(Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304)
Чрезвычайная ситуация | Количество пострадавших(N)¹, чел. | Размер материального ущерба(M)², млн. руб. | Граница территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация |
локального характера | N ≤ 10 | M ≤ 0.1 | не выходит за пределы территории объекта |
муниципального характера | N ≤ 50 | M ≤ 5 | не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения |
межмуниципального характера | N ≤ 50 | M ≤ 5 | затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию |
регионального характера | 50 < N ≤ 500 | 5< M ≤ 500 | не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации |
межрегионального характера | 50 < N ≤ 500 | 5< M ≤ 500 | затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации |
федерального характера | N> 500 | M> 500 |
Примечания:
1. Количество п острадавших - количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью.
2. Размер материального ущерба - размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ создана специальная система — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные задачи системы РСЧС в области защиты населения:
Ø сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения;
Ø подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Ø ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Ø создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, воинские спасательные формирования, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
Защита населения является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.
Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Именно это терминологическое словосочетание наиболее обобщенно, полно и точно отражает круг негативных природных проявлений. При этом эти явления и процессы в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.
Неблагоприятное природное явление — стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать лишь негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Для этих явлений характерны сравнительно небольшие отклонения состояния природной среды от нормального диапазона природных условий, оптимальных для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Такие явления чаще всего не инициируют чрезвычайные ситуации.
Стихийное бедствие — разрушительное природное или при родно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия являются основным источником чрезвычайных ситуаций природного характера, поскольку возникают они достаточно часто и имеют значительный масштаб.
Природная катастрофа — стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.
Большинство неблагоприятных и опасных природных явлений или процессов инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов и являются их источниками.
Природные опасности подчиняются общим закономерностям:
Ø для каждого вида опасностей характерна определенная пространственная приуроченность.
Ø чем больше интенсивность (мощность) опасного явления, тем реже оно случается.
Ø каждому виду опасностей предшествуют некоторые специфические признаки (предвестники).
Ø при всей неожиданности той или иной природной опасности ее проявление может быть предсказано.
Ø во многих случаях могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.
В природных опасностях, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природной среде в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, согласно международной статистике, происхождение около 80% современных оползней связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход.
В настоящее время масштабы использования природных ресурсов существенно возросли. Это привело к тому, что стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса.
Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором, учет которого позволит сократить число опасных явлений.
Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, спусковым механизмом последующих.
По имеющимся оценкам, число опасных природных событий на Земле с течением времени не растет или почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличиваются.
Предпосылкой успешной защиты от природных опасностей является изучение их причин и механизмов. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений является наиважнейшей предпосылкой эффективной защиты.
Защита от природных опасностей может быть:
Ø активной (строительство инженерно-технических сооружений, интервенция в механизм явления, мобилизация естественных ресурсов, реконструкция природных объектов и др.)
Ø пассивной (использование укрытий, эвакуация из опасных зон в безопасные районы и др.).
В большинстве случаев активные и пассивные методы сочетаются.
На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления.
[1] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».