Самостоятельная работа студента без участия преподавателя – 38 часов.




Самостоятельная работа студентов с участием преподавателя составляет 40 часов.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя – 38 часов.

 

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на факультете социологии, являются: Устав СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе в СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе на факультете социологии СПбГУ.

 

Текущий контроль успеваемости проводится в середине срока (семестра) освоения данной учебной дисциплины студентом и осуществляется в следующих формах:

- устного ответа;

- эссе;

- коллоквиума;

- контрольной работы.

Конкретная форма проведения оценки уровня знаний студентов по данной дисциплине определяется преподавателем и доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине. Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины является посещаемость учебных занятий.

Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и семинаров в форме контрольной работы:

 

1. Составьте программу прикладного социологического исследования.

2. Разработайте описательную, нормативную и прогнозную модели исследования.

3. Разделиться на группы по 3-7 человек и сформулировать проблему исследования.

4. Составьте схему «древа возможных решений».

5. Разработайте анкету оперативного характера.

6. Опишите критерии отбора экспертов.

7. Разработайте анкету оперативного характера.

8. Составьте модель (сценарий) деловой игры и групповой работы.

9. Комплексная модель эффективной деятельности организации.

 

Перечень примерных вопросов для текущего контроля в форме устного (письменного) ответа:

  1. Предмет и функции прикладной социологии.
  2. Логическая структура ПСИ.
  3. Моделирование в ПСИ.
  4. Фундаментальные, эмпирические и прикладные социальные исследования.
  5. Основные методологические ориентации в прикладной социологии.
  6. Классификация методов прикладной социологии.
  7. Отраслевые общественные науки и прикладные социологические исследования.
  8. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в ПСИ.
  9. Комплексный подход и системный анализ в прикладной социологии.
  10. Метод типологизации в ПСИ.
  11. Противоречия между социологической теорией и социальной практикой, способы их разрешения.
  12. Программа ПСИ.
  13. Соотношение методологии и методики в прикладном социологическом исследовании.
  14. Реализация в методиках общих требований методологии: принципов объективности, конкретно-исторического подхода, комплексности и т.д.
  15. Требования к методикам социологического исследования.
  16. Особенности построения и разработки методик и инструментов социологического исследования: программ, анкет, интервью, и другой методической документации.
  17. Оценка методических разработок и их эффективности.
  18. Социальный анализ коллектива предприятия.
  19. Экспертные опросы в прикладной социологии.
  20. Критерии и методы подбора экспертов.
  21. Методы коллективной работы экспертов.
  22. Оперативный анкетный опрос в ПСИ.
  23. Деловые игры в прикладной социологии – классификация, особенности применения.
  24. Управленческая функция прикладной социологии.
  25. Структура и функции социологической службы.
  26. Прикладная социология и инноватика.
  27. Оперативные и обучающие методы в прикладной социологии.
  28. Совершенствование цикла «Исследование - социальная практика».
  29. Требования к разработке рекомендаций и мероприятий по результатам исследования.

 

Примерная тематика курсовых работ:

1. Меры по снижению преступности среди несовершеннолетних.

2. Методы обучения и повышения квалификации персонала.

3. Способы решения проблем расселения иногородних студентов в общежитиях.

4. Лояльность персонала компании: нефинансовые методы ее формирования.

5. Формирование программы профилактики употребления подростками психоактивных веществ.

6. Снижение дефицита технических кадров на предприятиях Санкт-Петербурга.

7. Социальная адаптация новых сотрудников в сфере творческой деятельности.

8. Социально-психологические адаптация иностранных студентов в СПбГУ.

9. Мероприятия по устранению и предупреждению беспризорности и безнадзорности в СПб.

10. Профессиональная ориентация студентов СПбвузов.

11. Коммуникативный разрыв между учащейся молодежью СПб. и Русской православной церковью.

12. Пути совмещения учебы и работы студентами.

13. Эффективность деятельности продюсерской организации.

14. Социальная активность населения СПб.

Примерные вопросы к экзамену:

  1. Предмет и функции прикладной социологии.
  2. Логическая структура ПСИ.
  3. Моделирование в ПСИ.
  4. Фундаментальные, эмпирические и прикладные социальные исследования.
  5. Основные методологические ориентации в прикладной социологии.
  6. Классификация методов прикладной социологии.
  7. Отраслевые общественные науки и прикладные социологические исследования.
  8. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в ПСИ.
  9. Комплексный подход и системный анализ в прикладной социологии.
  10. Метод типологизации в ПСИ.
  11. Противоречия между социологической теорией и социальной практикой, способы их разрешения.
  12. Программа ПСИ.
  13. Соотношение методологии и методики в прикладном социологическом исследовании.
  14. Реализация в методиках общих требований методологии: принципов объективности, конкретно-исторического подхода, комплексности и т.д.
  15. Требования к методикам социологического исследования.
  16. Особенности построения и разработки методик и инструментов социологического исследования: программ, анкет, интервью, и другой методической документации.
  17. Оценка методических разработок и их эффективности.
  18. Социальный анализ коллектива предприятия.
  19. Экспертные опросы в прикладной социологии.
  20. Критерии и методы подбора экспертов.
  21. Методы коллективной работы экспертов.
  22. Оперативный анкетный опрос в ПСИ.
  23. Деловые игры в прикладной социологии – классификация, особенности применения.
  24. Управленческая функция прикладной социологии.
  25. Структура и функции социологической службы.
  26. Прикладная социология и инноватика.
  27. Оперативные и обучающие методы в прикладной социологии.
  28. Совершенствование цикла «Исследование - социальная практика».
  29. Требования к разработке рекомендаций и мероприятий по результатам исследования.

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

 

2.2.1. Лекции и семинарские занятия по дисциплине «Социальное моделированиеи программирование: прикладная социология» в рамках подготовки бакалавра социологии могут проводиться преподавателем, имеющем степень кандидата или доктора социологических (философских) наук, а также степень PhD. В последнем случае преподаватель должен пройти установленную процедуру признания и установления эквивалентности диплома в РФ. (Стандарта бак. Соц. СПбГУ – 2009).

2.2.2. Нет.

2.2.3. Анкеты, опросные листы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса по данной дисциплине формируются Методической комиссией факультета и утверждаются Ученым советом факультета.

 

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1. Аудитории и помещения, предназначенные для проведения занятий по данной дисциплинe отвечают санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета.

2.3.2. НЕТ

2.3.3. Нет

2.3.4. Нет.

2.3.5. Нет.

 

2.4. Информационное обеспечение дисциплины

2.4.1. Список обязательной литературы

 

  1. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.
  2. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба. Новосибирск,. 1984.
  3. Давидюк Г.И. Введение в прикладную социологию. Минск, 1975.
  4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996.
  5. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М., 1988.
  6. Ельмеев В.Я.. Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб., 1999.
  7. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  8. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
  9. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981.
  10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
  11. Ленин В.И. Развитие капитализма в России// Полное собр. соч. т. 3.
  12. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. М., 1994.
  13. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 37.
  14. Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании: выявление, оценка и обобщение эмпирических данных. М., 1992.
  15. Минина В.Н. Соцальное программирование: теоретико-методологический аспект. СПбГУ. 1997.
  16. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М., 1989.
  17. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989.
  18. Овсянников В.Г. Прикладная социология как социальная политика и реформаторская дисциплина//Политическая социология: теоретические и прикладные проблемы/ под общ. ред.Н.Г. Скворцова, А.О. Бороноева, С.М. Елисеева СПбГУ.2007.
  19. Овсянников В.Г. Особенности методологии прикладного социологического исследования// Проблемы теоретической социологии. Вып. 6/отв. ред. А.О. Бороноев. СПбГУ.2007.
  20. Оперативные социологические исследования. Минск, 1997.
  21. Основы прикладной социологии. Т. 2/ под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова М., 1998.
  22. Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1980.
  23. Пригожин А.И. Нововведения в организациях. М., 1980.
  24. Прогнозное социальное проектирование/ под ред. Т.М. Дридзе. М., 1995.
  25. Русалинова А.А. Проблемы промышленной психологии. СПбГУ.2009.
  26. Служба социального развития предприятия/ под ред. Г.С. Батыгина и др. М., 1989.
  27. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар, 1992.
  28. Социальная инженерия и проблемы прикладной социологии// СОЦИС 1997, №2.
  29. Социология. Учебник/под ред. Н.Г. Скворцова СПбГУ 2006.
  30. Социология. Учебник/под ред. Н.Г. Скворцова СПбГУ 2009.
  31. Социология практики/ под ред. В.Я. Ельмеева. СПб., 1994.
  32. Социальные технологии и современное общество/отв. ред. К.М. Оганян СПб. 2006.

