Тема : Роль коллектива в воспитании личности




1. Роль класса в формировании личности школьника.

2. Внутригрупповой статус и развитие личности учащегося.

3. Диагностика внутригрупповых взаимоотношений.

4. Работа по коррекции внутригрупповых взаимоотношений.

Вопросы и задания

 

1. Могут ли родители повлиять на статус ребенка в классе?

2. Может ли учитель сообщать ученику результаты социометрического исследования?

3. Составьте программу исследования и сформулируйте социометрические критерии для решения следующих психолого-педагогических задач:

а) ученица шестого класса подвергается постоянным насмешкам одноклассников;

б) ученик девятого класса сплотил вокруг себя группу ребят и оказывает отрицательное влияние

на одноклассников, которые проявляют старание в учебе.

4. Предложите возможные способы работы с этими учениками.

Основная литература

1. Верезовин НА., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.

3. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

4. Смирнова А.А. Взаимоотношения в детских группах. Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

 

5. Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения / Под ред. Л.И. Новиковой, В.И. Чепелева. М., 1970.

6. Коломинский Я.Л., Березовик НА. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организационной работы. М., 1978.

8. Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987.

9. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М., 1978.

10. Польская О.Я. Психолого-педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива. М., 1972.

11. Психологическое изучение личности школьника и класса как коллектива / Под ред. Л.И. Уманского. Кострома, 1978.

12. Ребенок в системе коллективных отношений / Под ред. Л.В. Буевой, Л.И. Новиковой. М., 1972.

13. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа №1(2 ч)

Тема: Влияние игры на формирование личности

1. Сущность и функции игры.

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы в игре.

3. Игра и развитие познавательной сферы.

4. Игра и развитие произвольного поведения.

5. Игра как метод психологической коррекции.

6. Анализ подходов к использованию игры как метода психологической коррекции.

7. Игра и коррекция познавательной сферы.

8. Игра и коррекция эмоционально-личностных проблем ребенка.

9. Влияние СМИ на формирование личности ребенка.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы отличительные особенности игры?

2. Какие функции игры вы знаете?

3. Какие особенности присущи игре дошкольника, младшего школьника, подростка?

4. Какой смысл может иметь игра для взрослых?

5. Приведите примеры использования игр на уроках.

6. Проанализируйте типичные игры современных детей (старших дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников). Опишите их психологические функции и значение в развитии личности.

7. На консультацию к психологу пришла мама с мальчиком 7 лет. С ее слов мальчик боится оставаться в комнате один, вечером не ложится спать, требуя, чтобы с ним на всю ночь оставались взрослые. Можно ли использовать игру для снятия страхов ребенка?

8. Разработайте программу коррекции памяти (внимания, мышления) детей младшего школьного возраста, используя в качестве основного метода игру.

9. Дайте психологический анализ высказыванию К.Д. Ушинского: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой -валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

10. Подумайте, какие игры можно использовать в групповой работе для формирования у подростков умений и навыков эффективного общения.

Основная литература

 

1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

2. Карабанова О Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5. Лэндрет Д. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.

6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

7. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

9. Шмаков СА.. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

Дополнительная литература

 

10. Аркин Е.Л. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

11. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

12. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М., 1991.

13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

14. Гелъфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1969.

15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998.

16. Лорензини Л. Дети и мультики // Психолог и Я. СПб., 1994 (декабрь).

17. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.

18. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990.

19. Хейзинга И. Человек играющий. М., 1992.

Лабораторная работа №2(2 ч)

 

Тема: Влияние сказки и изобразительной деятельности на формирование личности

 

1. Психологические подходы к анализу сказки.

2. Механизмы влияния сказки на ребенка.

2. Сказка - инструмент диагностики и коррекции.

3. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.

4. Рисование и развитие личности.

5. Рисование и формирование познавательных процессов.

6. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.

Вопросы и задания

 

1. Назовите психологические механизмы, которые лежат в основе влияния сказки на ребенка.

2. Какие особенности присущи русским народным сказкам?

3. Чем отличаются авторские сказки от народных?

4. Каковы диагностические возможности сказки?

5. Как может использовать психолог сказку в работе с детьми разного возраста? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6. Дайте анализ высказывания В. Гюго: «Литература - это руководство человеческого разума человеческим ростом».

7. Воспитатель 4-го отряда (возраст детей 8-9 лет) летнего оздоровительного лагеря обратилась к психологу с просьбой помочь ей выбрать правильную стратегию и тактику поведения по отношению к детям, рассказывающим по вечерам и ночам страшные истории сверстникам. Проанализируйте особенности этого возраста, причины этой ситуации и возможные выходы из нее.

8. Сочините сказку, которая помогла бы ребенку 7-8 лет научиться дружить с ребятами.

9. Проанализируйте психологический смысл сказки «Колобок», «Красная шапочка» или выберите для интерпретации сказку, наиболее запомнившуюся вам с детства.

10. Какие этапы развития изобразительной деятельности детей можно выделить?

11. Как влияет изобразительная деятельность на развитие познавательных процессов?

12. Используйте методику «Рисунок человека» с тремя детьми разного возраста (стадий дошкольник, младший школьник, подросток). Проанализируйте конкретные результаты.

13. Опишите возможности рисунка как метода коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка.

 

Основная литература

 

1. Бачков И.В. Сказочный потенциал // Школьный психолог. 2000 №39.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.

5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

6. Захаров А.И. Профилактика детских неврозов. М., 1977.

1. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 239-245.

 

Дополнительная литература

 

3. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок: Заметки психолога // Начальная школа. 1992. № 4.

4. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995.

5. Полуянов Ю.Д. Дети рисуют. М., 1988.

6. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1997.

7. Балушок В.Г. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

9. Пропп В.Л. Морфология сказки. Л., 1982.

10. Франц М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

11. Шелби Б. Тесты для детей (открой своего ребенка с помощью тестов). Тюмень. 1992.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: