеличить владения; к тому же Серафим Саровский считал, что девиц, приходивших в обитель, не следует селить вместе с вдовами. В 1825 году отцу Серафиму в лесной чаще явилась Богородица в сопровождении двух апостолов и, ударив жезлом по земле так, что из нее забил источник, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи – монахини Александры? Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою. А в память обетования, ей данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, которых именно взять, а место указала на востоке, на задах села Дивеево, против алтаря церкви Казанского явления Своего.

Спустя две недели к Серафиму придут девочки: две любимые им дивеевские сестры Прасковья Семеновна и отроковица Мария Семеновна. Он сразу узнал в них тех самых сестер, о которых сказала ему Богоматерь. Серафим отвел их в дальнюю келью, подал девочкам восковые свечи, а сам встал на молитву. Так они и стояли больше часа с зажженными свечами, а преподобный Серафим молился, стоя посередине. Чуть позже для второй обители, созданной для девиц, была построена мельница – с тем, чтобы обитель сама могла себя содержать. Ее так и назвали: Мельничной обителью. Позже Прасковья Семеновна была назначена первой старшей этой Дивеевской обители, а Мария Семеновна, впоследствии Марфа, стала начальницей над всеми дивеевскими сиротами в обители Божией Матери. Сам Серафим Саровский говорил об этом так: «У Господа 12 апостолов, у Царицы Небесной 12 дев, так и вас 12 у меня. Как Господь избрал Екатерину мученицу Себе в невесты, так и я из 12 дев избрал себе в невесты в будущем – Марию. И там она над вами будет старшей!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: