Современные тенденции развития непрерывного образования




 

Современная парадигма непрерывного образования строится исходя из основополагающих принципов:

- принцип гуманизации образования;

- принцип личностно-ориентированного образования, индивидуализированной подготовки, выявлении в ходе межцикловых перманентных периодов обучения (детский сад - школа - вуз) индивидуальных творческих способностей личности, неповторимого ее характера для максимального развития потенциальных возможностей каждого человека;

- создание единого информационно-образовательного пространства, подразумевающее обеспечение мирового единства уровня образовательных программ и содержания курсов, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, наличие международной системы определения соответствия национальных дипломов;

- создание единого образовательного пространства на микро - и макро - уровнях социума: общество в целом, семья, школа, вуз, отдельно взятое предприятие («корпоративное» образование персонала);

- использование новых образовательных технологий, в т.ч. виртуальных, отличающихся от традиционных «кампусных», т. е. обучения в университетских городках, что призвано обеспечить массовость образования, поскольку нивелирует различия в возможностях получения образования для самых разных людей;

- широкое применение компьютерных технологий обучения, которые используют телекоммуникационные сети глобального масштаба[18].

Таким образом, социально-исторический аспект современного непрерывного образования находит отражение в системе базовых идей, реализация которых необходима в образовательных учреждениях, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таких идей относятся:

- обеспечение поступательности в процессах формирования и обогащения творческого потенциала личности,

- наличие вертикальной и горизонтальной целостности пожизненного образовательного процесса;

- учет специфики структуры и содержания образовательных потребностей индивида на разных стадиях его жизненного цикла;

- содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

- единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

- самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

- интеграция формальной, неформальной и окказиональной составляющих процесса непрерывного образования.

Итак, феномен непрерывного образования существует многие века, и сегодня идея необходимости обучения «через всю жизнь» трансформировалась в теорию «непрерывного образования» и стала общепринята во всем мире. Активное развитие непрерывного образования испытывает на себе влияние глобальных тенденций современного рынка, в частности, увеличения ценности временного ресурса, объективной необходимости в постоянном получении новых знаний, а также совершенствования информационных технологий.


Заключение

 

В результате исследования было определено, что в современный период высокий динамизм социокультурной жизни, наряду с усилением социальной роли личности, интеллектуализацией труда, быстрой сменой технологий и профессий обусловили процесс интеграции всех форм обучения в целостную систему непрерывного образования.

Научные интерпретации непрерывного образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается, но в целом можно сделать вывод, что социальная философия исследует феномен непрерывного образования посредством категорий непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, свободы, самореализации личности.

На основании результатов работы можно сделать вывод о том, что в условиях модернизации системы профессионального образования важнейшим из новых представлений о образовательной реальности современного социума является понимание образования как непрерывного процесса, нацеленного на укрепление способности человека адаптироваться к преобразованиям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе.

Социально-исторической основой непрерывного образования является представление о том, что современный человек во всех фазах своей жизни ставится перед новыми вызовами постиндустирального информационного общества, справиться с которыми ему призвано помочь приобретение всё новых компетенций. Таким образом, непрерывное образование представляет собой поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний в процессе движения индивида по траектории образования, обеспечивающем поступательный рост творческого потенциала личности по мере включения в разные ступени образования (общеобразовательный этап, профессиональная подготовка, самообразование и дополнительное образование).

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социально-исторический аспект проявляется в отходе от распространенного понимания непрерывного образования, основанного на преемственности звеньев его схемы. В центре социально-исторического понимания рассматриваемого понятия - непрерывность образования в мире личности, то есть в условиях непрерывного образования, являющегося в постиндустриальном обществе нормой, существенно меняется онтологический статус человека - его социальное бытие. В котором процесс образования (в институциональной форме, а также внеинституциональной и окказиональной, т.е. протекающей спонтанно) пронизывает всю жизнь и обеспечивает успешность как отдельного индивида, так и современного постиндустриального («образовательного», «информационного») общества в целом,

 


 

Список литературы

 

1. Белинская, А.В. Непрерывное образование как фактор развития социального капитала российского общества / А.В. Белинская // Социальная педагогика в России. 2013. №3. С. 81-86.

2. Владиславлев, А.П. Система непрерывного образования: состояние и перспективы // Социально-философские проблемы современного образования / А.П. Владиславлев. - М., 1996. - 335 с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М. Совершенство, 1998. - 608 с.

4. Даве Р. Основы непрерыного образования: некоторые методологические аспекиты. - Гамбург, 1996. - 134 с.

5. Затыненко, А.В. Непрерывное профессиональное образование как ключевой ориентир современной системы подготовки кадров / А.В. Затыненко // Вестник КарГУ, 2015. С.116 - 119.

6. Захарченко, М.В. Генезис непрерывного образования как социально-философского понятия / М.В. Захарченко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25160 (дата обращения: 28.04.2017).

7. Зинченко, Г.П. Непрерывное образование: социально философская концепция / Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д, 1990.

8. лючарев, Г.А., Огарев, Е.П. Непрерывное образование в условиях трансформации / Г.А. Ключарев, Е.П. Огарев. - М.: ООО «ФРАНТЭРА», 2012. - 108 с.

9. Майсеня Л.И. Содержание математического образования учащихся колледжей: от стандарта до результата // Кiраванне ў адукацыi. 2008. №12. С. 10-15.

10. Николаева, Л.Ю. Философия образования. Часть 1 / Л.Ю. Николаева. - М.: Мир науки, 2014. - 92 с.

11. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2013. - 136 с.

12. Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В.Г. Осипов.- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 219 с.

13. Пережовская, А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 38-41.

14. Пушкарев, Ю.В. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 60-67.

15. Хохлов, А.А. От рационализации образования к разумному обществу / А.А. Хохлов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 38-41.

 

 


[1] Даве Р. Основы непрерыного образования: некоторые методологические аспекиты. – Гамбург, 1996. – 134 с.

[2] Владиславлев, А.П. Система непрерывного образования: состояние и перспективы // Социально-философские проблемы современного образования / А.П. Владиславлев. – М., 1996. – 335 с.

[3] Хохлов, А.А. От рационализации образования к разумному обществу / А.А. Хохлов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 38-41

[4] См Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ. 2014. С.116.

[5] Майсеня Л.И. Содержание математического образования учащихся колледжей: от стандарта до результата // Кiраванне ў адукацыi. 2008. №12. С. 12.

[6] Цит. по: Ключарев, Г.А., Огарев, Е.П. Непрерывное образование в условиях трансформации / Г.А. Ключарев, Е.П. Огарев. – М.: ООО «ФРАНТЭРА», 2012. – С.61.

[7] Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В.Г. Осипов.- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 219 с.

[8] Цит. по: Затыненко Непрерывное профессиональное образование как ключевой ориентир современной системы подготовки кадров // Вестник КарГУ, 2015. - С.117.

[9] Захарченко, М.В. Генезис непрерывного образования как социально-философского понятия / М.В. Захарченко // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25160 (дата обращения: 28.04.2017).

[10] Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М. Совершенство, 1998. – С.242.

[11] Цит. по: Пушкарев, Ю.В. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 63.

[12] Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2013. – С.89.

[13] Пушкарев, Ю.В. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 64.

[14] Хохлов, А.А. От рационализации образования к разумному обществу / А.А. Хохлов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 38.

[15] Владиславлев, А.П. Система непрерывного образования: состояние и перспективы // Социально-философские проблемы современного образования / А.П. Владиславлев. – М., 1996. – С.127.

[16] Зинченко, Г.П. Непрерывное образование: социально философская концепция / Г.П. Зинченко. – Ростов н/Д, 1990. – С.72.

[17] Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М. Совершенство, 1998. – С.325.

[18] развития глобальной культуры / Ю.В. Пушкарев, Е.А. Пушкарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 61.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: