Планы семинарских занятий. Семинар 1. Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы (2 ч).




Планы семинарских занятий

 

Семинар 1. Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы (2 ч).

1.Основные познавательные процессы, их взаимосвязь.

2.Ощущение: физиологические механизмы, свойства и закономерности, виды

3.Развитие ощущений.

4.Восприятие и его механизмы, основные свойства, виды.

5.Индивидуальные особенности восприятия

 

Семинар 2.Мышление и речь (2 ч).

1.Мышление как высший психический процесс

2.Процессы, операции и виды мышления.

3.Развитие мышления у детей в концепциях разных исследователей: Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Брунер

4.Речь и речевые процессы.

5.Связь мышления и речи

6.Становление и функционирование детской речи, ее развитие

7.Диагностика мышления и речи у детей.

 

Семинар 3. Внимание: физиологические основы, виды и свойства (2 ч).

1.Общая характеристика внимания.

2.Виды внимания.

3.Основные свойства внимания.

4.Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников и младших школьников.

5.Методы диагностики внимания.

6.Возможности и психологические условия развития внимания у детей.

 

Семинар 4.Темперамент и характер (2 ч.).

1.Общая характеристика темперамента.

2.Классические теории темперамента

3.Темперамент и общение, темперамент и характер, темперамент и способности.

4.Характер как система наиболее устойчивых черт личности.

5.Черты и свойства характера

6. Взаимосвязь характера и с другими сторонами личности.

7.Методы исследования темперамента и изучения характера.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Общая психология»

1. Психология как наука. Различные взгляды на предмет психологии.

2. Место психологии в системе наук. Структура современной психологии.

3. Методы исследования в психологии: классификация, характеристика.

4. Сущность и функции психики

5. Критерии развития психики и элементарные ее формы.

6. Стадии развития психики.

7. Соотношение инстинкта, научения, интеллекта в психике животных.

8. Структура и развитие психики человека

9. Критерии наличия психики и этапы ее развития: различные точки зрения.

10. Ощущения: понятие, свойства, физиологические основы.

11. Виды и значение ощущений.

12. Основные закономерности ощущений. Развитие ощущений в онтогенезе.

13. Восприятие: понятие, свойства, физиологические основы.

14. Виды восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.

15. Память: понятие, функции, физиологические механизмы.

16. Виды памяти.

17. Процессы памяти.

18. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.

19. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.

20. Мышление: понятие, функции, физиологические механизмы.

21. Мыслительные операции.

22. Формы и виды мышления.

23. Концепция развития мышления Ж.Ж.Пиаже. Способы развития мышления у детей.

24. Речь и речевые процессы. Связь мышления и речи

25. Становление и функционирование детской речи.

26. Общая характеристика внимания. Физиологические основы.

27. Виды и свойства внимания

28. Возможности и психологические условия развития внимания у детей.

29. Воображение: понятие, функции, индивидуальные различия

30. Виды и механизмы воображения.

31. Развитие воображения в детском возрасте.

32. Общее понятие деятельности и ее структура.

33. Понятие активности и ее виды.

34. Психологическая характеристика различных видов деятельности.

35. Мотивы и цели деятельности.

36. Роль деятельности в развитии психики и становлении личности.

37. Мотивы личности: сущность, структура, характеристики.

38. Классификация и функции мотива.

39. Мотивация личности: различные подходы к пониманию. Теории мотивации.

40. Общая характеристика эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния и высшие чувства.

41. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.

42. Волевые качества личности. Развитие воли у детей.

43..Общая характеристика темперамента. Связь темперамента с общением, характером и способностями.

44. Классические теории темперамента

45. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Черты и свойства характера. Взаимосвязь характера и с другими сторонами личности.

46. Понятие о способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей у детей.

47. Понятие «личность» и структура личности с позиций различных направлений в психологии.

48. «Я-концепция», «Образ-Я» и идентичность. Факторы, влияющие на развитие личности.

49. Психология взаимодействия людей. Взаимодействие в группе. Межгрупповые отношения.

50..Общие аспекты психологии общения и управления.

Примерные типовые тестовые задания по курсу

1. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от периферии к центру, называют.

А) эфферентными Б) афферентными В)рефлекторными Г) функциональными

2.К числу процессов памяти не относятся:

А) запоминание Б) сохранение В) кодирование Г) воспроизведение

3. Восприятие — это психический процесс, с помощью которого происходит отражение...

А) предметов и явлений в виде целостного образа Б) отдельных свойств предметов

В) связей и отношений между предметами и явлениями Г) субъективного отношения человека к действительности

4.К числу экстероцептивных ощущений относятся:

А) органические Б) болевые В) вестибулярные Г) зрительные

5. Мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на части — это...

А) абстрагирование Б) анализ В) аналогия Г) обобщение

6. К числу свойств восприятия не относится:

А) целостность Б) модальность В) избирательность Г) константность

7. Относительно завершенный элемент деятельности, направлен­ный на достижение промежуточной цели, называют -...

А) действием Б) операцией В) алгоритмом Г) результатом

8. К числу признаков сильного типа нервной системы не относится:

А) высокая стрессоустойчивость Б) низкая чувствительность В) способность длительно поддерживать однообразную деятельность Г) высокая работоспособность в экстремальных условиях

9. К числу особенностей нервной системы, определяющих темперамент, согласно теории И.П. Павлова не относится:

А) сила нервной системы Б) подвижность нервных процессов В) уравновешенность нервных процессов Г) нейротизм

10.Перечислите игры и упражнения, которые способствуют развитию наглядно-действенного мышления у детей ___

11. Кейс-задача. На консультацию к педагогу пришла мама одного из учащихся 5 класса. Ее сын очень неусидчив, подвижен, делает все очень быстро, но часто не доводит начатое до конца. На замечания со стороны взрослых отвечает протестом, в ответ на повторяющиеся требования демонстрирует импульсивные проявления негативизма. В среде сверстников он «заводила», но близких друзей нет.

· Охарактеризуйте темперамент мальчика по основным признакам (по И.П. Павлову и Г.Ю. Айзенку)________

· Какие сильные черты свойственны людям с данным темпераментом?___________________________

· Как должен строить педагог свое взаимодействие с ребенком, чтобы активизировать его учебную деятельность, оптимизировать общение со сверстниками?____________________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2012 – 582 с.

2. Марцинковская Т.Д. Психология [Текст]: учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская.- М.:Академия, 2013.- 397 с.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c. — 978-5-238-01679-5. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/52549.html

4. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— С.: Вузовское образование, 2014. 333— c. [эл. ресурс ЭБС IPRbooks] // https://www.iprbookshop.ru/19532

5. Челдышова Н.Б. Общая психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Экзамен, 2008. — 215 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/1137.html

6. Шаповаленко,И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]. – М.: Юрайт, 2012. – 567 с. (151.8(021) [ Ш 24 ] А2-1 А1-1ЧЗ-1)

Дополнительная литература

7. Дубровина И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов учреждений средн.проф.образования / И.В. Дубровина.- М.:Академия, 2014.-496 с.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста: Академ. Проект, 2011. – 420 с. (151.8(021) [ К 90 ] А2-6 А1-5ЧЗ-2ФБ-3).

9. Колоколов Г.Р. Психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Г.Р. Колоколов, Н.Л. Фоменко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Экзамен, 2008. — 168 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/1139.html

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. -М.: ЭКСМО,2011.-566с.

11. Общая психология. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 256 c. — 978-5-374-00456-4. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10726.html

12. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования:учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2016. – 149 с. // https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1120

13. Салаватулина Л.Р. Педагогика и психология учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина, Е.В. Гнатышина.- Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018.- 312 с.

14. Салаватулина Л.Р.Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина.- Челябинск: Цицеро, 2011-42 с. //https://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/354

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: