Лекция 2.1.
ЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Функции знания в обществе и образовании.
Интерпретация как способ гуманитаризации знания в современном обществе и образовании.
Современный принцип образовательного процесса – самостоятельность в интерпретации знаний человеком
─ 1. Функции знания в обществе и образовании. Традиционно знание рассматривается как главная ценность образования и его цель, но каждая эпоха вкладывает в это понятие свой смысл – и на общефилософском уровне его трактовки, и в реальной образовательной практике. На осмысливание проблемы – знание как ценность современного образования – существенно влияет переопределение самого феномена «знание». К настоящему времени обозначились основные векторы движения в этом направлении:
─ подвергнут критике принцип предметной фрагментации знания и его специализации по узким объектным областям;
─ стирается предметная специфика знания и наблюдается тенденция к интегрированию знаниевых систем в целое;
─ понимание методологии как надпредметного знания;
─ акцентируется динамичность знания, его открытость в другие практики, возможность переинтерпретации;
─ выявлена зависимость требований к знаниям, его параметрам в разных режимах работы с ним: моно-, диа-, полилог; «Я-Я», «Я-Он», «Я-Ты»;
─ также сформулирована исследовательская установка на работу не только со знанием, но и с таким концептом, как «незнание».
Таким образом, высвечивается как принципиально значимая преобразующая роль метазнания в жизни общества, в любом его сегменте.
В постиндустриальном обществе изменился сам характер знаний. При принятии решений и управлении переменами стало доминировать теоретическое знание над эмпиризмом.
Сегодня переосмысливается бытовавшее долгое время в отечественном образовании ориентирование прежде всего на усвоение заданной системы знаний.
Целевые установки образования до сих пор ограничиваются приоритетом тех или иных знаний. Рассогласованность знаний и воплощения их в собственном образе жизни огромна. Теоретические знания и собственный личный опыт практически никак не связаны между собой. Издержки ориентации образования на освоение готовых знаний видятся в «страдательной» позиции человека в образовании, в неумении видеть получаемые знания в широком контексте.
Отметим некоторые из фактических особенностей нашего образования.
1) Дисциплинарно ориентированный характер и дисциплинарная обособленность: мы изучаем отдельные дисциплины, не получая при этом никакого ясного представления о целостности чело веческого знания, о типах связей отдельных его разделов, об арсенале имеющихся средств и подходов, об их разнообразии. Это не способствует развитию методологического мышления, которое предполагает междисциплинарные аналогии и сопоставления.
2) За пределами образования остается главное – понимание того, что и зачем делать, никто не учит целеполаганию, не учит свободе выбора. Цель такого образования – человек умеющий, а не свободная, осознающая себя личность.
3) Мы не учим мыслить, а натаскиваем на решение типовых задач. Мы не учим постановке проблем, не воспитываем логическое чутье, позволяющее выявить противоречие в сложной дискуссии (М.А.Розов).
В образовании взрослых это противоречие снимается разведением феноменов «обучение» и «образование». Обучение – это процесс, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний». Образование – это процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного смысла в жизни и обучении, роли знания в его жизни. Самоценность знаний, их значение заключается в том, что они являются средством формирования широкого и гуманного мировоззрения и человека, и человечества, «условия утонченного наслаждения жизнью» (Б.Рассел).
Однако цели приобретения знаний, мотивационная база образования значительно шире, чем только их практический смысл. Общекультурная миссия образования и его роль в развитии интеллектуальной свободы личности ценились во все времена. Взаимосвязь и взаимообусловленность практического и общекультурного смысла знания убедительно раскрыты в книге выдающегося философа XX века Б.Рассела «Искусство мыслить».
В жизни взрослого человека обучение как процесс освоения систематизированных знаний (по отношению к определенному предмету или виду деятельности) занимает сравнительно небольшое место. Образование же – это образ его жизни в современном обществе, это «выбирание» из потока информации того знания, которое помогает ему конструировать собственную жизнь. Отсюда: образованность – свойство личности, выражающееся в стремлении к самосовершенствованию, самопознанию, самоопределению, самореализации. Образованность в отличие от обученности всегда личностно избирательна, целенаправленна; опирается на субъектное отношение к предмету познания, всегда индивидуально мотивирована. Обученность измеряется критериями, всеобщности, стандартности, результативности.