Во второй половине V в. Западная Римская империя потеряла Британию, Галлию, Испанию и Африку и состояла уже из одних италийских владений. Но и на этой территории она недолго сохраняла свою власть. Правивший в то время император Валентиниан III (425—455 гг.) был совершенно ничтожной личностью, однако его министр — «последний великий римлянин» Аэций предпринимал лихорадочные усилия, чтобы сохранить империю, натравливая одних варваров на других.
Наиболее опасными для империи в середине V в. оказались гунны. В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью энергичного короля Аттилы (435—453 гг.). Его столица находилась на берегах Тиссы — на территории теперешней Венгрии. Отсюда Аттила производил далекие походы на Балканский полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Ему платил большую дань византийский император. В начале 50-х годов Аттила отправился с войском на запад и в 451 г. вторгся в Галлию, где взял много городов и дошел до Орлеана — важнейшего стратегического пункта Галлии. После длительной осады Орлеан был взять гуннами, но Аэций сумел организовать против Аттилы федерацию варваров и вынудил его отойти от Орлеана и повернуть со своими полчищами обратно на восток.
В 451 г. около теперешнего города Труа на так называемых Каталунских полях произошло сражение между племенами, населявшими Галлию и боровшимися под руководством римского полководца Аэция, с германским племенем гуннов. К этому времени Аттиле удалось создать обширный племенной союз с центром в Паннонии, включавший в свой состав ряд покоренных племен. На стороне галло-римлян против Аттилы выступили вестготы, оургунды и франки, и в результате завоеватель вынужден был отступить. Римляне одержали свою оследнюю победу. Гуннский союз, объединявший покоренные гуннами племена и державшийся силой Оружия, сразу распался. Аттила вскоре после этого Умер.
Вандалы, захватившие Рим в 455 г., подвергли этот город сокрушительному разгрому, при котором погибло много ценнейших памятников культуры. Вот почему массовое и бессмысленное уничтожение культурных ценностей называется вандализмом.
476 год считается датой падения Римской империи. Именно в этом году один из германских военачальников — Одоакр, находившийся тогда на службе у римлян, свергнул с престола последнего римского императора Ромула Августула. Так Западная Римская империя формально прекратила свое существование. Остаток ее территории в Северной Галлии был завоеван спустя 10 лет, в 486 г., франкским королем Хлодвигом. Государство Одоакра было пестрым и по своему этническому составу. Под его властью были скиры, часть готов, аланы (северокавказское племя) и др. Он наделил своих сторонников землями, конфисковав около '/з земель италийской знати. Но во внутреннее управление местного итало-римского населения он не вмешивался. Положение Одоакра было неустойчивым. Он не мог рассчитывать на поддержку какого-либо крупного варварского племени. Его отношения с римской рабовладельческой знатью в связи с произведенной им конфискацией земель были натянутыми. В Константинополе Одоакру не доверяли и подготавливали на его место своего кандидата — Теодориха, короля остготов.
Одоакр правил Италией в течение 17 лет, затем она была завоевана германским племенем остготов, которые в 493 г. основали на Апеннинском полуострове свое королевство во главе с королем Теодо-рихом. При поддержке Византии Теодорих в качестве «короля готов и италиков» правил свыше 30 лет (493—526 гг.). Это королевство с центром в Равенне просуществовало до 555 г. Теодорих рассматривал себя как «старшего» среди прочих варварских королей и стремился регулировать отношения между варварскими королевствами. В частности, он старался сохранить равновесие сил в Галлии, не давая франкским королям чрезмерно расшириться за счет бургундцев и вестготов.
Теодорих занял независимую позицию и в отношении Византии. Восточноримские императоры были недовольны его неблагодарностью.
Во внутренней политике Теодорих стремился примирить обе этнические группы населения — римскую и варварскую. Он привлекал к своему двору римских ученых и писателей, восстанавливал многие старые римские памятники, окружал себя римскими советниками. Среди них особенно большую роль играл римлянин Кассиодор, занимавший должность государственного секретаря при Теодорихе и написавший по его поручению «Историю готов». В руках римской знати по-прежнему было сосредоточено гражданское управление. Для римлян оставались в силе прежние римские законы. Теодорих не производил новых конфискаций земель, предоставив остготам лишь те, которые были ранее захвачены Одо-акром. В целях большего удобства для остготской знати распоряжаться своими новыми землями Теодорих издал указ, разрешавший землевладельцам отрывать колонов от земли.
Политический строй государства Теодориха до самого конца его правления оставался двойственным. Готы держались обособленно от римлян. Они судили по своим германским судебным обычаям. На них была целиком возложена военная служба. По религии это были ариане (арианство — весьма многочисленная секта в христианской церкви IV и V вв., которая была широко распространена преимущественно в восточных провинциях империи, а также среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основателем ее был александрийский священник Арий, учивший, что Христос не бог, равный Богу-отцу, а сотворен им).
Политика Теодориха таила в себе большие противоречия. Она не удовлетворяла полностью римскую рабовладельческую знать, мечтавшую о воссоединении с Восточной Римской империей. В то же время предупредительное отношение Теодориха к италикам, то, что он рассматривал себя как преемника бывших императоров, его преклонение перед римской образованностью, нежелание производить новые земельные конфискации — все это возбуждало недовольство им в рядах готской знати. В конце своего царствования Теодорих убедился в непрочности своего положения, когда некоторые из его высших сановников, римляне по происхождению, были изобличены как заговорщики, ведшие за его спиной тайные перегово ры с императорским двором. В государственной измене был обвинен и тогдашний римский папа, который вел интенсивную переписку с византийским двором и совершил специальную поездку в Константинополь.
Со времени поселения «варваров» прежние области западной части империи сильно одичали. Большие сооружения римлян, их крепости, водопроводы, превосходные дороги, проведенные из Италии через Альпы к Рейну и Дунаю и через Галлию к океану, пришли в упадок. В государствах, основанных германцами, не было казны и с населения не собирали налогов, поэтому не было средств, чтобы поддерживать эти крупные постройки и приспособления. В них, однако, не нуждались, поскольку сношения с отдаленными странами ослабели. Подвоз товаров с востока прекратился: в VII в. на западе уже не знали азиатских материй или греческой посуды, как это было во времена империи. Люди в основном носили домотканую одежду и пользовались орудиями, сделанными на месте.
Деньги сделались редкостью. Они не имели постоянного оборота, а большей частью сохранялись в кладовых и ларях наряду с другими драгоценностями. Зависимые крестьяне и рабы платили землевладельцам не деньгами, а натурой, т. е. работой и предметами: доставляли долю урожая, известное количество скота и домашней птицы со своего двора и приводили своих лошадей на работу, помогали подвозить на своих телегах хозяйские запасы, приходили косить, полоть и жать на господских лугах, огородах и нивах.
Землевладельцы также не платили королю денег. Они не собирали податей и не держали войско на жалованье. Люди, обязанные служить ему, вооружались сами и снаряжали за свой счет отряды, отправлялись в поход на определенное время или исполняли какое-нибудь поручение короля, разбирали тяжбы, усмиряли восстания в городах, провожали королевских гостей или купцов. Король также платил натурой — давал им землю с усадьбой, предоставлял охоту на участке своего леса или рыбную ловлю в озере, либо право собирать в гавани, у моста, в горном проходе взносы товарами с проезжающих, либо право судить в известном округе, т. е. собирать взносы за разбирательство дел.
Старинное население бывших римских областей сохранило свои обычаи; владения римлян могли переходить по завещанию к любому наследнику, германцы же признавали лишь права родственников. На суде у римлян судья сам вел разбирательство дела на основании показаний свидетелей, а не предоставлял тяжущимся спорить и драться с оружием, в руках, как это было у варваров. Германские вожди были вынуждены сохранить за своими римскими подданными привычные им порядки, оставить им старый суд; король западных готов в Испании даже поручил собрать главнейшие римские законы и составить из них для романского населения «сокращенное руководство».
По примеру римлян германцы стали составлять записи своих собственных обычаев. Это поручали знатокам старины; если приходилось устанавливать новые правила, король созывал собрание вождей, епископов и народа и «издавал», т. е. возвещал, закон.
Законы германцев составлены на очень грубом латинском языке. Их главная цель — установить порядок при конфликтах между людьми и помочь делу суда, поэтому в них определены штрафы за различные проступки и выкупы (вергельд) за убийство или ранение людей. Штрафы в пользу короля или народа, а еще более выкупы в пользу близких различаются в цене, смотря по тому, какого сословия потерпевший — знатного или простого; обидчик, уплатив должное, не подвергается наказанию. Это — варварская черта; римский закон, напротив, признает за личностью одинаковую цену независимо от звания и, кроме того, преследует обидчика как лицо, опасное Для общества. Самая старинная из этих записей — Салический Закон, или Правда салических франков, составленная еще до принятия франками христианства в V в.
Самый замечательный по своей стройности и отчетливости — Лангобардский Закон, или «эдикт» короля Ротари в середине VII в.
Лангобарды жили раньше на берегах Среднего Дуная и вступили в Италию необузданно диким племенем, пугавшим население своим страшным видом с нависшими по щекам, сплетавшимися с бородой волосами и татуированным зеленой краской лицом (около 570 г.). Они безжалостно резали туземцев и жгли селения. Их вождь Альбоин на пирах пил из черепа убитого противника. Лангобарды составляли при завоевании военное сословие, разделенное на роды; господствующие семьи владели большими стадами свиней и жили за счет земледельческой работы своих крепостных, альдионов. В Италии лангобарды сначала подчинили все туземное население. У римлян было отнято городское управление. В столкновениях между ними и лангобардами действовал лангобардский обычай.
Но скоро быт лангобардов изменился. Из странствующего войска они превратились в оседлых землевладельцев, многие лангобарды поселились в городах, и с этой переменой разрушились их старинные роды. Власть королей, назначавших по областям герцогов, стала, сильнее. Король перестал странствовать со своей свитой из одного поместья в другое. Он стал жить в укрепленной павии, где стоял его дворец и находилась его казна. В своем эдикте Ротари подражает выражениям законодательства императора Юстиниана: он хочет добиться, чтобы всякий в государстве жил спокойно по праву и закону и мог защитить свое имущество.
Через 150 лет после завоевания лангобарды слились с туземцами, и в стране установилось одинаковое право для всех свободных людей; в военной службе они делились на «сильных, второстепенных и меньших* по богатству. Лангобарды стали говорить на романском наречии; у них сохранились героические сказания о старине, но их образованность уже была чужая, латинская.
Когда свержение Ромула Августула положило конец номинальному существованию Римской империи, галло-римские и другие провинциальные магнаты довольно быстро установили с «варварами*- мирные отношения. Многие из провинциальных магнатов сумели сохранить значительные земельные владения и, отличаясь более высокой культурой, знанием законов и обычаев, стали желанными советниками при
«варварских» королях. Постепенно они слились с аристократией, складывавшейся в среде самих •«варваров»'.
Германцы разорили множество городов, а сами селились, как правило, в деревнях и хуторах, но все же в Италии, Южной Галлии и Испании остались
города. В них отчасти сохранились старые римские порядки: сенат из зажиточных помещиков и домовладельцев, выборные от города судьи и полицейские начальники, ремесленные союзы с обязанностью поставлять в город товары и участвовать в его защите. в городах осталось также самое важное римское Учреждение — власть епископов. Недаром св. Амвросий в конце IV в. при виде вторжения германцев говорил, что «волны варваров разбиваются о скалы церкви». Епископы, с основания церкви управлявшие имуществом христианских общин, теперь, в V— VI вв., распоряжались огромными владениями, которые состояли из благочестивых вкладов и завещаний. Но они имели силу и в общегородских делах.
Епископы избирались в основном из старинных римских фамилий. Епископ обыкновенно был богат. От него зависело избрание и назначение лиц, управляющих городом, он имел надзор за расходованием городских денежных средств, руководил общественными работами в пользу города. Епископ считался покровителем низших классов населения, которые шли к нему со своими жалобами. Власть епископов производила сильное впечатление на варваров. Проклятия и благословения, произносимые епископами, крестные знаки, которыми они скрепляли свои грамоты, были в их глазах таинственной и страшной силой.
Епископы постоянно переписывались, поддерживали друг друга. Особенно важны были сношения римского епископа с епископами других городов. Они напоминали прежние связи римского императора с военными вождями и наместниками провинций. Римской империи больше не было, но из Рима еще шли советы, решения и приказы.