Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
Экз. № ___
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл: «МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»
Специальности: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060108 ‒ фармация
Тема № 8
ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Инв. № ______
Г. Томск
Время: 2 часа
Место проведения: тематический класс «Медицина катастроф»
I. Учебные вопросы:
1. Оценка медико-санитарной обстановки в эпидемическом очаге (оценка санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния, расчет санитарных потерь)
2. Организация и проведение санитарной экспертизы продовольствия и воды в ЧС
II. Учебные материалы:
1. Литература:
а). Обязательная:
1. Гражданская оборона/Учебное пособие под редакцией В.Н. Завьялова. М. Медицина. 1989. С. 183-208.
2.Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (Организационные вопросы). М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ. 2002. С. 60-69, 114, 363-442.
б). Дополнительная:
1. Избранные лекции по медицине катастроф/под редакцией проф. С.В. Трифонова. М. ГЭОТАР – МЕД. 2001. С. 42-65
2.Нечаев Э.А., Фаршатов М.Н. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М. КВАРТЕТ. 1994. С. 163-181.
3.Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях/под редакцией профессора В.М. Мешкова. М.1991. С. 31-42, 110-117.
2. Наглядные пособия:
- комплект ситуационных задач для самостоятельной отработки;
- учебные и справочные материалы кафедры.
IV. Методические указания по подготовке к занятию:
1. Основные цели проведения занятия:
1. Изучить и уяснить методику оценки медико-тактической обстановки в эпидемическом очаге; сформировать навыки определения санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния, расчета санитарных потерь в эпидемическом очаге.
2. Изучить и уяснить порядок проведения санитарной экспертизы продовольствия и воды, сформировать навыки проведения экспертизы (принятия экспертного решения).
3. Осуществить тестовый контроль усвоения изученного материала по теме.
Воспитательная цель – формирование чувства ответственности за подготовку к действиям по предназначению в условиях чрезвычайной ситуации
2. При подготовке к занятию:
Общие:
1. Повторить материал тематической лекции материалы, наработанные на тематическом семинаре и изучить рекомендованную литературу. Изучить и уяснить содержание учебных материалов кафедры.
2. Рекомендуется на самостоятельной подготовке, используя учебные и справочные материалы кафедры, комплект ситуационных задач, потренироваться в определении санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемического состояния, определении возможной величины санитарных потерь в эпидемическом очаге, принятии и оформлении экспертного решения.
3. Быть готовыми к самостоятельному решению ситуационных задач и проведению (письменно) итогового тестового контроля по теме.
3. Методические указания к занятию:
3.1. Методические указания к первому учебному вопросу «Оценка медико-санитарной обстановки в эпидемическом очаге»
При подготовке по первому учебному вопросу изучить, уяснить и быть готовыми к обсуждению и применению при решении ситуационных задач следующих положений:
- факторы, определяющие динамику эпидемического очага;
- характерные особенности эпидемического очага в районах стихийных бедствий и других крупных катастроф;
- порядок эпидемиологического обследования эпидемического очага;
- оценка санитарно-эпидемического состояния:
: критерии определения благополучного санитарно-эпидемического состояния;
: критерии определения неустойчивого санитарно-эпидемического состояния;
: критерии определения неблагополучного санитарно-эпидемического состояния;
: критерии определения чрезвычайного состояния;
- оценка санитарно-гигиенического состояния:
: критерии определения благополучного санитарно-гигиенического состояния;
: критерии определения неустойчивого санитарно-гигиенического состояния;
: критерии определения неблагополучного санитарно-гигиенического состояния;
: критерии определения чрезвычайного санитарно-гигиенического состояния.
- методика (формула) расчета санитарных потерь в эпидемическом очаге (уметь пояснить смысловое содержание всех коэффициентов).
Быть готовыми к самостоятельному решению (письменно) ситуационных задач на определение санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемического состояния и расчет возможной величины санитарных потерь в эпидемическом очаге и обоснованию решений.
Методические указания ко второму учебному вопросу «Организация и проведение санитарной экспертизы продовольствия и воды в ЧС»
При отработке второго учебного вопроса изучить, уяснить и быть готовыми к ответу и применению на практике (при решении ситуационных задач) следующих положений:
- определение понятия «Санитарная экспертиза»;
- порядок отбора проб продовольствия и воды для проведения санитарной экспертизы;
- последовательность действий санитарного эксперта при проведении санитарной экспертизы;
- варианты экспертного решения (экспертных заключений) и порядок его оформления;
- классификация продовольствия по степени загрязненности РВ, ОВ, АОХВ и зараженности БС.
Быть готовыми к самостоятельному решению (письменно) ситуационных задач по принятию в качестве санитарного эксперта экспертного решения, его оформлению и обоснованию.