1. Религиозно-мифологические представления в истории Индии.
2. Социально-политическая структура
Слайд 2. Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами.
Индия это особый, великий и разнообразный мир.
На севере, где протекали огромные реки Инд и Ганг, могло развиваться оросительное земледелие.
И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации.
Первые поселения земледельцев возникли в III тыс. до н.э. в районе долины Инда.
В I тыс. до н.э. были освоены территории в районе Ганга.
В III тыс. до н.э. в долине реки Инд возникает индская (харапская) цивилизация.
Слайд 3. Религиозно-мифологические представления в истории Индии.
Исторические особенности Индии:
• Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, к-е сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до н.э. До этого же вся накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение;
Слайд 4.
• На протяжении тысячелетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами.
Индия была перекрестком зарождения религий, с помощью каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам.
Слайд 5.
В III тыс. до н.э. в долине реки Инд возникает индская (харапская) цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть населения занималась поливным земледелием, велась торговля с Мессопотамией. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро.
Слайд 6.
Существовала хараппская цивилизация сравнительно недолго – она погибла на рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические условия, эпидемии, нашествия кочевых племен и др.
Слайд 7.
Новая цивилизация на территории Индии появилась несколько веков спустя в долине другой великой индийской реки – Ганга. Сюда в начале I тыс. до н.э. из более северных районов пришли индоарийские племена. Они начали заниматься рисоводством, у них возникли патриархальное рабство, города, первые государства.
Религия арийцев представляла собой политеизм (многобожие).
Слайд 8.
Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период, по названию древнейших религиозных текстов – вед, («веда» означает знание).
Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа – книга гимнов; Самаведа и Яджурведа – сборники молитвенных заклинаний и обрядов и самая поздняя из них Атхарваведа является книгой песнопений и магических заклинаний.
В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.
Слайд 9.
Около начала I тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмы).
Четырьмя кастами, или варнами (по-санскритски - литературный язык Древней Индии - это означает цвет), были:
• Брахманы (жрецы);
• Кшатрии (воины и князья);
• Вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы);
• Шудры (слуги).
Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии
С новым богом Брахмой стали связывать кастовое устройство. Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы:
• Из уст его появились брахманы;
• Из рук - кшатрии;
• Из бедер – вайшьи;
• Из ступней – шудры.
Слайд 10.
• Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива, Вишну.
Именно в брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма.
• Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает. А переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души – реинкарнация.
Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил.
Нарушая же правила, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное.
Непрерывное колесо превращений называется сансарой
Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (это сложное понятие чаще всего переводится как судьба).
Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни.
Слайд 11.
На рубеже VI-V вв. в Индии распространяется новая религия буддизм.
В основе его лежат «4 благородные истины», сформулированные основателем учения – принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой):
Вся жизнь – страдание; человек рождается в страданиях, живет – страдая, умирает, также страдая;
Причина страданий заключается в желаниях человека;
Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;
Путь избавления от страданий – это путь Будды, путь самоуглубления.
Целью буддизма становится выход из сансары (перерождений).
Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны.
Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавление от страданий.
Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь.
Слайд 12.
В III в. до н.э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии.
Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии Ашока объявил буддизм государственной религией.
Еще б о льший подъем и более широкое распространение получил буддизм в I-II вв. н.э., распространившись по Индии, он начал проникать за ее пределы (в Китай и Японию).
Однако, буддизм в самой Индии не удержался. Исследователи видят причину в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых различий.
Слайд 13.
Выступая в качестве противоположности (антитезы) брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культуры благодаря учению об аватарах – воплощениях богов.
Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну.
В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру – учителя мудрости.
От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма.
Слайд 14.
В конце I тыс. н.э. на территории Индии начинает распространятся ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды.
В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия достаточно быстро сначала попала под власть Делийского султаната (XIII-начало XVI в.), а затем – династии Великих Моголов (1525-начало XVIII в.).
Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии:
- было образовано первое в эпоху средневековое централизованное индийское государство,
- ислам на севере Индии укрепился как государственная религия,
- возникло индийское мусульманское искусство.