Выбор вида транспортных средств




ТЕМА 5. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего назначения обслуживает сферу обращения и населения. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения).

2. Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспорта необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задачи выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

- выбор вида транспортных средств;

- выбор типа транспортных средств;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- определение рациональных маршрутов доставки.

 

Выбор вида транспортных средств

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

1) Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ – высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товаров.

Недостаток автомобильного транспорта – высокая себестоимость перевозок. К другим недостаткам относят: срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность.

2) Железнодорожный транспорт.

Преимущества: хорошо приспособлен к перевозке различных партий грузов при любых погодных условиях, обеспечивает возможность доставки грузов на большие расстояния, регулярность перевозок, эффективная организация погрузочно-разгрузочных работ, сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

3) Морской транспорт.

Преимущества: низкие грузовые тарифы, высокая провозная способность.

Недостатки: низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок.

4) Внутренний водный транспорт.

Преимущества: низкие грузовые тарифы, самый дешевый вид транспорта при перевозках более 100т. на расстояние более 250км.

Недостатки: малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане (ограничения в связи с конфигурацией водных путей).

5) Воздушный транспорт.

Преимущества: высокая скорость доставки, возможность достижения отдаленных районов.

Недостатки: высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которые снижают надежность соблюдения графика поставки.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице дается оценка различных видов транспорта общего пользования в разрезе этих факторов (единице соответствует наилучшее значение).

 

Таблица 1. Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта.

Факторы, влияющие на выбор вида транс- пор- Вид та транспорта Время доставки Частота отправления грузов Надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставлять грузы в любые территории Стоимость перевозки
Железнодо-рожный            
Водный            
Автомобиль- ный            
Трубопровод-ный            
Воздушный            

 

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь принимают во внимание следующие факторы:

- надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные таблицы 1 могут служить лишь для приближенной оценки степени пригодности того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

 

3. Транспортные тарифы и правила их применения.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.

Тарифы включают в себя:

- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта.

Их построение должно обеспечивать:

- транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

- покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Умелым регулированием уровня тарифных справок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны МПС позволило увеличить спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на краткой характеристике.

1) На железнодорожном транспорте для определения стоимости

перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью

определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих графиков в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья (угля, руды, и т.п.). Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

а.) вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной весом до 25 т. и объемом до полувагона и мелкой отправкой весом до 10 т. и объемом до 1/3 вагона;

б.) скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз;

в.) расстояние перевозки. Перевозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние – при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

г.) тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер перевозной платы в каждом случае будет различным.

д.) принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

е.) Количество перевозимого груза. Фактор также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

2) На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов (прейскурант + индекс):

- тарифы за повременное пользованием грузовым транспортом;

- тарифы из покилометрового расчета;

- тарифы за перегон подвижного состава;

- договорные тарифы;

- тарифы за перевозку грузов на условиях платных m-км.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

- расстояние перевозки;

- грузоподъемность автомобиля;

- общий пробег;

- время использования автомобиля;

- тип автомобиля;

- район, в который осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

3) На речном транспорте тарифы по перевозке грузов, сборы за погрузочные работы и др., связанные с перевозками услуги определяются пароходством самостоятельно с учетом конъюктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также минимально необходимый уровень рентабельности.

4) На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограниченна определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюктуры фрахтового рынка (рынок продукции судоходства) и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: