· Признаки заражения
К основным признакам заражения относится увеличение исходящего интернет-трафика — правило справедливое как для индивидуальных пользователей, так и для корпоративных сетей. Если при этом не ведётся активная интернет-деятельность (например, ночью), то это означает, что её ведёт кто-то еще. И, скорее всего, — в злоумышленных целях. Многочисленные рекламные «поп-апы» при посещении веб-сайтов могут сигнализировать о том, что в системе присутствует рекламная система (Adware).
Частые зависания и сбои в работе компьютера могут также быть вызваны фактом заражения. Однако во многих случаях причина сбоев не вирусная, а аппаратная или программная. Если же похожие симптомы проявляются сразу на нескольких (многих) компьютерах в сети, если при этом резко возрастает внутрисетевой трафик, то причина, скорее всего, кроется в распространении по сети очередного сетевого червя или троянской программы.
Косвенными признаками факта заражения могут являться также симптомы и не компьютерные. Например, счета за телефонные звонки или SMS-сообщения, которых на самом деле не было. Это может говорить о том, что на компьютере или в мобильном телефоне завёлся «телефонный троянец».
· Рекомендуемые действия
Возможно, что устарел набор антивирусных баз — необходимо скачать последние обновления и проверить компьютер. Если это не помогло, то, возможно, помогут антивирусы от других производителей. Большинство известных антивирусных компаний выпускают бесплатные версии своих продуктов (пробные версии или одноразовые «чистильщики») — рекомендуется воспользоваться этой услугой.
Если ничего не обнаружено, то, прежде чем приступить к поиску зараженного файла, рекомендуется физически отключить компьютер от интернета или от локальной сети, если он был к ней подключен, выключить Wi-Fi-адаптер и модем (если они есть). В дальнейшем пользоваться сетью только в случае крайней необходимости. Ни в коем случае не пользоваться системами интернет-платежей и банковскими интернет-сервисами. Избегать обращения к персональным и любым конфиденциальным данным, не пользоваться интернет-службами, для доступа к которым необходимо ввести логин и пароль.
· Как найти зараженный файл?
Обнаружение вируса или троянской программы на компьютере бывает задачей непростой, требующей высокой квалификации — все зависит от сложности вируса или троянца, от методов, которые используются для скрытия вредоносного кода в системе. В «тяжелых случаях», когда используются специальные методы маскировки и скрытия зараженного кода в системе, непрофессионалу найти зараженный файл не представляется возможным. Данная задача потребует специальных утилит1, возможно — подключения жесткого диска к другому компьютеру или загрузки системы с CD-диска. Если же встретился обычный червь2 или троянская программа, то найти её иногда можно достаточно простыми способами.
Абсолютное большинство червей и троянских программ должны получать управление при старте системы. Для этого в большинстве случаев используются два основных способа:
- запись ссылки на зараженный файл в ключи автозапуска системного реестра Windows;
- копирование файла в каталог автозапуска Windows.
Наиболее удобным местом для размещения червей и троянцев являются системный (system, system32) и корневой каталог Windows. Связано это с тем, что, во-первых, по умолчанию показ содержимого данных каталогов в Explorer отключен. А во-вторых, там уже находится множество разнообразных системных файлов, назначение которых для рядового пользователя абсолютно неизвестно, да и опытному пользователю понять является ли файл с именем winkrnl386.exe частью операционной системы или чем-то чужеродным — весьма проблематично.
Рекомендуется воспользоваться любым файловым менеджером с возможностью сортировки файлов по дате создания и модификации и отсортировать файлы в указанных каталогах. В результате все недавно созданные и измененные файлы будут показаны вверху каталога, и именно они будут представлять интерес. Наличие среди них файлов, которые уже встречались в ключах автозапуска, является первым тревожным звонком.
Рекомендуется проверить список активных процессов, при этом пользоваться не стандартными средствами Windows, а специализированными утилитами с расширенными возможностями — многие троянские программы успешно маскируются от штатных утилит Windows.
Но универсальных советов на все случаи жизни не существует. Часто приходится иметь дело с технически «продвинутыми» червями и троянскими программами, вычислить которых не так просто. В этом случае необходимо обратиться за помощью либо в службу технической поддержки антивирусной компании, защита от которой установлена на компьютере, либо в одну из компаний, специализирующихся на компьютерной помощи, либо попросить помощи на соответствующих интернет-форумах. К таким ресурсам можно отнести русскоязычные www.virusinfo.info и anti-malware.ru, а также англоязычные www.rootkit.com и www.gmer.net. Кстати, подобные форумы, специализирующиеся на помощи пользователям, есть и у многих антивирусных компаний.
[1]
Заключение
Не забывайте, что заражения вирусами способствуют утери и уничтожению личных данных и данных организации. Обеспечьте защиту свою компьютеру, чтобы отгородить себя НСД1 и подобных угроз.
Помните, что самое уязвимое место в безопасности компьютера – пользователь, то есть Вы сами. Вы сами можете случайно выключить антивирус или разрешить доступ к вашему компьютеру по сети какому-нибудь подозрительному неизвестному приложению. Можете подключить к компьютеру незнакомую флешку, не проверив на вирусы, начать с ней работать. Так что будьте бдительны. И обзаведитесь антивирусом и фаерволом2, если таковых у вас все еще нет.
[2]
[1] Утилита — В информатике: сервисная программа, облегчающая пользование другими программами, работу с компьютером.
2 Червь — разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные (Интернет) компьютерные сети.
1 НСД — несанкционированный доступ
2 Фаервол — технологический барьер, предназначенный для предотвращения несанкционированного или нежелательного сообщения между компьютерными сетями.