Подготовка площадки к строительству и ее обустройство
Размещение машин и механизмов. При размещении на строительной площадке машин учитывают безопасные условия работы механизмов; факторы влияния устанавливаемого механизма на работу других механизмов, размещенных в зоне его действия или на смежных участках; компактность расположения механизмов, подъездов, складов материалов и готовой продукции, бесперебойную их доставку; сокращение трудоемкости, материальных и финансовых затрат при установке механизмов и дальнейшей их эксплуатации. Например, краны целесообразно располагать со стороны фасадов, не имеющих входов в здание, чтобы не затруднять доступ туда рабочих.
Наиболее сложной задачей является размещение (привязка) кранов и подъемников. При привязке монтажных кранов предварительно осуществляют выбор типов и марок кранов, расчет зон действия кранов с учетом ограничений.
Башенные краны при отсутствии ограничений подбирают по грузоподъемности Q, высоте подъема стрелы Н и вылету стрелы R.
Поперечная привязка кранов.
При привязке башенного крана с поворотной башней и противовесом, размещаемыми в нижней его части, ось подкрановых путей располагают от выступающей части здания на минимальном расстоянии Lmin, м:
Lmin = Rз.г. + lбез,
где R з.г — задний габарит крана (радиус поворота платформы); l без — минимально допустимое безопасное расстояние от выступающей части крана до выступающей части здания (1м).
При привязке башенных кранов с неповоротной башней и верхним противовесом расстояние от оси подкрановых путей (ОПП) до выступающей части здания 1 (рис. 2.9,а-слева от ОПП) определяют по формуле:
К + lш
Lmin = --------- + 0,2 + lб + lбез,
2
где К — колея крана (расстояние между центрами рельсов ); lш — длина полушпалы, равная 1,375 м для деревянной и 1,34 м для железобетонной полушпалы; 0,2 — минимальное расстояние в метрах от конца полушпалы до откоса балластной призмы; lб — величина заложения балластной призмы (определяется по табл. 2.2) lбез — безопасное расстояние от нижнего края балластной призмы до габарита здания, равное не менее 0,7 м на высоте до 2 м и не менее 0,4 м на высоте более 2 м.
Расстояние Lmin' между осью подкрановых путей и линией складирования материалов можно определить, пользуясь значениями на рис. 2.9, а-справа от ОПП.
Приближение к зданию (сооружению) стационарного приставного крана определяется минимальным вылетом, при котором обеспечивается монтаж ближайших к башне крана конструктивных элементов зданий с учетом размеров фундамента крана и условий крепления крана к зданию. Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае устанавливают с помощью расчета. Крепление приставного крана к зданию выполняется на необходимых отметках (см. технические характеристики крана).
Поперечную привязку кранов, располагаемых у выемок, не имеющих специальных креплений (см. рис. 2.9, б), определяют по формуле:
Lmin = (К + lш)/2 + 0,2 +lб + lк,
где lк — наименьшее расстояние от основания откоса выемки до нижнего края балластной призмы (для песков и супесей lк = 1,5 hк + 0,4; для остальных грунтов lк = h к + 0,4 (h к — глубина котлована).
При установке стреловых самоходных кранов вблизи неукрепленных выемок наименьшее расстояние от основания выемки до ближайшей опоры машины принимается в соответствии со СНиП.
Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов заключается в определении требуемой протяженности подкрановых путей:
L п.п.= В + l кр + 2 l Т. П + 2 lТУП,
где В — база крана; lкр — расстояние между крайними стоянками крана; lТ.П — длина тормозного пути крана (принимается 1,5 м); l ТУП — расстояние от конца рельса до тупика, равное 0,5 м.
Для определения lкр пользуются графическим способом (см. рис. 2.9, в,г,д,е), для чего на оси передвижения крана делают засечки циркулем в принятом масштабе из противоположных углов здания максимальным вылетом стрелы, из середины внутреннего контура здания минимальным вылетом стрелы, из центров наиболее тяжелых элементов соответствующими вылетами стрел при данной грузовой характеристике крана. Затем по крайним засечкам определяют расстояние между центрами крана lкр в крайнем положении. Расчетную длину подкрановых путей LП.П (рис. 2.9, ж и з) при необходимости увеличивают с учетом кратности длины полузвена 6,25 м.
В соответствии с нормативами минимальная протяженность путей должна составлять 32,5 м (2,5 звена по 12,5 м). При работе в стесненных условиях и одной стоянке крана допускается установка крана на одном звене подкрановых путей 12,5 м (фактически стационарная работа крана), но в этом случае звено должно быть уложено на жесткое основание (фундаментные блоки или специальные сборные конструкции).