Лекция 5.
1. Необходимость обучения и повышения квалификации персонала.
2. Анализ потребностей в переподготовке управленческого персонала.
3. Стратегическое и оперативное планирование процесса переподготовки и повышения квалификации
4. Роль кадровых служб в повышении квалификации управленческого персонала
5. Программы переподготовки и повышения квалификации
6. Методы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
7. Оценка качества переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
1. Персонал характеризуется рядом количественных и качественных параметров, среди которых важнейшим является уровень его квалификации. Поэтому переподготовка и повышение квалификации кадров в настоящее время занимает важнейшее место в достижении целей любой организации.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от качества управления. Задача заключается в том, чтобы непрерывно поддерживать соответствие между требованиями современного бизнеса и квалификацией кадров.
Существуют различные подходы к профессиональному росту руководящего персонала. Но, несмотря на их разнообразие, все они включают в себя четыре основных блока, а именно:
· анализ потребностей в повышении квалификации;
· планирование учебных программ и самого процесса;
· создание разнообразных по форме и приемам учебных программ;
· анализ результатов и их использование для дальнейшего продвижения управленческого работника по служебной лестнице или для других целей.
Как показывает мировая и отечественная практика, успех любой организации достигается только тогда, когда работа ведется по всем четырем направлениям одновременно с разработкой и использованием соответствующей документации, учебно-методической и материальной базы.
2. Начальный этап в повышении квалификации управленческого персонала состоит в определении целей переподготовки и формулировании задач, стоящих перед управленцами. На этой стадии создается своеобразный прогноз дальнейшего обучения управленческих кадров. Он основывается на данных, полученных при сборе информации о подготовке работника, проведении входного контроля качества знаний, умений, деловых и личностных качеств.
Информация о состоянии подготовки работника формируется на основе оценки его деятельности, являющейся исходным пунктом диагностики квалификации. При этом определяется, какие профессиональные качества управленца требуют развития, коррекции и шлифовки. В ходе оценки качества знании, умений, деловых и личностных качеств специальные комиссии аттестуют работников в зависимости от результативности их труда по выбранным факторам и относительной значимости этих факторов для выполняемых работником функциональных обязанностей. По результатам входного контроля также определяется целесообразность тренинга и других форм переподготовки, выдаются рекомендации для индивидуальной программы обучения. Входной контроль проводится одновременно с психофизиологическим обследованием обучаемых..
Для выявления индивидуальных особенностей и уровня профессионализма проводится тестирование, позволяющее рационально комплектовать учебные группы, оптимизировать процесс тренинга, а также выбрать необходимые формы обучения.
Для определения потребностей в повышении квалификации управленцев необходимо выяснить в первую очередь, насколько хорошо они ориентируются в таких понятиях» как система и структура управления, его стратегия и стиль. Выявленные недостатки в знаниях и должны быть восполнены последующей учебой и тренингами.
Определение потребностей в переподготовке кадров проводится прежде всего путем кадрового аудита. С помощью тестов, анкетирования, наблюдений, собеседований, обсуждений, опросов проводится анализ подготовленности управленческого персонала и, в первую очередь, менеджеров высшего и среднего звена.
Исследованию подвергаются знания, практические навыки и умения, деловые и личностные характеристики, оцениваются психологические аспекты поведения работников, их должностные обязанности, практика работы с подчиненными и с представителями других организаций, организационная структура, система оплаты и поощрения, возможности профессионального развития и продвижения по службе и др. От работников, проводящих подобные исследования, требуется соблюдение конфиденциальности и профессиональной этики.
На основе такого анализа готовятся подробные описания и рекомендации по совершенствованию квалификации управленческих работников. Обычно за этим следует тренинг или другие методы и приемы переподготовки. Программа при этом строится на основе определения расхождений между реальным и желаемым состоянием квалификации высшего и среднего звена менеджеров и других работников.
Другой подход предполагает проведение предварительного анализа в рамках самих учебных программ. При этом преподаватели посещают организации, встречаются с руководителями до начала курса, что позволяет составить представление о потребностях в подготовке и адаптировать методику, содержание и материалы для конкретной аудитории.
Проведенные в западных корпорациях исследования показали, что менеджеры низшего и среднего звена, как правило, нуждаются в обучении и помощи для выработки стиля руководства, позволяющего им создать нормальный психологический климат, развивать гуманные отношения в трудовом коллективе, утвердить себя в роли руководителя и одновременно создать для работников стимулы к повышению производительности труда и ответственности за порученное дело. Успехи в конкурентной борьбе и прибыльном ведении дела обеспечиваются руководителем не только за счет современного стиля управления. Практика показывает, что столь же значительным пробелом в профессиональной подготовке управленческого персонала является низкий уровень управленческой культуры. Так, более половины опрошенных немецких менеджеров, посетивших организации газовой промышленности, считают низкий уровень управленческой культуры одним из факторов недостаточно эффективной деятельности их персонала. Они же указывают на возрастающую роль нематериальных аспектов в управленческой деятельности, прежде всего на использование института общественного мнения в формировании благоприятного имиджа руководителя как надежного делового партнера. Особое значение при этом ими придается управленческой и предпринимательской культуре, особенно такой ее составной части, как деловая этика, основанной на приверженности общечеловеческим ценностям - честности, порядочности работников, справедливости.
Деятельность большинства современных организаций невозможно представить в отрыве от международных хозяйственных связей. Поэтому в систему повышения квалификации управленческого персонала включают изучение и совершенствование иностранных языков, особенно английского, который является самым распространенным языком международного делового общения.
Важной проблемой, требующей решения в процессе повышения квалификации управленческих работников, является повышение качества принимаемых управленческих решений. Связано это со сложностью выбора оптимального решения. Современный менеджмент располагает достаточно эффективным инструментарием поиска оптимального решения, и в процессе повышения квалификации ставится задача обучить этому управленческий персонал.
3. В процессе планирования повышения квалификации управленческого персонала учитывается, что его обучение может осуществляться как в учебных заведениях, так и непосредственно в организациях. Непрерывность переподготовки обеспечивается рациональным сочетанием периодичности, видов и методов подготовки на основе единого плана обучения, исходя из условий деятельности и потребностей организации. Планирование повышения квалификации представляет собой определенную систему и может быть перспективным и оперативным.
Перспективное планирование рассчитано на два-три и более лет. Оно включает в себя стратегии обучения персонала, то есть выбор основных видов обучения, его формы, тематические направления, состав обучаемых (по регионам, центрам обучения и т. д.). Учитываются также, в виде опережающей подготовки кадров, потребности строящихся объектов организаций.
Перспективное планирование часто называют стратегическим. Оно опирается на учет многих факторов, наиболее важными из которых являются:
концепция кадровой политики организации;
концепция системы повышения квалификации организации, которой руководствуются учебные заведения;
перспективы развития организации, в том числе применение новых технологий, освоение новых месторождений, строительство новых промышленных объектов и т. п.;
потребности в подготовке и обучении управленческого персонала. Стратегическое планирование рекомендуется начинать с четкого определения потребностей в переподготовке, что предполагает ряд обязательных работ. Среди них важнейшей является составление списка работников, которым необходимо пройти повышение квалификации. Для этого необходимо изучить сведения о том, когда менеджер проходил последний раз обучение, либо план модернизации подразделения. Может учитываться просьба и самого руководителя. Затем уточняется примерная учебная тематика или тематическое направление. При этом следует иметь в виду, что они должны соответствовать тематической специализации учебных заведений. Наконец, определяются виды подготовки, то есть планируется не просто "повышение квалификации", а конкретный ее вид (стажировки, переподготовка, ежегодное или периодическое повышение квалификации, самоподготовка).
Общими принципами организации переподготовки кадров принято считать изучение теории и практики научного менеджмента, опыта передовых организаций, самостоятельную работу над специальной литературой, моделирование и анализ производственных ситуаций, четкое разграничение обучения на базовую, должностную и квалификационную подготовку.
При этом базовая подготовка ставит своей целью формирование менеджеров высшего звена и носит межотраслевой характер. Должностную подготовку проходят руководители низового и среднего звена перед назначением на вышестоящую должность, и характер такой подготовки обычно можно оценить как отраслевой. Квалификационная подготовка - это регулярная форма работы с управленческим персоналом с целью помочь получить дополнительные знания и умения по непосредственно выполняемой работе.
Одним из самых простых и эффективных методов подготовки и переподготовки управленческого персонала является самообразование, которое может осуществляться самостоятельно по индивидуальному плану самоподготовки. Исходными данными для его составления являются рекомендации высшего руководства, результаты аттестации, экспертных оценок, тестирования. В работе по такому плану предусматривается устранение недостатков в деловых и личностных качествах, стиле и методах руководства.
В план индивидуальной работы рекомендуется включить задания по таким проблемам, как хозяйственное законодательство, мастерство управления, организация работы по договорам, социология и психология в управлении.
После обсуждения в кадровой службе план утверждается заместителем директора по кадрам организации. Завершается учеба отчетом-собеседованием, где решающей является оценка вышестоящего руководителя.
Помимо самоподготовки практикуется составлять план ежегодногообучения управленческого персонала. Он включает переподготовку кадров как с отрывом, так и без отрыва от работы.
Для ежегодного обучения могут быть использованы такие формы, как консультации со специалистами в других организациях, посещение организаций, применяющих новые технологии, психологический тренинг для приобретения уверенности, необходимых навыков общения с людьми, различные семинары, курсы, школы и т. д.
Чтобы повысить компетентность управленческого работника, обычно практикуют ежеквартальные беседы, консультациис компетентными юристами, которые знакомят управленцев с новыми законами, постановлениями Правительства РФ, новыми нормативными документами, преимущественно по вопросам организации работы с кадрами, социальной защиты работников и др.
Семинары без отрыва от работы обычно проводятся продолжительностью не более 5 рабочих дней и организуются по мере необходимости для одной или нескольких организаций (подразделений). Например, может быть организован и проведен семинар для дочерних организаций одного региона по такому важному вопросу, как методика организации и проведения плановой аттестации специалистов. В этом случае на семинар приглашаются разработчики методики, заинтересованные руководители, работники кадровых служб. Такой семинар позволяет проводить переподготовку без длительного отрыва от работы и с экономией значительных ресурсов. При планировании таких семинаров требуется тщательный учет таких факторов, как согласованность сроков, обеспечение присутствия специалистов, обеспечение транспортом, продуманный режим питания и отдыха приезжих слушателей и т. д.
При организации семинаров с отрывом от производства необходимо' стремиться к тому, чтобы численность групп не превышала 25 человек, а длительность самой трудоемкой переподготовки не превышала 10 рабочих дней. Такая переподготовка обычно заканчивается защитой реферата или контрольным тестированием.
Для руководителей, работающих с зарубежными фирмами, требуется хорошее знание иностранного языка. Для этого необходимо один-два раза в год проводить соответствующие практикумы. Занятия в небольших группах в течение 1-2 недель с частичным отрывом от работы позволяют специалистам поддерживать иностранный разговорный язык на необходимом уровне.
Опыт показывает, что следует предусмотреть не менее чем одни раз в год изучение управленческим персоналом общепринятых в мире правил деловой переписки, а также различных новшеств в делопроизводстве и документообороте.
В программах ежегодного обучения управленцев обычно предусматривается изучение социально-психологических проблем общения между людьми.
В отличие от ежегодной подготовки периодическое обучение руководителей проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще, чем один раз в год. Оно проходит обычно в учебных подразделениях системы повышения квалификации для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда.
Такое обучение должно проводиться по учебным планам и программам. Сроки повышения квалификации для руководителей обычно не превышают двух месяцев (с отрывом от работы) или шести месяцев (без отрыва от работы). Основными формами переподготовки являются учеба в институтах повышения квалификации или на соответствующих курсах, учеба в вечерних (заочных) учебных заведениях, аспирантуре, стажировка на должности в организациях с новейшей технологией и в ведущих организациях, в том числе в зарубежных компаниях.
Стажировка планируется в целях освоения лучшего опыта, приобретения и совершенствования практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей руководителя.
Стажировки обычно проходят по индивидуальным программам, которые разрабатываются администрацией заинтересованной организации и руководителем практики. При этом в программе указывают место и время стажировки, в какой должности стажируется работник, цели и задачи стажировки, осваиваемые приемы и методы деятельности, этапы стажировки, а также оценку руководителя по итогам обучения.
По мнению большинства менеджеров кадровых служб российских организаций, повышение квалификации руководителей в западных учебных центрах - наименее эффективная форма переподготовки. Беседы с представителями западных учебных центров, где проходили обучение отечественные управленцы, свидетельствуют о низком уровне языковой и предметной подготовки отечественных менеджеров. Другое слабое место в обучении за рубежом - малая заинтересованность слушателей в учебе на фоне ярко выраженного стремления познакомиться со страной и сделать покупки.
Изучение передового зарубежного опыта в отечественных учебных центрах при соответствующих условиях может быть очень эффективным. Что касается обучения менеджеров за рубежом, то центр тяжести рекомендуется перенести с учебы в учебных центрах на посещение и анализ практической работы производственных подразделений организаций. Причем, не столько в целях поиска положительного опыта, который можно перенять, сколько для того, чтобы изменить взгляды отечествен! гых менеджеров на организацию управленческой деятельности.
Независимо от вида переподготовки все программы повышения квалификации составляются с учетом особенностей взрослой аудитории.
К такого рода особенностям можно отнести то, что взрослый человек, оказавшись в роли обучаемого, нередко стремится управлять процессом, самостоятельно выбирать, что и как изучать.
Кроме того, взрослый "ученик" обладает достаточно большим жизненным и профессиональным опытом, который служит своеобразным фильтром при получении и осмыслении информации.
Восприятие нового наиболее эффективно тогда, когда повышение квалификации базируется на имеющихся у слушателя навыках. Познание нового начинается от уровня существующего практического опыта и уже затем продвигается к более абстрактным представлениям. В этом смысле обучение руководителей является процессом в немалой степени ассоциативным, поскольку они постоянно соотносят вновь изученное и освоенное с тем, что было изучено и апробировано на практике ранее.
Менеджер-практик в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с иеобходимостыо решать конкретные проблемы и задачи, поэтому повышение квалификации должно быть проблемно-ориентированным, а все обобщения и теоретические вопросы следует доводить до практического решения реальных проблем и моделей поведения в реальных ситуациях. Иначе говоря, в процессе повышения квалификации слушатели должны видеть уместность каждой темы. И если уже во время занятий предоставляется возможность попрактиковаться в применении новых знаний и навыков без страха совершить ошибку, мотивация к дальнейшему росту квалификации значительно усиливается.
Взрослый человек должен быть подготовлен к обучению, настроен на получение новых знаний и умений. Учиться, когда школьные годы позади, а студенческие сессии вспоминаются с трудом, - это тоже опыт, приходящий с практикой. Поэтому интенсивность и эффективность профессиональной подготовки зависят от самого обучаемого, для чего менеджера необходимо вовлекать непосредственно в учебный процесс и объяснять технику и приемы "впитывания" знаний.
Иногда готовность руководителей к повышению своей квалификации ослабляется из-за того, что этот процесс сопровождается некоторым психологическим дискомфортом, то есть человек должен наработанные, привычные знания, навыки и способы действия заменить на вновь изученные или скорректированные.
Как привило, для обучения взрослых людей требуется больше времени, чем для работы с молодежью, так как с возрастом усиливаются чувства консерватизма и недоверия к новому. Но в то же время у взрослых и опытных менеджеров больше здравого смысла, знаний и опыта. Они воспринимают новое скорее через понимание, нежели через запоминание. Поэтому слушатели должны постоянно осмысливать свои действия и четко представлять цели изучения нового. Менеджерам следует давать неограниченную возможность высказывать свои сомнения, а в случае непонимания - в спокойной обстановке выяснить непонятное.
•Перечисленные особенности взрослой аудитории накладывают свой отпечаток на приемы и методы переподготовки кадров. Поэтому при планировании программ обучения нужно учитывать всю гамму различных методов и способов, варьируя их в зависимости от ситуации. Конечно, это сложный и долгий процесс, требующий немалых усилий со стороны как менеджеров кадровых служб, так и преподавателей различных курсов и школ повышения квалификации.
Оперативным планированием переподготовки и повышения квалификации кадров принято называть планирование на предстоящий год. Здесь определяются; пропускная способность учебных заведений и центров, потребности организаций в каждом из видов обучения, сроки и продолжительность учебных занятий, состав групп, тематика занятий, места обучения для каждого организации, особенности финансового и материально-технического обеспечения, необходимость разработки учебно-методических пособий и т. д.
Исходной базой для составления плана являются: предложения подразделений организации в области направлений специализации, сроков и пропускных возможностей учебных заведений (отраслевых и межотраслевых);
анализ информации и выводов последней аттестации руководителей;
предложения учебных заведений при прямых связях с организацией;
планы перспективного обучения управленческого персонала организаций (подразделений).
Составление ежегодного сводного плана проводится на основе анализа заявок от организаций (подразделений).
Программы повышения квалификации подбираются с позиции задач обучения (предстоящее повышение руководителя, изменение определенных требований к занимаемой должности, недостаточно эффективное функционирование и др.). При выборе программ и в самом процессе переподготовки менеджера в первую очередь учитывается, требует ли коррекции стиль его руководства, достаточен ли его теоретический и практический опыт, как воспринимает он свои сильные и слабые стороны, какие у него целевые ориентации и установки, насколько он восприимчив к различным методам обучения. Анализ результатов входного контроля знаний и умений позволяет составить индивидуальные программы обучения. Они формируются на основе базовых (типовых) программ, разработанных для каждой категории управленцев и должности.
В процессе обучения с применением автоматизированных обучающих систем (АОС) индивидуальные программы могут корректироваться в зависимости от начального "багажа" знаний по конкретной дисциплине и способности персонала впитывать новые знания.
На всех этапах функционирования системы непрерывного обучения управленческого персонала организации производятся расчеты стоимости и экономической оценки эффективности технических и программных средств, учитывая человеческие ресурсы. Прежде всего целесообразно определить, насколько эффективно используются материальные ресурсы. Известно несколько "контрольных точек", позволяющих измерять объем и интенсивность переподготовки управленческих кадров, а именно: доля затрат от фонда оплаты труда, идущая на повышение квалификации; количество дней в году, в течение которых каждый менеджер участвует в программах подготовки; удельный вес одновременно занимающихся в центрах по обучению в общей численности персонала.
Принято считать, что на всех этапах должно проводиться сопоставление издержек и выгод, полученных от повышения квалификации, а также наблюдение за динамикой их применения. Различают ряд характеристик, позволяющих оценить результаты от проведения мероприятий по переподготовке и повышению квалификации управленческого персонала. К некоторым из них относятся: снижение энергетических затрат; снижение аварийности; повышение мотивации труда; увеличение прибыли организации; удовлетворение работой подчиненных и т. д.
4. На примере организаций российской газовой промышленности можно проанализировать деятельность кадровых служб в осуществлении программ повышения квалификации управленческого персонала. Этим заняты в отрасли следующие структуры.
Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр (ОНУТЦ) - головная организация, ответственная за повышение квалификации и развитие системы непрерывного обучения руководителей и специалистов организаций газовой промышленности.
Назначение и основная деятельность ОНУТЦ:
создание системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
разработка организационной, нормативной и методической документации для центров профессиональной подготовки;
разработка и внедрение полномасштабных, дисплейных тренажеров и автоматизированных обучающих систем;
разработка учебно-методических пособий и учебных программ повышения квалификации;
организация и проведение обучения управленческого персонала по плану заказчика;
организация и проведение семинаров, в том числе в рамках межотраслевого и международного сотрудничества.
Управление кадров и социального развития организации в отрасли осуществляет следующие функции:
разрабатывает основные принципы функционирования системы непрерывного обучения (СНО);
принимает принципиальные решения о перспективных направлениях обучения и финансирования переподготовки кадров;
планирует контингент обучающихся и организует обучение кадров;
ведет информационный банк данных по обучению управленческого персонала.
Учебно-методический совет (УМС) рассматривает комплексные, перспективные и рабочие программы функционирования СНО, перспективные направления деятельности по развитию СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их использованию.
Межотраслевые центры обучения (МЦО) (институты повышения квалификации других ведомств, Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии, Институт высших управленческих кадров, бизнес-школа и т. д.), в которых ведется подготовка и повышение квалификации высших управленческих кадров отрасли. Основной задачей таких центров является ознакомление с методами управления производством, экономикой отрасли, социально-психологическими методами управления трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров слушателями ведется Управлением кадров и социального развития отрасли.
Факультеты повышения квалификации (ФПК) функционируют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на этих ФПК определяется предложениями производственных подразделений организаций, развитием экономики, техники и технологии отрасли,
Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения квалификации менеджеров в производственной сфере. Управленцев знакомят с достижениями в области бурения, транспорта и переработки газа. Помимо этого изучаются новые формы и методы управления производством. Планирование и комплектацию контингента слушателей проводит ОНУТЦ с учетом специфики организаций отраслей топливно-энергетического комплекса.
Компьютерный рекламно-информационный комплекс системы непрерывного обучения отрасли (РИК) осуществляет разработку, описание и наглядное отображение организационных структур повышения квалификации, функциональной схемы СНО, отраслевой сети обучения и ее функционирования, комплекс блоков для работы служб по организации и планированию обучения кадров.
РИК разрабатывает информационные ролики с краткой аннотацией учебно-методических программ, организационной и нормативно-технической документацией. Зрительный образ рекламного ролика подчинен определенной логике, позволяющей подчеркнуть оказываемую обучающемуся услугу, а не источник приобретения знаний.
Обучающийся менеджер, в первую очередь, узнает сведения о себе и о своих проблемах. Назначение ролика - заставить управленческих работников захотеть приобрести или хотя бы задуматься о приобретении той или иной документации. При этом менеджер должен с первого взгляда осознать, что предлагаемая информация непосредственно касается его интересов. Знакомясь с рекламным роликом, управленцы понимают, что если они- последуют рекомендациям, содержащимся в информации компьютерного комплекса, то это даст им какой-то реальный выигрыш (повышение в должности, прибавку к зарплате вследствие повышения квалификации, приобретение новых знаний и навыков и др.).
5. В российских организациях разработано большое количество программ повышения квалификации, соответствующих многообразию функций руководителя. Часть программ с модульной формой обучения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело в том, что при хорошей теоретической и практической подготовке у менеджера существует потребность в правильной постановке и тренировке конкретных приемов исполнения должностных обязанностей. Особенно широко используют тренинг для закрепления до автоматизма навыков управления в кризисных ситуациях и в вопросах, которым организация уделяет повышенное внимание.
Одной из таких программ в газовой промышленности является модульная программа "MBА-Газпром" - "Магистр Делового Администрирования - Газпром". Она разработана Санкт-Петербургским международным институтом менеджмента (ИМИСП), который является частной школой бизнеса и закрытым акционерным обществом с западным участием.
Каждый блок дисциплин, входящих в эту программу, получил своего специального куратора - ту или иную западную бизнес-школу. Так, например, Школа управления предприятием Университета Боккони (SDA BOCCONI) курировала подготовку блоков по стратегии, общему менеджменту, маркетингу, а также осуществляла общую координацию проекта от Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Высшая школа управления (ESADE, Испания) курировала модули, связанные с экономической теорией - микро- и макроэкономикой.
Идея обучения, заложенная в этой программе, достаточно проста. Программа рассчитана на 19 месяцев и состоит из восьми двухнедельных сессий, которые проходят в ИМИСП в Сшпег-Петербурге. Периодичность сессий - один раз в два месяца. Во время пребывания на очных сессиях участникам программы предлагается освоить существешгый объем материала по двум или трем дисциплинам и сдать соответствующие экзамены. При этом режим обучения характеризуется определенной интенсивностью и предполагает максимальную концентрацию слушателя-менеджера на учебном процессе.
Отличительной чертой такой формы обучения является отсутствие обязательных домашних заданий, которые участники могли бы- выполнять в период между сессиями. Иными словами, при подготовке программы ИМИСП исходил из того, что загрузка менеджера на рабочем месте столь велика, что не позволяет ему серьезно заниматься ничем, кроме работы.
В отличие от модульной формы обучения применяется и вторая формирующая программа "MBA-Газпром" - "Магистр Делового Администрирования - Газпром ". Она предусматривает дистанционную форму обучения слушателей и по содержанию представляет собой фактически то же самое, что и первая. Единственным отличием ее является то, что в ней принципиально меняются подходы к освоению материала. Акцепт здесь делается на самостоятельную проработку информации, выполнение обязательных домашних заданий и получение периодических и конкретных консультаций от преподавателей ИМИСП.
Постоянный контакт с преподавателями осуществляется, в первую очередь, в форме обмена информацией через работников, командированных в Москву (в РАО "Газпром"), а также посредством заказной почты, телефонного общения и факсимильной связи. Также предполагается, что слушатели программы несколько раз приедут в Санкт-Петербург для прослушивания установочных лекггий и сдачи экзаменов.
По продолжительности программа с дистанционной формой обучения занимает 2,5 года. Ориентировочное начало занятий - 1 сешября каждого года. Первая сессия длится одну неделю, в течение которой слушатели получают первоначальный объем информации, необходимый для самостоятельного освоения необходимого материала, рассчитанного на год. Кроме того, участникам программы выдается комплект методических материалов, учебники, опорные конспекты, контрольные и проверочные задания. Выполненные контрольные работы слушатель обязан передать в установленное время в ИМИСП для их проверки.
Следующая очная сессия протяженностью в две недели проходит в конце августа следующего года. Первая педеля посвящена сдаче экзаменов по изученным в течение года бизнес-дисциплинам, а вторая - получению новой информации для учебы в следующем году.
Последняя очная сессия проходит в конце февраля и посвящается защите дипломного проекта.
Слушателям, выполнившим требования программы "МВА-Газпром" по модульной или дистанционной форме обучения, вручается государственный диплом о переподготовке с присвоением квалификации "Мастер (Магистр) Делового Администрирования", а также международный сертификат ИМИСП, подписанный руководителями школ бизнеса Западной Европы, в сотрудничестве с которыми была создана программа "МВА".
Третья программа - "Менеджер-Газпром". По своему формату она представляет нечто среднее между двумя предыдущими программами. Общая протяженность обучения по этой программа - 7,5 мес. Структурно она состоит из трех очных двухнедельных модулей, которые проходят в марте, июне и октябре. Выполнившим требования программы и защитившим проект вручается государственный диплом о переподготовке с присвоением квалификации "Менеджер-экономист".
Цель этой программы - совершенствование квалификации руководителей без отрыва от основной работы. Программа ориентирована на работников, занимающих или стремящихся занять управленческие должности. В фокусе программы - финансы, организация, стратегия в меняющейся конкретной экономической среде.
6. Существуют различные формы, методы и подходы к профессиональному росту управленческого персонала. К ним относятся деловые игры, решение конкретных практических задач, анализ конкретных управленческих ситуаций, использование дискуссий как инструмента получения новых знаний и выработки оптимальных вариантов управленческих решении, социально-психологический тренинг, анализ допущенных ошибок и прецедентов, программное обучение и ряд других.
Основными методами теоретической подготовки в процессе повышения квалификации кадров принято считать проведение лекций и семинарских занятий с использованием различных иллюстративных материалов (плакатов, планшетов, слайдов и т. д.), - просмотр специальных кинофильмов и телефильмов (с одновременным или последовательным комментарием преподавателя), самостоятельное чтение специальной литературы, разработка и использование комплектов материалов дистанционного обучения (индивидуального заочного обучения).
Независимо от характера (практического или теоретического) повышения квалификации разработка методов переподготовки основывается па соблюдении ряда обязательных принципов. Это - основа при построении и внедрении любой программы обучения и использовании различных методов повышения квалификации управленческого персонала организации. Такие принципы важны как для формальной программы обучения, так и неформальной.
К таким базисным принципам относят шесть требований.
Во-первых, обучаемый должен быть заинтересован в результатах переподготовки. К факторам, способствующим высокой степени за