Виды и показатели рентабельности




В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они характери­зуют относительную доходность организации, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода организаций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Первая группа показателей, отражая уровень рентабельности различных экономических субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования юридического лица, организации до страны, межгосударственной организации, международного региона и мира в целом, показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее роль заключается в обеспечении социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов, стран) в более доходные. Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.

Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

Четвертая группа показателей формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта - прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.

Особую роль играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности зависят как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так и конечные результаты предпринимательской деятельности.

Исходя из понимания видов затрат можно представить сле­дующие виды рентабельности:

- рентабельность продукции (работ, услуг)- определяется как отношение прибыли организации (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, то­варной или реализованной);

- рентабельность капитальных затрат;

- рентабельность акционерного капитала.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показа­тели, в которых детализируются количественные значения ис­ходных данных по различным признакам, а именно:

- во времени (рентабельность продукции за год, квартал, месяц);

- по месту (рентабельность организации, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.);

- по степени детализации производственной программы - рентабельность единицы продукции или всего объема произ­водства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

- по степени детализации доходов с капитала — рентабель­ность аренды, лизинга, вложений в производственные организации или в финансовые учреждения, рентабельность объектов интеллектуальной соб­ственности, переданных по лицензионным соглашениям, рен­табельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности дея­тельности организации в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли организации или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показате­лей реализованной продукции, себестоимости, величины акцио­нерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности про­дукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показате­лей прибыли организации, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты тру­да, численности работников, производственных площадей и т. д.

Наиболее распространенными показателями являются:

1) рентабельность производства (производственных фондов) (Рп), рассчитывается по формуле:

Рп = Пв / (ОФП + НОС), где

Пв - общая (валовая) прибыль за год (или другой период);

ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.

Характеризует эффективность производственной деятельности, отражает при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли

2)рентабельность собственного капитала (Рс.к), который характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала), он интересует всех акционеров, так как определяет верхнюю границу дивидендов:

Рс.к = Пч / Кс,

где Пч - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит);

Кс - собственный капитал,

3) рентабельность перманентного капитала (Рп.к) - отражает эффективность использования долгосрочного (перманентного) капитала в деятельности организации (как собственного, так и заемного):

Рп.к = Пч / Кп, где Кп – перманентный капитал.

4) рентабельность совокупных активов (Ра) - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:

Ра = Пч / Ка, где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;

5) рентабельность продукции(Рпр) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:

Рпр = Пр / Ср, где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Ср - полная себестоимость реализованной продукции;

6) рентабельность отдельных видов продукции(Рв.пр):

Рв.пр = Пед / Сед, где Пед- прибыль в расчете на единицу продукции;

Сед - полная себестоимость единицы определенного вида продукции;

7) рентабельность реализации, (продаж или товарооборота)Рр - показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции):

Рр = Пр / Vр,где Пр – прибыль от продаж; Vр – выручка от продаж.

Известны два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный и ресурсный.

Затратный подход используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.

Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе – общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности организации в целом.

Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализации, а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: