Основные правила процедуры в Суде.




Важное значение в сообще-ствах с самого начала придавалось не только материальному, но и процессуальному праву. Его основы изложены в учредительных до-говорах (ст. 184—188 Договора о ЕЭС, ст. 136—160 Договора о Евра-томе, ст. 31—45 Договора о ЕОУС). К учредительным договорам приложены протоколы об уставах судов всех трех сообществ. Как и договоры, уставы являются актами первичного права. На основе норм первичного права приняты Судом и единогласно одобрены Советом два документа: сначала Правила процедуры, а позднее и Дополнительные правила процедуры. Процессуальное право сооб-ществ не раз уточнялось и развивалось. В настоящее время действу-ют Правила процедуры Суда европейских сообществ, принятые 19 июня 1991 г. Они практически являются главным рабочим доку-ментом, которым руководствуется ныне Суд в своей повседневной деятельности.

Как сказано в учредительных договорах, Суд заседает в полном составе. Так действовал, в частности, Суд ЕОУС. Но уже после при-нятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского и Римских договоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование палат. Суду было предоставлено право создавать пала-ты из своих членов, по три или пять судей в каждой, "для проведения ряда предварительных мер по подготовке судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в соответствии с про-цедурой, специально разработанной для этой цели" (ст. 165 Договора о ЕЭС). Действующий Регламент Суда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах, а как о нормальной форме деятельности Суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 165 Договора о ЕЭС, пунктом 2 статьи 32 Договора о ЕОУС и пунктом 2 статьи 137 Договора о Евратоме Суд образует палаты и распределяет между ними судей (ст. 9 Регламента Суда).

В настоящее время в Суде имеется две палаты по пять судей и четыре — по три судьи. Они работают регулярно и, как показывает практика, занимаются не только, да и, пожалуй, не столько предвари-тельными мерами по подготовке судебного разбирательства, сколько рассмотрением дел.

День и час заседаний Суда назначает его председатель, а день и час заседаний палаты — председатель палаты. Суд или палата Суда могут проводить выездные заседания.

Распределение дел по палатам и назначение докладчика осущест-вляет председатель Суда. Он руководствуется критериями, которые самостоятельно вырабатывает Суд. Дела рассматриваются палатами на тех же началах, что и на пленарном заседании Суда.

Свои решения Суд принимает как на пленарных заседаниях, так и на заседаниях палат. В Маастрихтском договоре это положение уточняется: «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Сообщества, уча-ствующие в разбирательстве, просят об этом» (ст. 165). В отношении других категорий дел Суд не связан так жестко и может по своему усмотрению направить дело на рассмотрение в одну из своих палат.

В отличие не только от национальных судов, но и от судов междуна-родных организаций Суд европейских сообществ работает с приме-нением такого количества языков, которого еще не знала история судопроизводства в мире. Это все языки государств-членов. Как ска-зано в правилах процедуры Суда, языками, на которых может вес-тись дело, являются датский, голландский, английский, француз-ский, немецкий, греческий, ирландский, итальянский, португаль-ский и испанский (ст. 29).

Необходимо различать язык судебного разбирательства и внут-ренний рабочий язык Суда. Язык судебного разбирательства — это один из перечисленных выше официальных языков. Внутренним рабочим языком является французский. Он применяется в повсе-дневной работе администрации Суда, на нем ведутся рабочие встре-чи и обсуждения судей и генеральных адвокатов.

Каждое дело рассматривается Судом на определенном языке. В принципе право выбора языка закреплено за истцом. Однако в тех случаях, когда ответчиком является государство-член, а также физи-ческое или юридическое лицо, имеющее гражданство и соответст-венно регистрацию государства-члена, языком судебного разбира-тельства должен быть язык данного государства-члена. Если госу-дарство-член имеет несколько языков, выбор одного из них принад-лежит истцу.

Процедура вынесения предварительных решений предусматри-вает, что языком судебного разбирательства является язык нацио-нального суда, обратившегося в Суд европейских сообществ. В кас-сационном судопроизводстве избирается язык, на котором шло раз-бирательство дела в Суде первой инстанции.

Исключения из установленных правил редки. По совместной просьбе обеих сторон Суд может дать согласие на применение иного языка, чем это должно было быть в соответствии с установленным порядком.

С точки зрения процедуры все дела, рассматриваемые Судом, можно разделить на две группы:

1)иски и кассационные жалобы;

2)предварительные решения.

За последние годы сложилось следую-щее соотношение между ними. В 1992 г. было 162 предварительных решения, 251 иск и 25 кассационных жалоб; в 1996 году Суд европейских сооб-ществ принял предварительных решений — 203, но зато рассмотрел всего 125 исков.

Рассмотрение исков и кассационных жалоб в Суде европейских сообществ производится в соответствии с учредительными догово-рами, Правилами процедуры и другими документами сообществ. Но каких-либо особенностей по сравнению с традиционной моделью судопроизводства, принятой во многих странах, в праве сообществ, в сущности, нет.

Процедура, установленная учредительными договорами, Прави-лами процедуры и другими официальными документами, не может изменяться самим Судом даже в деталях.

Судебное разбирательство в Суде подразделяется на две фазы: письменную и устную. Письменная фаза должна быть полностью завершена до начала устной. Что касается устного разбирательства то оно обязательно во всех случаях, за двумя исключениями. Во-первых, устное разбирательство отсутствует при рассмотрении кас-сационных жалоб на решения Суда первой инстанции. Во-вторых, стороны могут прийти к соглашению об отказе от устного разби-рательства.

Правила процедуры устанавливают, что оригинал искового заяв-ления должен быть подписан от имени стороны ее представителем или юристом. Оригинал заявления со всеми необходимыми прило-жениями представляется в Суд вместе с пятью копиями для Суда и копией для каждой стороны, участвующей в деле. Копии заверяются стороной, обращающейся в Суд. Институты сообществ дополни-тельно должны обеспечить в сроки, установленные Судом, перевод на языки всех материалов для разбирательства.

Исковое заявление должно, как правило, содержать следующие сведения: полное наименование и адрес истца; обозначение стороны, против которой предъявлен иск; предмет иска, а также обстоятельст-ва и доказательства, его обосновывающие; просьба (требование) истца к Суду о судебной защите нарушенного права или правомер-ного интереса; в соответствующих случаях суть дополнительных до-казательств, приведенных в поддержку иска. Исковое заявление юридического лица, являющегося частным предприятием, должно, кроме того, содержать данные о регистрации или ином признании правом, а также заверенное соответствующим образом доказательст-во того, что юрист истца информирован о предоставленных ему пра-вомочиях.

Еще одно существенное правило состоит в том, что исковое заяв-ление должно быть как можно быстрее передано ответчику. После этого в течение месяца ответчик представляет возражения против иска. Этот документ должен содержать такие сведения: полное на-именование и адрес ответчика; доказательства, основанные на фак-тических обстоятельствах и правовых аргументах; объект (требова-ние) возражения, суть свидетельских показаний и иных дополни-тельных доказательств. Если для подачи возражений против иска потребуется дополнительное время, оно может быть предоставлено только председателем Суда.

Предварительное изучение дела может потребовать проведения дополнительных процессуальных действий. Они назначаются Судом после заслушивания генерального адвоката, а также после ознакомления с мнениями сторон. Суд вправе принять следующие меры: обязать стороны присутствовать лично; потребовать представ-ления дополнительной информации и новых документов; потребо-вать подтверждения под присягой; провести проверку доклада экс-перта; провести инспектирование места или предмета. Дополнитель-ные процессуальные действия, назначенные Судом, могут быть предприняты им самим или поручены судье-докладчику. При прове-дении дополнительных процессуальных действий должен присутст-вовать генеральный адвокат. Сторонам предоставлено право присут-ствовать при проведении таких мер.

Суд вправе по собственной инициативе или по запросу одной из сторон и после заслушивания генерального адвоката предписать, чтобы определенные факты были подтверждены свидетелями. Сто-роны извещаются о том, когда свидетель будет давать показания перед Судом, и могут при этом присутствовать. После дачи основ-ных показаний председатель Суда по собственной инициативе или по ходатайству сторон может разрешить задавать свидетелю вопро-сы. Как правило, свидетель приносит присягу Суду. Освободить сви-детеля от присяги может только Суд после заслушивания сторон.

Правила процедуры предусматривают, что после того как стадия письменного разбирательства полностью завершена, судья-доклад-чик представляет Суду свой предварительный доклад с рекоменда-циями о том, каким образом рассматривать данное дело. Судья-до-кладчик, в частности, дает рекомендации о необходимых дополни-тельных процессуальных действиях, а также о том, передавать ли дело пленарному заседанию Суда или одной из его палат. Суд затем принимает решение о последующих действиях.

Если следовать процедурным нормам, то устное разбирательство должно начинаться с заслушивания теперь уже основного доклада судьи-докладчика, в котором обобщаются факты, правовые нормы и доказательства. Но па практике такой доклад рассылается заранее и тем самым молчаливо признается заслушанным.

Устное разбирательство ведется председателем (Суда или пала-ты), который несет ответственность за его должное проведение. Председатель, а также другие судьи и генеральный адвокат вправе в ходе устного разбирательства задавать вопросы представителям, консультантам и юристам сторон. Стороны могут обращаться к Суду только через своего представителя, консультанта или юриста.

Генеральный адвокат представляет свое заключение устно в конце устного разбирательства. Это последний этап такого разбира-тельства. После выступления генерального адвоката председатель объявляет устное разбирательство законченным. Правила процеду-ры допускают исключения: если после выступления генерального адвоката Суд сочтет необходимым, то он вправе предписать проведе-ние дополнительных мер по изучению обстоятельств дела или по-вторить прежнее расследование. Суд также может возобновить уст-ное разбирательство.

Описанный выше порядок применяется в Суде европейских со-обществ для рассмотрения прямых исков и кассационных жалоб на решения Суда первой инстанции. Иной порядок принят в отноше-нии обращений национальных судов (предварительных решений). Он больше напоминает процессуальные правила рассмотрения дел в конституционных судах, существующих во многих государствах со-временного мира, в том числе в странах, входящих в европейские сообщества.

Инициатива здесь полностью принадлежит национальным судам. Они и только они направляют свои обращения в Суд европей-ских сообществ. Причем делается это, как правило, уже после начала судебного разбирательства по тому или иному делу.

Поскольку в государствах-членах действуют различные судеб-ные системы, практика обращения национальных судов в Суд евро-пейских сообществ достаточно разнообразна. Одни суды сопровож-дают свое обращение подробными приложениями с объяснением фактических и юридических обстоятельство дела, а порой предлагают собственное решение. Другие суды ограничиваются кратким во-просом, как бы полагая, что Суд европейских сообществ находится в курсе проблем правового развития в государствах-членах. Далеко не всегда национальные суды правильно интерпретируют само назна-чение предварительных решений и возможности Суда европейских сообществ.

В сущности, на Суд европейских сообществ возложена задача, сводящаяся к тому, чтобы дать толкование применяемому праву со-обществ. И это делается не в общем виде, а строго в рамках, очерчен-ных конкретным делом.

Рассмотрение обращений национальных судов в Суде европей-ских сообществ с этих позиций может расцениваться как процесс в процессе, своего рода промежуточный процесс.

Процессуальные правила, касающиеся рассмотрения дел в пре-юдициальном порядке, имеют свои особенности. Установлены иные сроки: после представления обращения в Суд европейских сооб-ществ стороны, государства и институты должны направить свои заявления или письменные замечания в течение двух месяцев. Дей-ствуют упрощенные правила перевода материалов. Решая вопросы о представительстве и присутствии сторон на своих заседаниях, Суд европейских сообществ принимает во внимание процессуальные нормы, на базе которых происходит разбирательство дела в соответ-ствующем национальном суде.

Влияние традиций и технологии общего права на Суд европей-ских сообществ определенно сказывается в том, что тогда, когда во-прос, заданный ему при рассмотрении дела в преюдициальном порядке, повторяет в основном вопрос, по которому Суд уже вынес предва-рительное решение, он после извещения об этом национального суда, от которого поступило обращение, а также заслушивания или полу-чения замечаний от сторон, государств-членов и институтов сооб-ществ и после заслушивания генерального адвоката вправе обосно-ванным образом сослаться в своем решении на прежнее суждение.

Важной чертой деятельности Суда европейских сообществ явля-ется правило, согласно которому его решения принимаются от имени всего состава судей, участвовавших в рассмотрении дела. Рег-ламент Суда не признает возможности формулирования особого мнения судьи, а тем более опубликования такого мнения.

В последние годы через Суд ежегодно проходит около 300 дел. Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде в 1994 г. составила 20,8 месяца для исков всех видов и 18 месяцев для вынесе-ния предварительных решений. При этом Суду удалось добиться сокращения сроков разбирательства дел.

Судебные решения

Правила процедуры предъявляют строгие формальные требования к решению Суда европейских сообществ. В нем наряду с указанием на то, что это есть решение Суда, должны быть приведены следующие данные: дата поступления дела, фами-лии председательствовавшего и судей, участвовавших в разбира-тельстве дела, фамилия генерального адвоката, фамилия канцлера, описание сторон, фамилии их представителей, консультантов и юристов, изложение иска или обращения за предварительным реше-нием, запись о том, что генеральный адвокат был заслушан, обобще-ние фактов, основания для принятия решения, постановляющая часть решения, включая решение об оплате судебных издержек.

Решение принимается на открытом заседании Суда. Стороны должны быть приглашены и извещены о дате и месте заседания. Оригинал решения, подписанный председателем, судьями, участво-вавшими в рассмотрении дела, и канцлером, запечатывается и пере-дается на хранение в канцелярию. Стороны получают заверенную копию решения. Канцлер отмечает на оригинале решения дату его рассылки сторонам. На канцлера возложена обязанность публика-ции решений, принятых Судом.

Решение Суда европейских сообществ вступает в силу в день его рассылки сторонам.

Решения Суда европейских сообществ обязательны как для сто-рон, участвовавших в разбирательстве исков, так и для национально-го суда, обратившегося за предварительным решением. Приведение в исполнение решений Суда определено условиями учредительных договоров. Как сказано в Договоре о ЕЭС, принудительное исполне-ние осуществляется в соответствии с гражданско-процессуальными нормами того государства, на территории которого оно имеет место (ст.192).

Если положение об обязательном характере решений Суда евро-пейских сообществ по искам с теоретической точки зрения не вызы-вает сомнений, то по отношению к предварительным решениям такие сомнения вполне возможны. Но интересы укрепления правопорядка сообществ прямо диктуют необходимость того, чтобы предваритель-ные решения Суда воспринимались национальными судами в каче-стве не только общего руководства, исходной позиции, своего рода «ключа» для рассмотрения конкретного дела, но и правового акта, который они обязаны строго выполнять.

Суд европейских сооб-ществ осуществляет свою деятельность в условиях, при которых в принципе есть два правопорядка, сохраняющих свои особенности: правопорядок сообществ и правопорядок государств-членов. И они не просто соседствуют или сопрягаются друг с другом, а оказывают друг на друга заметное влияние.

Повышению роли Суда европейских сообществ способствовали положения Маастрихтского договора. В новой редакции статьи 171 сказано о том, что государство-член обязано принимать все необхо-димые меры для выполнения решения Суда по поводу нарушения этим государством обязательств, вытекающих из Договора. Если Ко-миссия сочтет, что такие меры не приняты, она, после предоставле-ния государству возможности дать свои замечания, издает обосно-ванное заключение, определяющее пункты, по которым это государ-ство не выполнило решение Суда.

Если это государство не принимает необходимых мер по реше-нию Суда в срок, установленный Комиссией, последняя может пере-дать дело в Суд. Поступая таким образом, она определяет единовре-менную сумму или размер штрафа, подлежащие уплате государст-вом-членом, которые она считает уместными в данных обстоятельст-вах. Если Суд находит, что государство-член не выполнило его реше-ния, он может наложить на это государство обязательство уплатить единовременную сумму или штраф.

Надо сказать, что в принципе решения Суда европейских сооб-ществ выполняются относительно неплохо. Это прежде всего пред-определяется авторитетом, приобретенным Судом, его общей до-статочно высокой правовой культурой. Тем не менее вопрос об исполнении решений Суда отнюдь не снят с повестки дня. На, ка-залось бы, достаточно позитивном общем фоне были и остаются свои проблемы. Европарламент в постановлении от 13 февраля 1996 г. выразил даже свое осуждение случаев невыполнения госу-дарствами-членами решений Суда европейских сообществ.

Европарламент высказался и по поводу предварительных реше-ний. Он обратил внимание на неравномерность их использования в практике государств-членов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: