Идея-в-себе и идея-для-себя»: логика, учение о бытии, сущности и понятии




Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770—1831)

Что такое "абсолютная идея"?

Абсолютная идея — идея, выражающая полноту всего сущего. Абсолютная идея складывается как единство полностью развитой действительности как жизни и всей полноты форм и содержания познания; это абсолютное объективное мышление. «Лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина». Существуя до природы и общества, абсолютная идея, логически развившись «в себе и для себя», далее, по мнению Гегеля, отчуждает себя «в иное» (в материю), где непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой. Всего абсолютная идея проходит три ступени развития: логику, природу, дух.

Объясните структуру философии Гегеля:

Идея-в-себе и идея-для-себя»: логика, учение о бытии, сущности и понятии

Первый этап развития абсолютной идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — «Логика » - наука об абсолютной идее в себе и для себя. Поэтому и первой частью философской системы Гегеля является «Наука логики», где вносится принципиально новый смысл в само понятие логики. Это не способ человеческого мышления в традиционном смысле, а объективная логика развития предметного мира, которая базируется на логике развития понятий. В «Науке логики» идея развертывает себя в логический каркас будущего материального мира, являясь его своеобразной идеальной программой, подлежащей материальному воплощению.

Логика открывается предварительным понятием, где:

1. рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание;

2. дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, дается разделение логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).

Логика Гегеля — это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.

 

Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытиё» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов. Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета. Важнейшие категории учения о бытии — качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений. Основу бытия Гегель видит в мышлении, преодолевшем противоречие субъективного и объективного. Такое абсолютное объективное мышление Гегель назвал абсолютный разум (абсолютной идеей).

 

Учение о сущности. Главная проблема – проблема противоречия и связанные с ней, как правило, парные категории, — сущность и явление, тождество и различие, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие и др. Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе таково: «Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего, в т.ч. мышления, познания.

 

Учение о понятии. Понятие — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»).

 

2. «Идея-в-ее-инобытии»: философия природы

Философия природы — наука об абсолютной идее в её инобытии, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения природы Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом. «Философия природы» распадается на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных к началу XIX века. В «механике» рассматриваются такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частно-научных понятий — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. Исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах. «Органическая физика» содержит три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и индивидуума.

 

3. «Идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия»: философия духа.

«Философию духа » - наука об абсолютной идее, преодолевшей своё инобытие и возвращающейся в самоё себя. Гегель расчленил ее на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания. Это учение состоит из:

· антропологии (предмет - дух в его телесности, т. е. душа; главное внимание - специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам);

· феноменологии (предмет - сознание, самосознание, разум);

· психологии (предмет – личность в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.).

«Объективный дух». В этом разделе исследуется социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о прогрессе и его критерии (история — «прогресс в сознании свободы»), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического метода при исследовании истории и др. По Гегелю основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т. е. труд — преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, — подчеркивал немецкий философ, — человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание — «зародыш» материалистического понимания истории (исторического материализма).

Абсолютный дух самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия, т. е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом Гегель ставит философию выше частно-научного знания, изображает ее как «науку наук ».

 

Гегель изобразил историю философской мысли не как «перечень мнений», а как закономерный процесс движения мысли к истине. В этом процессе выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской системы. Предшествующее философское учение в «снятом виде» входит в более поздние учения. Один из серьезных недостатков историко-философской концепции Гегеля — «третирование материализма». Второй недостаток — объявление своей философской системы конечным пунктом, «венцом развития» мировой философской мысли.

Диалектика Гегеля

(метод «системы абсолютного идеализма»)

1. В чем заключается задача философии и ее предмет?

Гегель считал, что предметом философии должна быть чистая мысль или свободный акт. «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов… Философия составляет своеобразный способ мышления, такой, благодаря которому оно становится познанием… посредством понятий».

Задачей Гегеля была сблизить философию и науку. Задачи самой философии:

1. Сначала полуинтуитивно (пока у нас нет нужной нам логики) исследуем объективное мышление и его эволюцию так, как оно дано нам эмпирически в истории философской (и вообще – человеческой) мысли.

2. Стараемся понять современные требования этой эволюции к человеческому объективному мышлению.

3. Создаем логику бесконечных понятий.

4. В процессе исследования диалектических объектов облекаем их в логическую форму бесконечного понятия.

В результате у нас должен появиться метод, облекающий диалектические объекты в понятия. Соответственно всемирно-историческая (и даже, можно сказать, «космическая») задача философии состоит в том, чтобы осознать способ саморазвития «чистого понятия». Иными словами, задача сводится к построению логики, изображающей диалектическое развитие «чистого понятия ».

Почему знание должно быть систематичным?

«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого целого оно есть необоснованное предположение, или субъективная достоверность».

 

2. Как соотносятся мышление и бытие?

По Гегелю, природа существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность. В природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. Мышление - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого абсолютной идеей. Разум - не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. По Гегелю, мышление, как субстанциональная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. «Тождество» мышления и бытия Гегеля означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как творец бытия.

Что означает афоризм Гегеля «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно»?

Смысл этого выражения в первую очередь относится к особому пониманию Гегелем действительности. Для него это не просто некая форма сущего или наличного бытия, а то, что «достойно существования», то, что имеет смысл и значения существования как для себя, так и во взаимосвязи с внешними предметами, вещами, явлениями. У Гегеля вещь обретает свой смысл именно в связи с внешним, и таким образом «наполняется» разумностью. И наоборот, то, что разумно, имеет свою значимость для существующего, а потому в рамках этого существования является действительным.

 

3. В чем проявляется историчность философии?

Внешне противоречивый ход истории, наполненный столкновениями действий и целей отдельных личностей, целых народов и их правительств образует для философии материал, свидетельствующий о превосходстве позиции разума, способного встать над интересами и мнениями особых участников исторического процесса и увидеть в качестве цели и результата всеобщее. В этом отношении существенную роль играет именно позиция философского разума, который сам не участвует в исторических действиях, зато подводит итог историческим свершениям и демонстрирует себе, что если не действия людей, то сам результат истории оказывается всегда разумным. Но цели разума не осуществляются автоматически, сами собой или только в самом разуме. Для своего осуществления разум нуждается в деятельности людей. Человеческие стремления, интересы, страсти и вытекающие из них поступки, зачастую далекие от осмысленности и разумности, составляют неотъемлемую ткань исторического процесса. Но при этом благодаря разрозненным усилиям людей в целом в ходе всемирно-исторического процесса создается некий всеобщий результат, выражающий действие всемирного разума.

Как он относится к своей эпохе?

Провоцируя обвинения в европоцентризме со стороны современных исследователей, Гегель утверждает, что «лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы ». Лишь в современной Гегелю Европе, «свобода нашла себе опору, свое понятие о том, как осуществлять свою истину. В этом состоит цель всемирной истории...». Эту опору она находит в философии Гегеля, и, следовательно, цель истории оказывается в себе уже достигнутой благодаря деятельности философа. Таким образом, философия истории завершается фактически в гегелевской современности. Это не означает, что Гегель считал свою современность высшим совершенством и тем более не означает того, что он полагал дальнейшее историческое движение невозможным. Свое дальнейшее развитие человеческий дух должен искать уже не в исторических деяниях, а в вечных творениях искусства, в религии или же в

области абсолютного духа.

«Философия… совершенно тождественна со своей эпохой. Но если философия по своему содержанию и не стоит выше своего времени, то она все же выше его по своей форме, ибо она как мышление и знание того, что представляет собой субстанциальный дух ее эпохи, делает его своим предметом. Поскольку она мыслит в духе своего времени, он является ее определенным отображающим мир содержанием; но вместе с тем она в качестве знания также и выходит за его пределы, так как она противопоставляет его себе; но это противопоставление лишь формально, ибо она поистине не обладает никаким другим содержанием ».

Почему «сова Минервы начинает свой полет с наступлением сумерек»?

Совы действительно вылетают, когда стемнеет. Сова Минервы, античной богини мудрости, - это символ философии. Философия начинает свой полет тогда, когда день уже закончился. Это можно понимать так: лишь тогда, когда замысел Мирового Разума на данный исторический период завершен, его может осмыслить разум человеческий. Понять план Бога-Разума можно лишь тогда, когда он реализован до конца. Иногда Мировой Разум действует окольным путем, хитростью, через врага. Потому не нужно спешить с суждениями относительно смысла исторических событий. Надо подождать вечера, когда планы на день будут завершены. Вот тогда и должна вылететь сова Минервы.

 

 

Гегель выделяет три типа мышления: «рассудочное», «диалектическое (отрицательно-разумное)» и «спекулятивное (положительно-разумное)». Объясните:

4. В чем необходимость и при этом ограниченность рассудочного мышления?

По Гегелю, истинное же умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе как постоянный и необходимый низший момент, как настоящую основу и опорную точку для своего действия. В правильном ходе истинно философского познания рассудок, разделяющий живое целое на части, отвлекающий общие понятия и формально противополагающий их друг другу, даёт неизбежное начало мыслительному процессу. Лишь за этим первым рассудочным моментом, когда отдельное понятие утверждается в своей ограниченности как положительное или истинное (тезис), может обнаружиться второй отрицательно-диалектический момент -самоотрицание понятия вследствие внутреннего противоречия между его ограниченностью и той истиной, которую оно должно представлять (антитезис). С разрушением этой ограниченности, понятие примиряется со своим противоположным в новом высшем, т. е. более содержательном, понятии, которое относительно двух первых представляет третий, положительно-разумный, или собственно умозрительный, момент (синтезис).

 

5. Что Гегель имеет в виду под диалектическим мышлением?

Мышление, согласно Гегелю, является высшей ступенью самовыражения и самопознания «абсолютом» самого себя, а философия, как наука всех наук, в состоянии раскрыть все исходные признаки «абсолюта». А поскольку философским мышлением обладает только человек, то он оказывается не просто носителем «абсолютной идеи», а является её высшим воплощением – Духом. Диалектическое мышление человека – это всего лишь копия диалектической сущности «абсолюта», для которого диалектика выступает картиной его внутреннего состояния, картиной движения и развития, является импульсом превращения «бытия – в – себе» в «бытие – для – себя». В итоге «абсолют» себя увидел, познал, а формой познания оказалось человеческое мышление, наполненное всем богатством абсолюта.

 

6. Почему диалектическое мышление не приводит к скептицизму?

Диалектический аспект мышления состоит в умении открыть в любом конечном определении внутренние противоречия. Однако абсолютизация противоречий приводит к тотальному скептицизму. Гегель считает, что разум должен не скептически отступать перед противоречиями, а синтезировать противоположности. Синтетическая способность разума позволяет наращивать содержательное богатство мысли. Такое наращивание Гегель называет движением «от абстрактного к конкретному». Под конкретностью он понимает множественность, связанную внутренней необходимостью, которая реализуется только мышлением. Для достижения высшей конкретности, т. е. представления о Боге, философия должна показать себя непрерывным движением мысли от бессодержательности пустого «понятия-в-себе» к высшей полноте абсолютного духа.

 

7. Что Гегель называет спекулятивным мышлением?

Операция, которую совершает мышление, синтезируя содержание двух противоположных суждений об одном и том же предмете, является, несомненно, логической операцией выведения нового знания из некоторых ранее добытых знаний. Однако если каждое из противоположных суждений выводится обычным путем, т. е. путем рассуждения, согласно принципу формально-логического тождества, то операция выведения из двух противоположных суждений нового знания не является собственно рассуждением, не подчинена принципам рассудка и является особой формой связи мыслей. Эту форму Гегель и назвал «спекулятивным моментом» логического процесса или «спекулятивным мышлением ».

 

8. За что Гегель критикует законы формальной логики?

Необходимость формальной логики Гегель прекрасно осознавал и неукоснительно соблюдал её требования. Главная претензия великого философа к традиционной логике состояла в том, что зафиксированный в ней набор правил, так называемых «законов», не затрагивает самой структуры научного познания и лишь способствует корректному изложению его готовых результатов. Именно по этой причине и в этом смысле формальная логика, по Гегелю, лишена научного статуса, если под ним понимать не перечень каких-либо предписаний или описание фактов, а познание объективной реальности. А последнее хотя формально и связано с логикой языка науки, однако содержательно, т.е. предметно, не является таким языком, а представляет собой структуру объектно-субъектного отношения.

Симптоматично в этом отношении само название основного произведения Гегеля – «Наука логики», прямо указывающее на то, какую задачу ставил перед собой Гегель: создать Логику, которая в обобщенном виде выражала бы существо познавательного процесса, в виде обобщенного опыта наук, независимо от их конкретной сферы.

 

9. Охарактеризуйте метод познания, который предлагает Гегель.

Диалектический метод познания рассматривает все явления и процессы во взаимосвязи, развитии и взаимообусловленности. По выражению Гегеля, диалектический метод познания является «движущей душой истинного познания», и базируется на принципе, вносящем в содержание любой науки внутреннюю необходимость и связь.

Гегель подчеркивал диалектический характер своего метода познания, который предполагает соблюдение определенных принципов в процессе познания:

1. Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии.

2. Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность», по выражению Гегеля. А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.

3. Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего (всеобщего). Только через связь с другим конкретное явление (предмет) проявляет и утверждает свою подлинную реальность (диалектика единичного, особенного, всеобщего).

4. Всякое развитие необходимо рассматривать как процесс самоотрицания предыдущего состояния и в то же время сохранения определенности своей сущности, хотя и измененной.

5. Всякое развитие есть процесс все более богатого проявления предметами, объектами своего содержания. В чем и выражается, по Гегелю, прогрессивность всякого развития.

 

 

10. По материалам словарей, запишите определение двух ключевых принципов диалектики Гегеля:

- Восхождение от абстрактного к конкретному

В диалектической традиции анализа мышления, начиная с Гегеля, это способ движения теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному развертыванию ее предмета. Диалектическая традиция отвергает свойственное эмпиризму сведение возможностей мысли к выделению абстрактно-всеобщего, полагая, что мышление в принципе способно к познанию предмета в его конкретности своими специфическими средствами, которые и рассматриваются этой традицией в понятии «восхождение от абстрактного к конкретному». Абстрактное перестает быть синонимом только мышления, а конкретное – действительности, данной в многообразии чувственного созерцания. Абстрактность интерпретируется как «бедность», неразвитость, односторонность знания, а конкретность – как его полнота, содержательность, развитость. Т.о., представление о восхождении от абстрактного к конкретному в диалектической традиции характеризует общую принципиальную направленность познавательного процесса от менее богатого, менее содержательного знания к более богатому, более содержательному осмысленному знанию.

- Принцип единства исторического и логического

Это принцип развития, включающего в себя процесс становления законов соответствующей области знания. Чтобы вскрыть сущность предмета, необходимо воспроизвести реальный исторический процесс его развития. «Последователь­ность систем философии в истории,— указывал Гегель,— та же самая, что и последовательность в выведении логических определений идеи... Если мы освободим основные понятия, выступавшие в истории фило­софских систем, от всего того, что относится к их внешней форме, к их применению к частным случаям и т. п., если возьмем их в чистом виде, то мы получим различные ступени определения самой идеи в ее логическом понятии. Если, наоборот, мы возьмем логическое поступа­тельное движение само по себе, мы найдем в ней поступательное движение исторических явлений в их главных моментах; нужно только, конечно, уметь распознавать эти чистые понятия в содержании исто­рической формы». У Гегеля логическое есть подлинное содержание, историческое — его фор­ма, определяемая содержанием. Таким образом, идеалистическое ре­шение вопроса о соотношении природы и духа было трансформировано в сфере общей методологии в виде первичности логического по отно­шению к историческому.

 

11. Воспользуйтесь как текстом задания, так и статьями из философских энциклопедических словарей, и дайте определения ключевым категориям и законам гегелевской диалектики:

Три закона диалектики

a) Отрицание отрицания

Один из основных законов диалектики. Он выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчинённого и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нём собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, которое одновременно выступает как сохранение.

 

b) Переход количественных изменений в качественные

всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления.

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным. Качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения.

c) Единство и борьба противоположностей

заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зи­ма и лето, молодость и старость и т. д.). Вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противо­речие (единство противоположностей). Сутьзакона: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста­ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис­точника, движущей силы их развития.

Ключевые категории диалектики

a) Различие - сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других; в диалектике понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутреннюю противоречивость, развитие. Находится в неразрывном единстве с категорией тождества. Противоположность - каждый из двух моментов конкретного единства, т.е. диалектического противоречивого тождества. Различают внешние и внутренние.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, а также высказываний, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития.

b) Диалектическое снятие - понятие в философии Гегеля, обозначающее момент развития, «в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение». Гегель применял этот термин для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное её состояние «снимается» или преодолевается высшим, чем и объясняется связь ступеней развития. Термин снятие иллюстрирует диалектический принцип отрицания отрицания: тезис снимается антитезисом, а антитезис —синтезом.

c) Диалектический скачок - стадия коренных качественных изменений предмета; момент или период превращения старого качества в новое;процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового; процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изме­няющимся объектом границы меры (мера – граница, за которой количественные изменения переходят в качественные).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: