ПОСЛЕСЛОВИЕ БРЭДЛИ ПИРСОНА 30 глава




обладание. Мое навеки нерасторжимое объятие. Однако - и этими не оскорблю

мою возлюбленную - я видел еще гораздо дальше в темном зеркале будущего. И

здесь, если я сумею это выразить, и заключена последняя, глубочайшая

причина, почему я смирился перед неправедным судом.

Я чувствовал, что все происходящее со мной не только предначертано, но

именно в то самое мгновение, когда оно происходит, _мыслится_ некоей

божественной силой, которая держит меня в своих когтях. Иногда я почти готов

был затаить дыхание, дабы, случайно шелохнувшись, не нарушить этой высокой

связи. И тут же я понимал, что теперь уже никогда никакая отчаянная борьба

не поможет мне вырваться из тисков моей судьбы. И этот зал, и судья, и

пожизненный приговор были лишь тенями гораздо более великой и более реальной

драмы, героем и жертвой которой я оказался. Любовь человеческая - это ворота

ко всякому знанию, как понимал Платон. И через ворота, которые распахнула

Джулиан, существо мое входило в иной мир.

Когда я думал раньше, что моя способность любить ее - это и есть моя

способность - писать, способность осуществиться наконец как художнику, цель,

которой я подчинил всю жизнь, - я был прав, но понимал это смутно, темно.

Все великие истины таинственны, в основе всякой морали лежит мистика, все

настоящие религии - религии мистические, у всех великих богов множество

имен. Эта небольшая книга важна для меня, и я написал ее так просто и

правдиво, как только мог. Хороша ли она, я не знаю и в высшем смысле не

придаю этому значения. Она родилась, как родится произведение истинного

искусства, - из абсолютной необходимости, с абсолютной свободой. Что это не

великое искусство, я уж как-нибудь понимаю. Суть ее темна для меня, как

темен для себя я сам. Механические пружины нашего "я" остаются сокрытыми от

нас, покуда божественная сила не доведет их работу до абсолютного

совершенства, а тогда некому знать о них, да и нечего. Каждый человек мелок

и смешон в глазах ближнего. У каждого есть представление о самом себе, и это

представление ложно. Однако представления эти нам, конечно, необходимы, ими

мы живы, и не так-то легко расстаемся с ними, в последнюю очередь с

иллюзиями достоинства, трагедии и искупительного страданий. Каждый художник

- мазохист, упивающийся муками творчества, этого блаженства у него никто не

отнимет. И в высший миг мы действительно можем оказаться, героями

собственных представлений. Но все равно этот ложные представления. Черный

Эрот, которого я любил и боялся, - это лишь слабая тень более великого и

грозного божества.

Обо всем этом, мой любезный друг, в минуты тихой общности мы много

говорили в нашем затворе словами - отблесками невыразимых значений,

подобными кострам на ночной реке. Так, в идеале, беседуют близкие,

родственные души. Потому-то мудрый Платон и не приемлет художников. Сократ

не написал ни слова. Христос тоже. Без такого света почти любая речь - лишь

искажение истины. И, однако же, вот я пишу эти слова, и люди, которых я не

знаю, будут их читать. Этим парадоксом, милый друг, я жил дни за днями у

себя в уединении. Есть, видимо, люди, для которых он неизбежен, но и для них

он только тогда становится жизнью, когда одновременно оказывается

мученичеством.

Не знаю, увижу ли еще когда-нибудь "наружный мир". (Странное выражение.

Мир в действительности весь снаружи, весь внутри.) Вопрос этот не

представляет для меня интереса. Верное зрение видит полноту реальности

повсеместно, всю безграничную вселенную в одной тесной каморке. Старая

кирпичная стена, которую мы так часто созерцали вместе, о мой любезный друг

и учитель, - как мне найти слова, чтобы передать ее ослепительную красоту,

куда более совершенную и возвышенную, чем красота холмов и водопадов и

прелесть распускающегося бутона? Их блеск банален, общедоступен. А то, что

видели мы, есть красота и прелесть, превосходящая все слова, это мир

преображенный, мир, открытый душе. Им любуюсь я теперь в благословенной

тиши, он же промелькнул передо мной, головокружительно предвосхищенный, в

акварельно-голубом взоре Джулиан Баффин. Она и теперь приносит его, в мои

сны, подобно тому как иконы далекого детства возвращаются в видения мудрых

старцев. Да будет так вечно, ибо ничто не утрачивается, и, приближаясь к

концу, мы неизменно оказываемся в начале.

И я нашел вас, мой друг, венец моих странствий. Могло ли статься, чтобы

вы не существовали, чтобы вы не ждали меня в этой обители, которую ныне мы с

вами разделяем? Этого я не допускаю. Случайно ли оказались вы здесь? Нет,

нет, я должен был бы придумать вас, создать силою творчества, вами

дарованной. Ныне жизнь моя открылась мне как странствие и как аскеза, но до

конца терявшаяся в невежестве и мраке. Я искал вас, я искал его, искал

знания, которое запредельно и которому нет имени. Так искал я вас долго в

печали, и наконец вы утешили меня за всю прожитую без вас жизнь, разделив со

мною мои страдания. И страдание стало радостью.

И вот мы живем вместе в нашем тихом монастыре, как мы любим его

называть. И здесь я подошел к концу моей книги. Не знаю, придется ли мне

написать еще что-нибудь. Вы научили меня жить настоящим, отвергнув

бесплодную, беспокойную боль, которая связывает с прошедшим и будущим нашу

сиюминутную дужку великого колеса желания. Искусство - это пустой дешевый

балаган, жалкая игрушка мировой иллюзии, если только оно не указывает за

пределы самого себя и само не движется в том направлении, которое указывает.

Вы, будучи музыкантом, дали мне увидеть это в бессловесных высших сферах

вашего искусства, где форма и сущность уже приблизились к грани молчания и

где расчлененные формы отрицают себя и растворяются в экстазе. Способны ли

слова тоже проделать этот путь через правду, абсурд, простоту - к молчанию,

мне неведомо, как неведомо и где он пролегает. Может быть, я напишу еще

что-нибудь. А может быть, и отрекусь наконец от деятельности, которая - как

вы открыли мне - есть всего лишь примитивное суеверие.

Книга эта сложилась в некотором смысле как история моей жизни. Но также

- я надеюсь - как простой и честный рассказ, как повесть о любви. И я ни в

коем случае не хотел бы, чтобы в конце создалось впечатление, будто я в

своем блаженном уединении забыл о реальности ее действующих лиц. Назову

здесь два имени. Присцилла. Да не свяжу я в одну мысленную цепь случайные

подробности ее несчастий и не забуду, что в действительности смерть ее не

была неизбежной. И Джулиан. Какой бы напряженной и страстной ни была работа

моего воображения, я не верю, о моя ненаглядная, что я сам сотворил тебя. Ты

неизменно ускользаешь из моих объятий. Искусство бессильно тебя впитать,

мысль - осмыслить. Я не знаю ничего, да и не хочу ничего знать о твоей

теперешней жизни. Для меня ты ушла во тьму. Но я сознаю - и часто размышляю

об этом, - что где-то ты смеешься, плачешь, читаешь книги, и готовишь пищу,

и зеваешь, и, может быть, обнимаешь кого-то. Да не отрекусь я никогда и от

этого знания и не забуду, как в тягостной, жалкой действительности под

властью времени я любил тебя. Любовь эта, Джулиан, осталась, она не

сделалась меньше, хотя и подверглась переменам, это любовь с очень ясной и

точной памятью. И она причиняет мне удивительно мало боли. Только иногда по

ночам я думаю о том, что ты сейчас живешь, что ты где-то существуешь, и

проливаю слезы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: