Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет естествознания, физической культуры и туризма
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Экологическая безопасность
Тема: Какие задачи должны решаться в процессе экологического воспитания
Обучающийся: БЖ-1801z
Фахрулина.Т.Р
Преподаватель:
Микшевич Николай Владиславович
Екатеринбург, 2021
Введение:
Задачи экологического воспитания
Главная цель экологического воспитания и образования:
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) бережно распоряжаться ее богатствами.
Главные задачи экологического воспитания:
1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными.
2. Формировать положительное – эмоциональное отношение сферы на окружающую среду.
3. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
4. Совершенствовать способы познания мира природы сообразуя их с заботой о сохранности и благополучия ее объектов.
5. Воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.
6. Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
7. Установление взаимоотношений между детьми и педагогами, родителями.
8. Развитие познавательных процессов и детского творчества.
9. Экология быта и семейных традиций.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно, поэтому мы уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей, основными задачами которого являются:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Одним из важных условий решения этих задач, повышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo и природоохранного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда, часть из которой представлена в виде экологического уголка «Эколята ».
Экспозиция уголка содержит природоохранную и экологическую направленность и носит сезонный характер. Вашему вниманию представлен уголок в весенний период.
Прежде всего, дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, причинно-следственными связями, без которых невозможно экологическое образование. Этому способствует календарь природы, созданный своими руками. Дети сами могут передвинуть стрелки, выставить дату, сделать записи в журнале наблюдений. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их схематическое мышление. По схемам (алгоритмам) с помощью воспитателя дети могут составить рассказ «Погода сегодня», «Времена года», «Животные весной» и др.
В уголке находится интересная информация о животных, птицах, растениях в весенний период, большой набор картинок и иллюстраций, собранный в папки, способствующий формированию системы экологических знаний и представлений. Здесь же дети найдут информацию о том, что весной нужно очень бережно относиться к животным, т. к. в этот период рождаются малыши; не подходить к гнездам птиц, не брать в руки яйца; не рвать первые весенние цветы, многие из которых занесены в Красную книгу; а также информацию о правилах поведения на природе. На основе полученных знаний дети придумывают правила поведения в природе и создают знаки о правилах поведения в природе.
Почетное место в уголке «Эколята » занимает Красная книга. Вместе с ребятами была создана папка «Красная книга Ивановской области», гербарии «Растения нашего края», «Лекарственные растения». Такой вид деятельности воспитывает бережное отношение к природе родного края и прививает детям любовь к малой Родине.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играют комнатные растения нашего уголка и «Огород на окне». В процессе наблюдений за объектами природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях, их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. Детям очень нравится наблюдать за растениями, поэтому мы проводим с ними опыты и эксперименты, которые затем фиксируем в дневниках наблюдений с помощью рисунков, схем.
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для труда (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.)
В экологическом центре собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.
В течение каждого сезона реализуются различные экологические и природоохранные проекты: «Огород не окне», «Береза-символ России» и другие. Итоговыми продуктами проектов являются праздники, презентации, викторины, коллекции, макеты, лэпбуки, выставки рисунков и поделок, фотовыставки. Регулярно проводятся акции: «Эколята - дошколята спасают лес », «Собери макулатуру - сохрани дерево», «Каждому певцу - по дворцу».
Экологическая лаборатория способствует расширению и углублению представлений детей о природе. В уголке экспериментальной деятельности находится постоянная выставка интересных коллекций и редких предметов (ракушек, камней, шишек, семян, листьев, плодов растений, оборудовано место для хранения приборов и материалов (природного, бросового, неструктурированного, место для проведения опытов. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность на практике освоить простейшие навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
Отдельно хочется сказать о сказочных героях, «Умнице», «Шалуне», «Тихоне», и «Ёлочке», которые помогают в игровой форме, через сказку решать много важных задач: воспитывать экологическую культуру, формировать систему ценностного отношения к природе, ее животному и растительному миру, развивать творческие способности.
Проанализировав работу с детьми старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что формирование деятельной любви к природе, осознанного к ней отношения будет проходить более эффективно, если начать работу с младшего возраста. Нами были изучены различные программы по экологическому воспитанию детей и самой приемлимой для нас оказалась программа «Юный эколог », разработанная С. Н Николаевой, так как именно эта методика наиболее объемно дает необходимый запас экологических знаний, умений, навыков. Программа «Юный эколог » привлекла нас тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии в природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями и животными- всё это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребёнка к правильному восприятию своего места и роли в окружающей среде. Работами психологов Г. М. Ляминой, В. Г. Нечаевой и др. доказано, что 4-й год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребёнка и его самостоятельной деятельности. У детей появляется самооценка. У ребенка вместе со стремлением действовать самому возникает желание соответствовать требованиям взрослых- быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Происходит подчинение ориентирующего образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребёнком соответствующих образцов поведения. Под влиянием взрослого у детей проявляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных, но наряду с этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, надо было создать благоприятные педагогические условия и отобрать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме. Среди разнообразных методов экологического воспитания ведущее место следует отвести наблюдению. Основные знания о природе малыши получают в повседневной жизни. Поэтому необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.
В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных в ДОУ. Его цель- становление начал экологического сознания, мышления, формирования ответственного отношения к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, воспитатели облекают знания в игровые формы, используют необычные пособия, например, лэпбук. Его цель- закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе. Задачи: 1) дать представление об науке экологии. 2) воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе. 3) закрепить правила поведения в природе. Наполнение лэпбук « Экологоя »: -правила поведения в природе. -экологические знаки (запрещающие). Они должны иметь соответствующее оформление (картинка, перечёркнутая красной чертой). -дидактические игры на экологическую тему: «фрукты и овощи»; «времена года»; «животные и их детёныши». - карточки с описанием: «птицы»; «цветы»; «насекомые». - раскраски на экологическую тему. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания экологической культуры
Источники:
: https://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-yekologicheskogo-vospitanija.html