 

 

2.4.2. Список дополнительной литературы

 

  1. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
  2. Тихомиров Б.И. Техника социального анализа. СПб., 1992.
  3. Толстова Ю.Н. Что такое «Анализ социологических данных?». М., 1999.
  4. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Уч. пособие. М.2007.
  5. Фундаментальные и прикладные социологические исследования: методологические проблемы взаимодействия/ под ред. В.Я. Ельмеева, В.Г. Овсянникова Л., 1988.
  6. Ядов В.А. Социологическое исследование: программа, методология, методы. М., 1987.
  7. Яхиел И. Социология и социальная практика. М., 1985.
  8. Bourdieu, Pierre. The logic of Practice. London, 1997.
  9. Freeman, Howard. Applied sociology. San-Francisco. 1983.
  10. Lazarsfeld P.F. and others. An introduction to applied sociology. N-Y. 1975.
  11. Peter H.Mann. Methodos of Sociological Enquiry. Oxford, 1976.
  12. Wallace, Walter L. Principles of scientific sociology. N-Y., 1983.
  13. What has Sociology achieved?/ Ed. By Christopher G.A. Bryant and Henk A. Becher Macmillan. 1990

2.4.3. Перечень иных информационных источников

 

Российские и зарубежные сайты

Российские

- Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту: https://www.ecsocman.edu.ru/;

- Портал по социально-гуманитарному и политологическому образованию: https://www.humanities.edu.ru/;

- Библиотека Фонда "Общественное мнение" (https://club.fom.ru/182/library.html).

 

Зарубежные:

- Справочно-информационный портал Sociosite: www.sociosite.net

- Science Information Gateway (SOCIG): www.sosig.ac.uk;

- Информационный и поисковый портал по социальным наукам Social Science Hub: www.sshub.com

- Liens Socio: https://www.liens-socio.org/

- Socioland: www.sozioland.de;

- Каталог программного обеспечения и баз данных для социологов: https://www.stat.washington.edu/raftery/Research/Soc/soc_software.html;

- Международная база данных ЮНЕСКО по социальным наукам DARE (институции, персоналии): www.databases.unesco.org/dare/form.shtml;

- Базы данных научной периодики и книг (НЭБ/Elibrary.ru, JSTORE (www.jstor.org), ProQuest (www.proquestdirect.com), EBSCO (www.ebsco.com).

Глоссарий

 

Алгоритм – четкое описание последовательности действий, которые следует выполнить для решения поставленной задачи; строго определенный набор правил, позволяющих устанавливать последовательность операций, необходимых для решения однозначных задач.

Групповая работа – метод (способ) организации совместной деятельности членов группы, основанный на коллективном поиске альтернатив и выработки решений в ходе выполнения общей для всех задачи. В качестве средств реализации данного метода применяются групповое решение проблем, групповые дискуссии.

Деловые игры – название целого класса игр, характерными признаками которых являются: 1) ориентация на решение практически значимых задач, 2) наличие условной проблемной ситуации, 3) заданное изначально распределение участников игры по ролям (позиционная динамика), 4) состязательность и соревновательность, 5) предельная формализация и алгоритмизация игровых процедур (наличие правил, последовательности операций).

Диагностика социальная (социологическая) – деятельность социолога (социального инженера) по описанию состояния объекта с целью выявления проблем (противоречий) его функционирования и развития, а также определения породивших их причин и факторов. Употребляется также в следующих значениях: 1) процесс постановки диагноза и обнаружения патологии в развитии социального объекта; 2) комплексное обследование социальной системы (например, организации), направленное на выявление ее «болевых точек» и определение путей их преодоления; 3) одна из разновидностей (форм) социальных технологий информационного типа, предполагающая поэтапное выполнение таких процедур, как описание реального состояния социального объекта, задание должного состояния объекта, определение рассогласования между должным и реальным состоянием объекта; 4) совокупность (система) методов и средств деятельности по установлению и оценке отклонений и противоречий в развитии социальных объектов; 5) научная дисциплина, занимающаяся разработкой (проектированием) и внедрением методов и средств социальной диагностики.

Игровые методы (в социальной инженерии) – совокупность методов и средств, применяемых в ходе подготовки и проведения различных типов практически ориентированных игр. К ним относятся методы, связанные с использованием мыслетехнических, психотехнических, социотехнических, методологических и иных средств, метод групповой работы, рефлексивный метод, тренинг общения, социоинженерный тренинг, мозговая атака.

Инновации социальные – качественные изменения социальных систем, их сторон и элементов, происходящие в результате инновационной деятельности. Подразделяются на социально-экономические, организационно – управленческие и социально-культурные инновации. В более узком смысле под социальными инновациями понимают действия профессиональных консультантов по ролевому развитию персонала организации (фирмы) в условиях непрерывных нововведений. В их основе лежит так называемый метод «тренинг-групп» (тренинг общения).

Инновационный процесс – комплексный процесс создания, распространения и использования (внедрения) новшеств, в т.ч. социальных новшеств (новых социальных технологий, организационных форм, структур управления, методов стимулирования труда).

Методы социальной инженерии – совокупность способов и средств организации взаимодействия субъектов управления, направленного на поддержание стабильности и развитие социальных систем, в том числе на содействие выработке управленческих решений и регулирование конфликтных ситуаций. Методы социальной инженерии подразделяются на пять групп: аналитические, эвристические, проективные, игровые и инновационные.

Моделирование социальное – метод исследования и конструирования социальных систем, объектов путем создания и использования их моделей. В процессе моделирования реальные объекты воспроизводятся или создаются при помощи символической системы (модели), выражающей исходные характеристики и параметры объекта в виде социальных показателей. В социальной инженерии применяются в основном критериальные, предсказательные, имитационные, игровые и оптимизационные модели, предназначенные для построения конструктивных свойств и параметров социальных объектов.

Норматив (социальный) – установленные в соответствии с исходной моделью (стандартом) требования к параметрам социального объекта. норматив определяет условие применимости социальных норм или сферу их изменения.

Нормирование социальное – процесс разработки социальных нормативов или установления социальных норм.

Проблема социальная – выраженное в вербальной форме познавательное или оценочное отношение субъектов (индивида или группы) к противоречиям, возникающим в процессе совместной деятельности и препятствующим удовлетворению их потребностей и интересов.

Проблемная ситуация – совокупность условий и факторов, порождающих противоречие, осознаваемое людьми как препятствие в их совместной деятельности.

Прогноз (социальный) – научно обоснованное (вероятностное) суждение о перспективах развития социальных объектов и систем, их возможных и желательных состояниях в будущем, а также об альтернативных путях и сроках их достижения. В системе социоинженерной деятельности предшествует обычно разработке социального проекта.

Программа (социальная) – решение относительно совокупности мероприятий (действий) необходимых для реализации социального проекта или плана; документ, определяющий содержание и последовательность действий, направленных на решение конкретных социальных проблем.

Проект (социальный) – решение относительно конкретных деталей и характеристик социальных объектов и систем, намечаемых к построению в ближайшем будущем. Социальный проект входит, как правило, в комплексный проект объекта, предусматривающий также конструирование его технических и экономических параметров.

Социальная инженерия – область прикладных социальных наук (социологии, психологии, теории управления и организации), связанная непосредственно с управлением социальными системами, их созданием (проектированием) и изменением в соответствии с заданными параметрами. По своей сути социальная инженерия является управленческой деятельностью и научной дисциплиной. Она имеет дело в основном с системами управления (собственно социальными и социотехническими), в большинстве своем обладают двойственной (естественно-искусственной) природой, чем обусловлены особые требования к социальной инженерии. Термин «социальная инженерия» употребляется также в следующих значениях: 1) деятельность, направленная на организацию другой (базовой) деятельности путем создания и использования специальных средств, методов, технологий; 2) совокупность подходов прикладных социальных наук, или прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним; 3) область прикладной социологии, задача которой состоит в создании и использовании набора средств воздействия на поведение и установки людей с целью разрешения острых социальных проблем, адаптации социальных институтов к изменяющимся условиями и сохранения социальной стабильности; 4) деятельность по проектированию новых или изменению уже существующих социальных институтов путем частичных и поэтапных реформ.

Социальная политика – целенаправленная деятельность государства, других социальных институтов по совершенствованию и развитию общества, его подсистем, по регулированию отношений между социальными группами и слоями в целях достижения гармони их интересов и поддержания стабильности и порядка. Социальная политика составляет главное содержание внутренней политики государства (наряду с научно-технической и экологической политикой). Основные направления социальной политики: политика в сфере труда и экономических отношений, в области государственного строительства, в системе социальной защиты и обеспечения населения, в области национальных и расовых отношений, в сфере здравоохранения и спорта, в области культуры, образования и искусства, демографическая и семейная политика. В современном демократическом обществе социальная политика выступает сферой применения социоинженерной деятельности. Социальные инженеры участвуют непосредственно в подготовке и осуществлении социальных реформ, проектов, определяющих приоритеты и общую направленность социальной политики.

Социальное прогнозирование – один из этапов социоинженерной деятельности, содержанием которого является исследование перспектив развития социальных систем, процессов с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального управления. В социальной инженерии применяются как поисковое, так и нормативное прогнозирование социального развития. Различие между ними состоит в том, что первое описывает возможные состояния социального объекта, исходя из знания действующих в нем тенденций развития и с учетом управляющих воздействий, а второе описывает желательные с точки зрения субъекта управления состояния объекта с учетом возможных путей и средств их достижения.

Социальное программирование – разработка конкретной системы действий (мероприятий) по реализации социальных проектов и планов. Социальное программирование может предшествовать социальному планированию, определяя при этом основные положения или направления социального развития. Именно таким статусом обладают социальные программы, разрабатываемые на государственном уровне (например, программа социальной помощи многодетным семьям). В этом случае социальное программирование является предплановым решением, которое затем развертывается в систему заданий в конкретных социальных планах. В осуществлении государственной социальной политики социальные программы выступают формой конкретизации концепции той или иной реформы (проекта). В некоторых странах не существует четкого различия между социальными программами и планами.

Социальное проектирование – процесс создания конкретных образов и деталей будущих социальных объектов, их состояний и процессов в соответствии с заданными параметрами и целями развития. Социальное проектирование является, как правило, предплановой стадией (фазой) социоинженерной деятельности. Ей предшествует обычно постановка диагноза или разработка прогноза развития социального объекта. Социальный проект может определять общие контуры будущего социального объекта, которые затем наполняются реальным содержанием в планах и программах, действия социальных инженеров. При ином подходе социальный проект рассматривается как идеальная модель одного из фрагментов социального объекта, намечаемого к построению в социальной программе. Так, например, городская жилищная программа может включать в качестве проектов строительство новых микрорайонов или домов.

Социальный институт – устойчивая форма закрепления и регламентации способов и средств специализированной деятельности людей, их социального опыта, определяющая человеческое поведение и обеспечивающее контроль за ним. Социальные институты представляют собой наиболее высокий уровень применения социальной инженерии. Далеко не все социальные институты поддаются регуляции средствами социоинженерной деятельности. Многие из них возникают и формируются в процессе длительной культурной эволюции. Поэтому применение социоинженерных методов управления ими имеет достаточно ограниченный характер. Наиболее перспективный путь использования социоинженерных методов – проектирование (конструирование) новых социальных институтов или новых состояний уже существующих институтов в условиях модернизации общества, реформации всех сторон его жизни.

Средства социологической диагностики (ССД) – разновидность информационной технологии, используемый в практике социоинженерной деятельности для определения отклонений (рассогласования) реального состояния объекта (системы) от институционально заданных и предписанных ему целей и функций. ССД принято классифицировать по следующим основаниям: по цели, для обеспечения которой они создаются; по типу конкретной управленческой задачи, которую они призваны решить; по объекту диагностики; по степени алгоритмизации и формализации диагностических процедур.

Технология социальная – специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами(их диагностике, проектированию и регуляции).Существенные признаки всякой технологии социальной – наличие заданного алгоритма и стандарта деятельности, специализированность и целевая направленность, относительная простота, оперативность и тиражируемость, ориентация на решение стандартных, рутинизированных, повторяющихся задач, соблюдение предписанных правил и процедур, регламентация и координация технологизируемой деятельности. В научной литературе можно встретить также следующие определения технологии социальной: 1) совокупность средств и методов воздействия на социальные процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации; 2) способ применения теоретических выводов социологии, других социальных наук в социальной практике, основанный на эмпирической проверке выдвигаемых гипотез и использовании метода проб и ошибок; 3) оформленное в виде методики, рекомендаций описание алгоритма деятельности, последовательности операций и процедур, предназначенное для использования в управленческой деятельности. Технологии социальные подразделяются на три основных класса (типа): технологии диагностики (на основе предварительного изучения социальных объектов и вероятностных прогнозов их развития), технологии конструирования и проектирования и технологии реализации социальных проектов, программ, планов, внедрения социальных новшеств.

Эксперимент социальный – метод прикладной социологии и социальной инженерии, основанный на создании специальных условий (факторов) для изучения социального объекта под влиянием управленческой деятельности. Основное назначение эксперимента социального – пробное внедрение социальных нововведений (инноваций) с целью оценки их действительных и возможных последствий. Эксперимент социальный должен проводиться в соответствии с принципами социальной инженерии.

Экспертных оценок метод – метод получения данных о состоянии и развитии социальных объектов, не подлежащих прямому наблюдению и измерению, основанный на опросе специалистов (экспертов). Для эффективного использования данного метода необходимо выполнять следующие требования: наличие равных условий для всех экспертов, независимость альтернативных мнений и точек зрения, суверенность экспертов, отсутствие авторитетов их решающего влияния на выбор экспертов.

Эталон – нормативный образец (модель), предназначенный для оценки анализируемых или проектируемых параметров социального объекта; нормативная конфигурация элементов в будущей деятельности или целевая система, которая может быт положена в основу поиска управленческих решений.

 

Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик рабочей программы учебной дисциплины:

  ФИО   Ученая степень Ученое звание   Должность   Контакты
Овсянников Василий Григорьевич Д.с.н.   профессор Заведующий кафедрой 577-12-65 vasovs@mail.ru
  .      

 

Рецензент: Борисов Александр Федосеевич, доктор социологических наук, профессор, профессор.

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

 

    Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)  
Наименование кафедры Дата заседания № протокола
Кафедра прикладной и отраслевой социологии    
Кафедра социального управления и планирования    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: