Л-2. Цивилизация древней Индии




1. Религиозно-мифологические представления в истории Индии.

2. Социально-политическая структура

Слайд 2. Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами.

Индия это особый, великий и разнообразный мир.

На севере, где протекали огромные реки Инд и Ганг, могло развиваться оросительное земледелие.

И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации.

Первые поселения земледельцев возникли в III тыс. до н.э. в районе долины Инда.

В I тыс. до н.э. были освоены территории в районе Ганга.

В III тыс. до н.э. в долине реки Инд возникает индская (харапская) цивилизация.

Слайд 3. Религиозно-мифологические представления в истории Индии.

Исторические особенности Индии:

• Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, к-е сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до н.э. До этого же вся накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение;

Слайд 4.

• На протяжении тысячелетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами.

Индия была перекрестком зарождения религий, с помощью каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам.

Слайд 5.

В III тыс. до н.э. в долине реки Инд возникает индская (харапская) цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть населения занималась поливным земледелием, велась торговля с Мессопотамией. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро.

Слайд 6.

Существовала хараппская цивилизация сравнительно недолго – она погибла на рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические условия, эпидемии, нашествия кочевых племен и др.

Слайд 7.

Новая цивилизация на территории Индии появилась несколько веков спустя в долине другой великой индийской реки – Ганга. Сюда в начале I тыс. до н.э. из более северных районов пришли индоарийские племена. Они начали заниматься рисоводством, у них возникли патриархальное рабство, города, первые государства.

Религия арийцев представляла собой политеизм (многобожие).

Слайд 8.

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период, по названию древнейших религиозных текстов – вед, («веда» означает знание).

Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа – книга гимнов; Самаведа и Яджурведа – сборники молитвенных заклинаний и обрядов и самая поздняя из них Атхарваведа является книгой песнопений и магических заклинаний.

В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.

Слайд 9.

Около начала I тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмы).

Четырьмя кастами, или варнами (по-санскритски - литературный язык Древней Индии - это означает цвет), были:

• Брахманы (жрецы);

• Кшатрии (воины и князья);

• Вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы);

• Шудры (слуги).

Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии

С новым богом Брахмой стали связывать кастовое устройство. Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы:

Из уст его появились брахманы;

Из рук - кшатрии;

Из бедер – вайшьи;

Из ступней – шудры.

Слайд 10.

• Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива, Вишну.

Именно в брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма.

• Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает. А переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души – реинкарнация.

Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил.

Нарушая же правила, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное.

Непрерывное колесо превращений называется сансарой

Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (это сложное понятие чаще всего переводится как судьба).

Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни.

Слайд 11.

На рубеже VI-V вв. в Индии распространяется новая религия буддизм.

В основе его лежат «4 благородные истины», сформулированные основателем учения – принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой):

Вся жизнь – страдание; человек рождается в страданиях, живет – страдая, умирает, также страдая;

Причина страданий заключается в желаниях человека;

Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;

Путь избавления от страданий – это путь Будды, путь самоуглубления.

Целью буддизма становится выход из сансары (перерождений).

Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны.

Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавление от страданий.

Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь.

Слайд 12.

В III в. до н.э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии.

Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии Ашока объявил буддизм государственной религией.

Еще б о льший подъем и более широкое распространение получил буддизм в I-II вв. н.э., распространившись по Индии, он начал проникать за ее пределы (в Китай и Японию).

Однако, буддизм в самой Индии не удержался. Исследователи видят причину в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых различий.

Слайд 13.

Выступая в качестве противоположности (антитезы) брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культуры благодаря учению об аватарах – воплощениях богов.

Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну.

В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру – учителя мудрости.

От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма.

Слайд 14.

В конце I тыс. н.э. на территории Индии начинает распространятся ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды.

В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия достаточно быстро сначала попала под власть Делийского султаната (XIII-начало XVI в.), а затем – династии Великих Моголов (1525-начало XVIII в.).

Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии:

- было образовано первое в эпоху средневековое централизованное индийское государство,

- ислам на севере Индии укрепился как государственная религия,

- возникло индийское мусульманское искусство.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: