Планы семинарских занятий
Семинар 1. Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы (2 ч).
1.Основные познавательные процессы, их взаимосвязь.
2.Ощущение: физиологические механизмы, свойства и закономерности, виды
3.Развитие ощущений.
4.Восприятие и его механизмы, основные свойства, виды.
5.Индивидуальные особенности восприятия
Семинар 2.Мышление и речь (2 ч).
1.Мышление как высший психический процесс
2.Процессы, операции и виды мышления.
3.Развитие мышления у детей в концепциях разных исследователей: Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Брунер
4.Речь и речевые процессы.
5.Связь мышления и речи
6.Становление и функционирование детской речи, ее развитие
7.Диагностика мышления и речи у детей.
Семинар 3. Внимание: физиологические основы, виды и свойства (2 ч).
1.Общая характеристика внимания.
2.Виды внимания.
3.Основные свойства внимания.
4.Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников и младших школьников.
5.Методы диагностики внимания.
6.Возможности и психологические условия развития внимания у детей.
Семинар 4.Темперамент и характер (2 ч.).
1.Общая характеристика темперамента.
2.Классические теории темперамента
3.Темперамент и общение, темперамент и характер, темперамент и способности.
4.Характер как система наиболее устойчивых черт личности.
5.Черты и свойства характера
6. Взаимосвязь характера и с другими сторонами личности.
7.Методы исследования темперамента и изучения характера.
Вопросы к экзамену по курсу «Общая психология»
1. Психология как наука. Различные взгляды на предмет психологии.
2. Место психологии в системе наук. Структура современной психологии.
3. Методы исследования в психологии: классификация, характеристика.
4. Сущность и функции психики
5. Критерии развития психики и элементарные ее формы.
6. Стадии развития психики.
7. Соотношение инстинкта, научения, интеллекта в психике животных.
8. Структура и развитие психики человека
9. Критерии наличия психики и этапы ее развития: различные точки зрения.
10. Ощущения: понятие, свойства, физиологические основы.
11. Виды и значение ощущений.
12. Основные закономерности ощущений. Развитие ощущений в онтогенезе.
13. Восприятие: понятие, свойства, физиологические основы.
14. Виды восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.
15. Память: понятие, функции, физиологические механизмы.
16. Виды памяти.
17. Процессы памяти.
18. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.
19. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.
20. Мышление: понятие, функции, физиологические механизмы.
21. Мыслительные операции.
22. Формы и виды мышления.
23. Концепция развития мышления Ж.Ж.Пиаже. Способы развития мышления у детей.
24. Речь и речевые процессы. Связь мышления и речи
25. Становление и функционирование детской речи.
26. Общая характеристика внимания. Физиологические основы.
27. Виды и свойства внимания
28. Возможности и психологические условия развития внимания у детей.
29. Воображение: понятие, функции, индивидуальные различия
30. Виды и механизмы воображения.
31. Развитие воображения в детском возрасте.
32. Общее понятие деятельности и ее структура.
33. Понятие активности и ее виды.
34. Психологическая характеристика различных видов деятельности.
35. Мотивы и цели деятельности.
36. Роль деятельности в развитии психики и становлении личности.
37. Мотивы личности: сущность, структура, характеристики.
38. Классификация и функции мотива.
39. Мотивация личности: различные подходы к пониманию. Теории мотивации.
40. Общая характеристика эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния и высшие чувства.
41. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
42. Волевые качества личности. Развитие воли у детей.
43..Общая характеристика темперамента. Связь темперамента с общением, характером и способностями.
44. Классические теории темперамента
45. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Черты и свойства характера. Взаимосвязь характера и с другими сторонами личности.
46. Понятие о способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей у детей.
47. Понятие «личность» и структура личности с позиций различных направлений в психологии.
48. «Я-концепция», «Образ-Я» и идентичность. Факторы, влияющие на развитие личности.
49. Психология взаимодействия людей. Взаимодействие в группе. Межгрупповые отношения.
50..Общие аспекты психологии общения и управления.
Примерные типовые тестовые задания по курсу
1. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от периферии к центру, называют.
А) эфферентными Б) афферентными В)рефлекторными Г) функциональными
2.К числу процессов памяти не относятся:
А) запоминание Б) сохранение В) кодирование Г) воспроизведение
3. Восприятие — это психический процесс, с помощью которого происходит отражение...
А) предметов и явлений в виде целостного образа Б) отдельных свойств предметов
В) связей и отношений между предметами и явлениями Г) субъективного отношения человека к действительности
4.К числу экстероцептивных ощущений относятся:
А) органические Б) болевые В) вестибулярные Г) зрительные
5. Мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на части — это...
А) абстрагирование Б) анализ В) аналогия Г) обобщение
6. К числу свойств восприятия не относится:
А) целостность Б) модальность В) избирательность Г) константность
7. Относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной цели, называют -...
А) действием Б) операцией В) алгоритмом Г) результатом
8. К числу признаков сильного типа нервной системы не относится:
А) высокая стрессоустойчивость Б) низкая чувствительность В) способность длительно поддерживать однообразную деятельность Г) высокая работоспособность в экстремальных условиях
9. К числу особенностей нервной системы, определяющих темперамент, согласно теории И.П. Павлова не относится:
А) сила нервной системы Б) подвижность нервных процессов В) уравновешенность нервных процессов Г) нейротизм
10.Перечислите игры и упражнения, которые способствуют развитию наглядно-действенного мышления у детей ___
11. Кейс-задача. На консультацию к педагогу пришла мама одного из учащихся 5 класса. Ее сын очень неусидчив, подвижен, делает все очень быстро, но часто не доводит начатое до конца. На замечания со стороны взрослых отвечает протестом, в ответ на повторяющиеся требования демонстрирует импульсивные проявления негативизма. В среде сверстников он «заводила», но близких друзей нет.
· Охарактеризуйте темперамент мальчика по основным признакам (по И.П. Павлову и Г.Ю. Айзенку)________
· Какие сильные черты свойственны людям с данным темпераментом?___________________________
· Как должен строить педагог свое взаимодействие с ребенком, чтобы активизировать его учебную деятельность, оптимизировать общение со сверстниками?____________________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2012 – 582 с.
2. Марцинковская Т.Д. Психология [Текст]: учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская.- М.:Академия, 2013.- 397 с.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c. — 978-5-238-01679-5. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/52549.html
4. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— С.: Вузовское образование, 2014. 333— c. [эл. ресурс ЭБС IPRbooks] // https://www.iprbookshop.ru/19532
5. Челдышова Н.Б. Общая психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Экзамен, 2008. — 215 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/1137.html
6. Шаповаленко,И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]. – М.: Юрайт, 2012. – 567 с. (151.8(021) [ Ш 24 ] А2-1 А1-1ЧЗ-1)
Дополнительная литература
7. Дубровина И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов учреждений средн.проф.образования / И.В. Дубровина.- М.:Академия, 2014.-496 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста: Академ. Проект, 2011. – 420 с. (151.8(021) [ К 90 ] А2-6 А1-5ЧЗ-2ФБ-3).
9. Колоколов Г.Р. Психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Г.Р. Колоколов, Н.Л. Фоменко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Экзамен, 2008. — 168 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/1139.html
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. -М.: ЭКСМО,2011.-566с.
11. Общая психология. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 256 c. — 978-5-374-00456-4. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10726.html
12. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования:учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2016. – 149 с. // https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1120
13. Салаватулина Л.Р. Педагогика и психология учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина, Е.В. Гнатышина.- Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018.- 312 с.
14. Салаватулина Л.Р.Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина.- Челябинск: Цицеро, 2011-42 с. //https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/354