Естественное вскармливание




Естественным вскармливанием называется вскармливание ребенка молоком матери. В первые месяцы жизни (до 5 месяцев) мате­ринское молоко является самой благоприятной пищей, так как в нем есть все основные питательные вещества, в том составе и со­отношении, которые наилучшим образом перевариваются и ус­ваиваются в этом возрасте. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, гормоны, специфические антитела и неспецифические вещества, убивающие микробов.

Дети получают из груди матери стерильное молоко. При грудном вскармливании они лучше развиваются, реже болеют и легче переносят заболевания, чем дети, находящиеся на сме­шанном или искусственном вскармливании.

Принимая во внимание большую потребность ребенка в пи ­ ще и невозможность благодаря малым размерам желудка и сла­бой деятельности пищеварительных желез получать и перева­ривать сразу большие ее количества, в первые два-три месяца жизни детей рекомендуется кормить часто и небольшими, порциями.

По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи ребенку на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений в течение суток уменьшают.

Более правильным является определение количества молока, необходимого ребенку исходя из его веса, состояния и по­требностей в пищевых ингредиентах. Если вес ребенка соответ­ствует средним возрастным нормам, количество молока в сутки должно составлять для ребенка от 2 недель до 2 месяцев 1/5 веса его тела; для ребенка от 2 до 4 месяцев – 1/6 веса его тела; для ребенка от 4 до 6 месяцев – 1/7 веса его тела; для ребенка от 6 до 9 месяцев – 1/8 веса его тела. Данные объема пищи следует при­нимать как приблизительные при первом назначении питания. В дальнейшем нужно считаться с аппетитом ребенка, внося только качественную коррекцию.

Недостающее количество белка можно восполнить творогом или белковыми препаратами. Дефицит жира целесообразнее всего корригировать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте – сливочным маслом. Для возмещения недостающего количества углеводов пользуются сахарным сиропом.

Перед кормлением ребенка женщина должна вымыть руки с мылом, надеть чистый халат и косынку, рот и нос прикрыть по­вязкой, состоящей из четырех слоев марли, протереть сосок Ват­ным тампоном, смоченным раствором борной кислоты.

Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. При естественном вскармливании все дети с месячного возраста должны получать аскорбиновую кислоту. Детям, вскармливае­мым грудью, аскорбиновую кислоту следует давать по 30 мг в день, а получающим донорское стерилизованное молоко – не ме­нее 100 мг в день (по 50 мг 2 раза).

Витамины группы В малышам дают с 2-месячного возраста в виде пасты из пекарских дрожжей по одной чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по две чайные ложки в день. Витамины А и D ребенок получает с месячного возраста, в виде капель.

С 1 – 1,5-месячного возраста ребенку следует давать ягодные, фруктовые и овощные соки, начиная с 1/2 чайной ложки и до 40 – 50 мг в день (в 2 – 3 приема), с 4-месячного возраста – протер­тое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки до 2 столовых ложек в день.

В 4,5 месяца ребенок может получать 1/2 яичного желтка в день как источник фосфора, кальция, железа, витаминов, а также высококачественного белка и жира. С целью меньшей аллергизации и профилактики вирусных заболеваний желток надо давать в вареном виде.

Прикорм. К 5 – 6 месяцам жизни у ребенка возрастает воз­можность переваривания и усвоения новых видов пищи. Грудное молоко уже не удовлетворяет всех его потребностей в питатель­ных веществах, и если своевременно не начать прикармливать, у ребенка может наступить задержка в росте и развитии, нару­шение обмена веществ.

Более раннее (с 4 месяцев) введение прикорма можно реко­мендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее – при острых желудочно-кишечных расстройствах, лихорадочных заболеваниях, сильной жаре.

Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные пра­вила: прикорм давать перед кормлением грудью, вводить постепен­но, начиная с малых количеств, переходить к другому виду при­корма только после того, как ребенок привыкнет к первому виду; прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к бо­лее густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая, ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

Первым прикормом может быть овощное пюре или 5%-ная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощное пюре как первый прикорм полезно назначать детям недоношенным, стра­дающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией, а так­же в связи с тем, что после каши дети неохотно берут овощное; пюре.

Через 2 недели после введения 5%-ной каши ее заменяют 10%-ной на цельном молоке, причем манную кашу нужно чере­довать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша. Сливочное масло в рацион ребенка вводят с 5,5-месячного возраста. В 10%-ную кашу и овощное пюре добавля­ют 3 г масла.

В 7-месячном возрасте дают суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят второй прикорм – обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 8 месяцев ребен­ку назначают третий прикорм – кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 месяцев – фрикадельки, к концу года – паровую котлету. Полезно давать ребенку печень, мозги, рыбу.

Назначать кисели детям первого года жизни не следует, так как это блюдо сильно обогащает пищу углеводами, а питатель­ная ценность его незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые ви­таминами и минеральными солями.

В районах, где и в летнее время население испытывает недо­статок в свежих ягодах, фруктах и овощах, а также в зимнее время (в средней полосе нашей страны), можно давать консер­вы, приготовленные специально для детского питания из высоко­качественных сортов продуктов. Прикорм желательно разнообра­зить, но никогда не переходить к новому виду пищи, если ребе­нок не привык к предыдущему.

Увеличивая по мере привыкания ребенка количество даваемой ему новой пищи, постепенно заменяют ею одно за другим кормление грудью. Общее количество пищи, получаемой ребен­ком за одно кормление, во вторую половину года не должно пре­вышать 200 мл.

 

Смешанное и искусственное вскармливание

Назначать смешанное и искусственное вскармливание необходимо, если имеются для этого существенные показания. Вместе с тем при недостатке грудного молока не следует задер­живать ребенка на естественном вскармливании. Своевременное назначение рационального смешанного, а при необходимости и искусственного вскармливания предупреждает развитие гипот­рофии.

Смешанным вскармливанием принято условно считать такое вскармливание, когда смеси составляют более 1/5 суточного рацио­на питания ребенка; при искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи.

Показаниями к назначению смешанного вскармливания явля­ются истинная гипогалактия (отсутствие молока) и некоторые заболевания матери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число грудных кормлений. Основанием к пе­реводу ребенка на искусственное вскармливание являются пол­ное отсутствие молока и невозможность обеспечить ребенка до­норским молоком.

При смешанном и искусственном вскармливании основным продуктом питания является коровье молоко. В 100 мл коровьего молока содержится в 3 раза больше белка, чем в женском, одна­ко усваивается он значительно хуже. Объясняется это преобла­данием в коровьем молоке казеиновых фракций. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании белка на 1 кг веса должно быть больше, чем при естественном.

Содержание жира в женском и коровьем молоке примерно одинаковое, но различный химический состав его определяет бо­лее трудную перевариваемость и усвояемость жира коровьего молока. Углеводов в коровьем молоке в 2 раза меньше, чем в женском, поэтому в коровье молоко добавляют сахар. Витаминов и ферментов в коровьем молоке значительно меньше, чем в жен­ском. Для некоторого приближения количественного состава ве­ществ коровьего молока к женскому его разводят слизистыми или мучными отварами. Этим достигается уменьшение количе­ства чужеродного белка и жира и увеличение количества угле­водов.

С целью повышения усвоения основных ингредиентов коровь­его молока предложены кислые смеси, преимущество которых заключается в кислой реакции, тормозящей рост бактерий и по­вышающей усвоение жира, а также в мелкохлопчатом створаживании казеина, значительно облегчающем его переваривание усвоение. Из всех известных видов кислого молока наибольшего внимания заслуживает кефир, стимулирующий секрецию пище­варительных соков, желчи, содержащий витамины и ферменты. Молочная кислота, накапливающаяся в кефире, способствует нежному створаживанию белка и лучшему усвоению жира. Мо­лочнокислые бактерии кефира вытесняют патогенную флору кишечника, поэтому он особенно показан детям с неустойчивый стулом и в летнее время года.

Чтобы сохранить правильное соотношение ингредиентов и придать пище приятный вкус, в кефир добавляют сахар: для де­тей первых 5 – 6 месяцев жизни – 10%, для более старших – 5%.

При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в действительно необходимом количестве и с таким расчетом, что­бы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого в детских учреж­дениях ребенка в течение 1 – 2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм вводят постепенно с таким расче­том, чтобы в течение 3 – 4 дней полностью покрыть все потреб­ности ребенка в основных пищевых ингредиентах.

Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некотором кормлении. Последний способ более целесообразен при гипогалактии у матери, так как регулярное и достаточно частое при­кладывание ребенка к груди способствует увеличению количе­ства молока у кормящей женщины. Необходим он также в пер­вые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.

После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно да­вать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Однако необходимо, чтобы кормлений грудью было не менее трех или в крайнем случае двух, так как при редком при­кладываний ребенка к груди лактация быстро угасает.

В качестве докорма при смешанном вскармливании лучше использовать кефир и только при его отсутствии можно рекомен­довать сладкие смеси, в которых к молоку добавлены слизистые или мучные отвары, приготовленные из различных круп: риса, овса, гречки и др.

Если ребенка вскармливают сцеженным женским молоком и кефиром, лучше смешивать их вместе в одной бутылочке непо­средственно перед кормлением, что обеспечивает легкое привы­кание ребенка к кефиру (Он может быть цельным независимо от возраста ребенка).

Детям до 3 месяцев, если количество докорма велико или он дается как самостоятельное кормление, назначают В-кефир (1/2 ке­фира и 1/2 отвара).

Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусст­венное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона питания вытесняется постепенно. Если же ребенка переводят на искусственное вскармливание внезапно, то осуществлять такой перевод нужно крайне осторожно, начиная с разведений.

Режим питания при смешанном вскармливании остается та­ким же, как и при грудном. При искусственном вскармливания рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с более длительными промежутками между отдельными кормле­ниями, так как чужеродная пища дольше задерживается в же­лудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, за­висит от возраста и веса ребенка.

Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах при смешанном и искусственном вскармливании несколько иная, чем при грудном. Потребность в белке зависит от соотношения груд­ного и коровьего молока. Если грудное молоко составляет 2/3 су­точного количества пищи, ребенок должен получать 3 г. белка на 1 кг веса; при равном количестве грудного и коровьего молока – 3,5 г.; при 1/3 грудного молока и 2/3 коровьего – 4 г. При искусст­венном вскармливании ребенок должен получать 4,5 г. белка.

Жиры и углеводы при смешанном и искусственном вскармливании дети получают в том же количестве на 1 кг веса, как и при естественном вскармливании.

Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании назначают в той же последовательности, как и при естественном, но все их виды в рацион вводят на месяц раньше. Свежие фрук­товые, ягодные и овощные соки, тертое сырое яблоко, рыбий жир, желток детям назначают в тех же количествах, но на 2 – 2,5 недели раньше, чем они получают при естественном вскармливании, аскорбиновой кислоты дают ребенку не менее 100 мг в сутки.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие грудных детей, особенно при смешанном и искусственно вскармливании, является вскармливание их по аппетиту. При этом часы кормления нужно строго соблюдать, а количество пищи в каждое кормление должно быть по аппетиту. Нельзя насильно давать ребенку все назначенное количество пищи или отказывать в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ребенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие качественные изменения в его рацион.

 

Питание детей от года до 7 лет

Когда ребенок вскармливается нормально, к году он привыкает к разнообразной пище, его можно переводить на общий стол. Не следует отлучать детей от груди в жаркое время года, случаях их заболевания, особенно желудочно-кишечными болезнями, а также в период проведения прививок.

Организуя питание детей старше года, надо учитывать их физиологические особенности: развитие жевательного аппарата, нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, раз­витие вкусового восприятия.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное коли­чество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полу­жидкая пища заменяется более твердой. Теперь можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменя­ют фрикадельками котлетами. В 2 – 3 года детям можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).

Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. В сутки требуется молока ребенку от 1 года до 2 лет не менее 700 мл, от 2 до 7 лет – не менее 500 мл.

В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гуси­ное мясо, жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно осво­бождать мясо от костей; можно давать и селедку (паштет, фаршмак).

В детском питании широко используют овощи, фрукты и яго­ды, такие, как редис, репу, редьку, лук, кабачки, шиповник, смо­родину, крыжовник, облепиху, бруснику, клюкву, морошку и др. Следует включать в рацион питания детей огородную и дикора­стущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т. п.).

При составлении меню обязательно учитывают количественные и качественные нормы питания, пра­вильное соотношение в нем белков, жиров и углеводов, калорий­ность пищи. Нормы питания вычисляются в зависимости от возра­ста и веса ребенка. Например, суточная потребность ребенка 5 лет (вес 18 кг) в питательных веществах: 60 – 65 г. белка, 60 – 65 г. жи­ра и 220–250 г. углеводов. Каждый грамм белка и углевода, попа­дая в организм, выделяет 4,1 кал, жира – 9,3 кал. Общее их количество составляет 1700 – 1900 кал.

Пользуясь таблицами состава и калорийности пищи, составляют меню, отвечающее потребностям детей данного возраста. При этом следят за тем, чтобы в меню входили продукты животного происхождения. Жиры и белки ра­стительного происхождения допускаются в пище ребенка в огра­ниченных количествах (жиры не более 10 – 15 % общей потребно­сти в пище, белки – не более 25 %); потребность в углеводах на 50% удовлетворяется за счет сахара.

Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые), дают в пер­вую половину дня – на завтрак и обед, так как они, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков. Во время ночного сна процессы пищеварения замедляются, потому на ужин ребенок должен получать молочные, овощные и крупяные блюда как легко усваиваемые.

В меню детей необходимо ежедневно вводить нужное им ко­личество витаминов и минеральных веществ.

Детей старше года кормят не более 4 – 5 раз в сутки с промежутками между приемами пищи в 3 –4 ч. Суточный объем рациона питания распределяется примерно так: завтрак – 25%, обед – 35%, полд­ник – 15%, ужин –25%. Последнее кормление ребенка прово­дится за 1 –1,5 ч до сна.

Детская пища должна быть разнообразной, вкусно приготов­ленной и красиво подана. Между подачей первого и второго блюда необходимо делать небольшие интервалы.

Детей необходимо приучать есть бульон вместе с его за­правкой, мясо – с гарниром. Если второе блюдо сухое или твер­дое, можно разрешить запить его компотом или киселем. Это особенно рекомендуется тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к дли­тельной задержке ее во рту. Водой запивать пищу не следует, так как она, разбавляя пищеварительные соки, снижает их концен­трацию.

Не надо принуждать ребенка, если он не хочет, съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчи­танные на индивидуальные особенности и потребности организма ребенка. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище.

Рациональное питание, гигиенический режим и правильный уход за ребенком способствуют улучшению аппетита и хорошему здоровью.

Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Шести-семилетних ребят надо приучать пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры, яблоки. Во время приема пищи следят за тем, чтобы дети не спешили, не набивали рот слишком большим количеством пищи и не разговаривали в это время; учат вытирать рот салфет­кой не только по окончании приема пищи, но и во время еды, если в этом есть необходимость. Младшим детям перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бу­мажными салфетками.

 

III.5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ

Назначение одежды

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она за­щищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует хорошей теплоотдаче.

Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше, чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малым весом: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж; в меньшей степени – бумазея, байка, фланель, синтетические ткани – поролон и синтепон. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что они обладают хорошей воздухопро­ницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося меж­ду одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначен­ную для холодного времени года.

Для летней одежды используют гладкие светлые хлопчатобумажные ткани: мадаполам, нансук, батист, бязь, ситец, сатин. Ценным качеством этих тканей является их гигроскопичность, способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные выше ткани, испаряет ее; одежда, сшитая из полотна, особенно хороша в жаркое время, так как способству­ет охлаждению тела.

Капрон, нейлон, хлорин – материалы из синтетического волок­на – хорошо впитывают жировые вещества, которые, закупоривая поры тканей, ухудшают их воздухо- и паропроницаемость. Кроме того, эти ткани обладают повышенной проницаемостью для инфра­красной радиации, поэтому для пошива детского белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемо­стью, задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Одежда должна соответствовать времени года и погоде, воз­расту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички,

 

Одежда детей первого года жизни

Новорожденным нужны распашонки, чепчики, подгузники и пе­ленки (100X100 см), количество которых для каждого ребенка должно быть достаточным (как показывают наблюдения, ребенок первых месяцев жизни мочится 20 – 26 раз в сутки).

Одежду для самых маленьких шьют из хлопчатобумажной тка­ни, фланели и байки, без грубых швов, с минимальным количест­вом завязок и застежек, затрудняющих процесс одевания и раз­девания, подгузники делают из марли или старой хлопчатобумаж­ной ткани размером 60 X 65 см. Их подкладывают под ягодицы между ножками ребенка.

Для предохранения верхних пеленок и одеяла от загрязнения подкладывают клеенку размером 30 X 30 см. Пользоваться клеен­ками большего размера не следует, так как они способствуют по­явлению у ребенка потницы и опрелостей. Если в помещении хо­лодно, можно надеть поверх бумажной и фланелевой кофточки шерстяную, завернуть ребенка до подмышек в бумажную и бай­ковую пеленки, затем в байковое или шерстяное одеяло. Нельзя заворачивать малыша очень туго, так как в таком положении за­труднено дыхание, кровообращение, а в теплое время это вызы­вает перегревание тела и образование на коже потницы. В 1,5 – 2 месяца ребенку можно надеть ползунки. Они не стесняют его движений и предохраняют от переохлаждения.

Во время прогулок или сна на свежем воздухе в холодную по­году, помимо обычной комнатной одежды, детей завертывают в ватное одеяло или укладывают в спальный мешок. Спальный ме­шок должен быть теплым, но легким, весом не более 2 кг, на 20 см превышать рост ребенка и не стеснять его движений. Перед укла­дыванием в спальный мешок ребенку надевают теплую распашон­ку, ползунки, на голову – чепчик или косынку, завертывают в пеленку или байковое одеяло.

С 6 месяцев, когда дети начинают самостоятельно передви­гаться (ползать), ползунки заменяют колготками. Платья для де­вочек в этом возрасте неудобны, так как затрудняют ползание, мешают свободно нагибаться за игрушками. Их, так же как и спе­циально сшитые костюмы для мальчиков, обычно надевают тогда, когда дети начинают хорошо ходить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: