История хараппской цивилизации




РЕФЕРАТ

на тему:

«Санитарное дело в период Хараппской цивилизации»

Выполнил: студент 1 курса,

факультета “лечебное дело”,

115 группы - Сат Д.М

Проверил: Тарасюк. С.Д

 

г. Благовещенск

2020 год

Содержание

Введение……………………………………………………………3

История Хараппской цивилизации……………………………….4

Города………………………………………………………………6

Власть и управление……………………………………………….7

Технологический уровень Хараппской цивилизации…………...8

Искусство и ремесла……………………………………………….9

Торговля и транспорт……………………………………………...11

Сельское хозяйство………………………………………………..13

Изменение климата, засуха……………………………………….14

Мохенджо-Даро…………………………………………………....15

Заключение…………………………………………………………17

 

 

Введение

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская».

Характерные черты: монумент. архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по плану. Прямые улицы, ориен-ые с запада на восток и с юга на север.

Один из них — Мохенджо-Даро (с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит. Занимал площадь около 2,5 квадратных километров; в нем жило 35—100. тыс. человек.

В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации.

Были купальни. В ее центре размещался бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м Дно бассейна было покрыто битумом. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же

располагались 2 бани, которые нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным,их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Водосточные трубы через стены выходили в сточную систему города.

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот (глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось большое внимания. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда.

История хараппской цивилизации

Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры[en], найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.

Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган[en]. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.

Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.

В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий.

Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации.

Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг.

Зрелая хараппская цивилизация продолжалась между 2600—1900 лет до нашей эры. По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период.

 

В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные урбанистические центры. Часть из них располагалась в нынешнем Пакистане — Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Другие, на территории нынешней Индии — Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков.

Города

Города Индской культуры — первые в Южной Азии, достигшие столь высокого уровня развития. Планировка городов и её уровень говорят о том, что индцы по сути имели муниципалитеты современного типа, которые позволяли строить и обслуживать столь крупные города. В первую очередь индская культура уделяла внимание доступности религиозных объектов и гигиене.

Как видно из объектов Мохенджо-Даро, Хараппы и Рахигархи, городская планировка уделяла особое внимание гидротехническим сооружениям, включавшим в себя канализационную и дренажную системы. Подробнее — Гидротехника долины Инда. Внутри городов отдельные дома и группы домов, получали воду из колодцев. В домах были комнаты для купания и вода из них поступала в крытые стоки, которые тянулись вдоль улиц. Система отвода сточных вод достигла такого уровня, что ей не было равных по инженерной проработке на Ближнем Востоке в тот же период. Даже в современный период Индии и Пакистана система гидротехники Индской культуры порой превосходит по качеству многие районы этих стран.

Архитектура Хараппов выделяется продуманными зернохранилищами, верфями, складами, площадками для производства кирпича, защитными стенами. Стены при этом использовались как для оборонных целей, так и для защиты от наводнений. Однако вызывает споры подход хараппов к военному делу и в целом к монументальному строительству. В отличие от современников этой цивилизации, Месопотамии и Древнего Египта, хараппская цивилизация не строила излишне большие здания. Не найдено дворцов, больших храмов. Большая часть крупных зданий относится к зернохранилищам. Также в Мохенджо-Даро найдены остатки так называемой Большой Ванны — предполагается, что это была общественная баня.

Стены вокруг городов не всегда однозначно интерпретируются как защитные сооружения. Археологи предполагают, что многие из них защищали именно от паводковых вод, а не от нападений противника. Большинство жителей города, по-видимому, были торговцами и ремесленниками. Люди жили сообразно своему роду деятельности, город делился строго на районы, где жили те или иные профессионалы. При раскопках найдены изготовленные стеклянные шарики, бусы. Также обнаружены штампы с разными изображениями. Система письменности Индской цивилизации до сих пор не расшифрована.

Объекты Хараппской Культуры (красные) и современные города (чёрные)

Карта реки Инд, с наибольшими по размерам региональными городами-центрами

Общий уровень жизни населения в культуре был относительно равным. Исследователи отмечают её эгалитарность, направленность на примерно равные условия жизни для большинства людей. Все дома имели доступ к водопроводу и канализации, включая систему дренажа. Подобный подход был немыслим даже в поздние Средние века в большинстве городов Европы. В городах Хараппа и Мохенджо-Даро в каждом доме был туалет с подведённой к нему системой канализации.

Власть и управление

Археологические раскопки не дают точных ответов в плане формы правления в Индской цивилизации. Сложно определить, какие именно слои населения обладали наибольшей политической властью. Однако единый центр управления с соответствующими органами власти, наделёнными большими полномочиями, явно был. Об этом говорят города с единой планировкой, сложная система водоснабжения, очень сходная по дизайну посуда и прочие изделия, имевшие явно некий общий стандарт изготовления: кирпичи, печати, керамика-посуда, меры веса, общественные сооружения.

Это позволяет утверждать следующее:

Существовало единое государство с планированием городов и поселений, расположением тех или иных мест добычи сырья, со стандартами в размерах и весе (строительный материал, например, кирпич).

Единого правителя над всем государством не было. Но явно были отдельные управленцы, как минимум над крупными городами цивилизаци: Мохенджо-Даро, Хараппа и так далее. Подобное с некоторыми особенностями и различиями в истории Древнего мира и Античном периоде встречалось. Наиболее известный пример — полисы Древней Греции.

В обществе Индской цивилизации не было резкого расслоения в правах и достатке. Большинство обладало примерно равным социальным статусом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: