У поэта соперников нету...




Заключительный этап 2020-2021 уч. год

Отечественная филология

Класс

Русский язык

Задание 1

Баллов

Слово ОДИН может иметь разные значения. Выпишите из приведенных предложений словосочетания ОДИН + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, указывая каждый раз номер предложения и одновременно распределяя словосочетания по группам в соответствии со значением слова ОДИН. Поясните значение этого слова в каждой группе, например, подобрав синонимичное слово или словосочетание. Придумайте по одному примеру предложений на каждое из выделенных вами значений, используя в них слово один в форме множественного числа. Если для какого-либо значения это невозможно, объясните, какова причина. Постарайтесь, чтобы придуманные вами примеры понимались однозначно.

(1) В огромной люстре горела всего одна лампочка.

(2) В одном королевстве жили-были король с королевой.

(3) В этой группе все ребята одного года рождения.

(4) Для этого рецепта понадобится одно яйцо и немного молока.

(5) Из всех предметов он любил одну математику.

(6) Каждый день он ходил на тренировки одной дорогой.

(7) Как-то возвращаясь из одной зарубежной поездки, он опоздал на самолет.

(8) Один я знал ответ на этот вопрос.

(9) Он всегда завтракал одной только овсяной кашей.

(10) Отец провел на даче лишь один день и вернулся домой.

(11) У матери и дочери – один размер одежды и обуви.

(12) У этой задачи одно правильное решение.

Задание 2

Баллов

Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли: а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Желание посмотреть было выше моих сил.

Задание 3

Баллов

Прочитайте предложения. Определите, какие из них содержат ошибки (или лексические, или грамматические, или орфографические). Исправьте ошибки и запишите предложение правильно.

(1) Над окном, украшеным резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынишней весной, уже поселилась первая семья скворцов.

(2) В некоторых племенах Южной Америки до сих пор сохранился культ предков: местные индейцы уважают, боятся и поклоняются духам умерших.

(3) Урал – сказочный сундук с золотом, алмазами, изумрудами, топазами, сейф, в который природа положила впрок на многие и многие века.

(4) Рыбья мелочь серебренным дождем брызнула в стороны, и по воде разошлись широкие круги.

(5) Конфликт оказался неразрешимым: каждая сторона, ссылаясь на события в прошлом, обвиняли друг друга всё больше и больше, и в результате не удалось не только прийти к компромиссу, но и спокойно выслушать взаимные претензии.

(6) Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши.

(7) По окончанию переговоров между странами установились дипломатические отношения.

(8) И уже через год состоялась первая премьера этого спектакля, перевернувшего взгляд на современное искусство.

Задание 4

Баллов

Расположите слова в порядке возрастания количества морфем в слове: скоросшиватель, обворовать, перебрала, переобувшийся, пылеводонепроницаемый

Задание 5

Баллов

Среди приведенных ниже словосочетаний с количественным значением есть такие, в которых слова зависят друг от друга (т.е. возникает два вида связи).

Выпишите эти словосочетания, стрелками покажите синтаксические связи и охарактеризуйте их (укажите главное слово, вид связи и грамматические признаки, участвующие в каждой из связей).

Какие морфологические характеристики должны иметь компоненты словосочетаний с количественным значением, чтобы между ними одновременно возникли две связи?

В каждом из оставшихся словосочетаний покажите стрелкой и охарактеризуйте синтаксическую связь (укажите главное слово, вид связи и грамматические признаки, в ней участвующие).

1) Два стула, (2) двадцать один день, (3) двадцать пять книг, (4) двухсот метров, (5) много усилий, (6) полтора килограмма, (7) сотня рублей, (8) у обоих студентов.

 

Русская литература

Задание 1

Баллов

Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё – пять букв…

Кому посвятила М.И. Цветаева — это стихотворение? Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении.

Задание 2

Баллов

Выполните целостный анализ стихотворения Б.Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: тема и идейное содержание стихотворения; отношение к русской поэтической традиции; авторское понимание избранности поэта, поэтического дара, творческого процесса; изобразительно-выразительные средства языка; особенности поэтического синтаксиса.

Предложенные для анализа направления носят рекомендательный характер; Вы можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

У поэта соперников нету...

У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

Задание 3

Баллов

Напишите интервью с современным писателем (прозаиком, поэтом, драматургом).

Для этого выполните следующие задания:

1). Определите тему и цель беседы. Запишите информацию об этом в начале интервью.

2) В начале интервью обоснуйте также выбор кандидатуры писателя. Сообщите необходимые сведения о своём собеседнике.

3). Запишите диалог с писателем: вопросы журналиста и ответы писателя. Минимальный объём – 10 вопросов.

Примечание. Для интервью нужно выбрать кандидатуру писателя, в настоящее время пишущего и публикующего в книжных издательствах (бумажные книги).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: