Обоснуйте взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Какие умения называют алгоритмическими? Назовите основные алгоритмические умения.




Умение последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых. Такое умение называется алгоритмическим. Оно находит свое выражение в том, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическое предписание или алгоритм (если он существует), в результате выполнения которого цель будет достигнута.

Составление алгоритмических предписаний (алгоритмов) –сложная задача, поэтому начальный курс математики не ставит своей целью ее решение. Но определенную подготовку к ее достижению он может и должен взять на себя, способствуя тем самым развитию логического мышления школьников.

Для этого, начиная с 1–го класса, нужно, прежде всего, учить детей «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют. Начинать эту работу следует с простейших алгоритмов, доступных и понятных им. Можно составить алгоритм перехода улицы с нерегулируемым и регулируемым перекрестком, алгоритмы пользования различными бытовыми приборами, приготовления какого–либо блюда (рецепт приготовления), представить в виде последовательных операций путь от дома до школы, от школы до ближайшей остановки автобуса и т. д.

Развитие алгоритмического мышления учеников тесно связано с развитием логического мышления, так как в основе алгоритмического мышления лежат следующие умения, основанные на мыслительных операциях:

1) умение понимать сущность алгоритма и его свойства;

2) умение наглядно изображать алгоритм;

3) умение чётко использовать алгоритм;

4) умение преобразовывать алгоритм;

5) умение составлять алгоритм;

6) умение проверять правильность алгоритма;

7) умение выбирать рациональный алгоритм.

2. Раскройте содержание первого этапа процесса формирования алгоритмического мышления учащихся. Приведите примерыразличных упражнений и дидактических игр, которые можно использовать с этой целью. Подготовьте необходимую наглядность.

Формирования алгоритмическое мышление включает в себя ряд особенностей, свойственных логическому мышлению, однако требует и некоторых дополнительных качеств. Основными из них считаются умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи. Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического.

Мы даже не замечаем, как в повседневной жизни используем алгоритмы. Завести машину, приготовить еду - все это выполняется в определенной последовательности. Каждый из нас ежедневно использует сотни различных алгоритмов. Например, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также различные инструкции и правила - все это алгоритмы. Из приведенных примеров ясно, что алгоритмы, алгоритмические процессы неотделимы от нас и являются составной частью нашей жизни. Почти все сферы жизнедеятельности человека связаны с алгоритмами. Алгоритмы используются на всех предметах. А в жизни ведь нас тоже кругом окружают алгоритмы. Сама жизнь – это тоже какой-то алгоритм. И независимо, знаем мы алгоритмы или нет, жизнь идет по алгоритму.

Алгоритмы полезно составлять, т. е. очень важно научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление поможет человеку научиться размышлять, анализировать, планировать свои действия, отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели.

Алгоритмическое мышление можно понимать, как систему мыслительных приёмов направленных на решение задач. Чем легче мы умеем понимать чужие алгоритмы и строить свои, тем лучше. Другими словами, полезно знать и понимать, как и что устроено. Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном мире.

В программе начального образования одним из планируемых результатов является «…создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов..», «…научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы…»

 

 

Покажите возможность использования алгоритмов при изученииосновных математических понятий по темам: а) нумерация; б) арифметические действия; в) задачи; г) геометрический материал; д) величины; е) алгебраический материал. Приведите примеры таких алгоритмов.

а) нумерация;

М4М ч.1 стр.24

М4М ч.1 стр.25

М4М ч.1 стр.27

М1И ч.2 стр.42

М2И ч.2 стр.33

М2И ч.2 стр.39

б) арифметические действия;

М4М ч.1 стр.10

М4М ч.1 стр.12

М4М ч.1 стр.14

М3А ч.1 стр.60

М3А ч.1 стр.62

М3А ч.1 стр.66

М4А ч.1 стр.60

М4И ч.1 стр.20

М4И ч.1 стр.21

М4И ч.1 стр.41

М4И ч.1 стр.54

В) задачи:

Программа Моро:

М1М, ч.2, с.62

М2М ч.2 стр.48

М2М ч.2 стр.58

М2М, ч.2, с.60

М3М ч.1 стр.41

Программа Аргинской:

М1А ч.2 стр.44

 

Г)геометрический материал:

Программа Моро:

М2М, ч.2, с.8

М3М, ч.1, с.10

М3М, ч.1, с.56

М3М, ч.1, с.94

М3М, ч.1, с.96

М3М, ч.2, с.73

М4М, ч.1, с.43

 

М4М, ч.2, с.110

М4М, ч.2, с.111 М4М, ч.2, с.112

М4М, ч.2,.с.113

 

Программа Чекиной:

М1Ч, ч.1, с.46

М1Ч, ч.1, с.50

М2Ч, ч.2, с.47

 

М2Ч, ч.2, с.49

Программа Истоминой:

М2И, ч.1, с.74

М2И ч.1 стр.84

М2И ч.2 стр.104

В) Величины

Программа М. И. Моро.

М1М ч.2 с. 60. Ученики учатся сравнивать величины и вводится алгоритм:

1. Переведём крупные единицы в более мелкие.

2. Выполним сравнение уже одинаковых единиц.

3. Переносим результат сравнения в начальный вариант записи.

М3М ч.2 с.70

Ученики учатся выполнять вычисления с величинами по алгоритму:

1. Переводим крупные единицы в более мелкие.

2. Выполним действие.

3. Переведём мелкие единицы в крупные.

М4М ч.1 с.67



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: